Интернатура и ординатура
Подборка наиболее важных документов по запросу Интернатура и ординатура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть особенности приема на работу медицинского работника
(КонсультантПлюс, 2025)Также учтите, что, если вы, например, принимаете работника на должность главного врача по совместительству (как внутреннему, так и внешнему), он должен соответствовать таким же квалификационным требованиям, как и при приеме на эту должность на основное место работы. Исключений для совместителей не предусмотрено. Например, таким требованиям соответствует работник, имеющий высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело", подготовку в интернатуре и (или) ординатуре по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", повышающий квалификацию не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности, имеющий стаж работы на руководящих должностях в медицинской организации не менее пяти лет (ч. 1, 2 ст. 195.1, ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, ч. 1 ст. 69 Закона об охране здоровья, Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, утвержденные Приказом Минздрава России от 02.05.2023 N 206н, п. 3.6 Профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья", утвержденного Приказом Минтруда России от 07.11.2017 N 768н, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" ЕКС.
(КонсультантПлюс, 2025)Также учтите, что, если вы, например, принимаете работника на должность главного врача по совместительству (как внутреннему, так и внешнему), он должен соответствовать таким же квалификационным требованиям, как и при приеме на эту должность на основное место работы. Исключений для совместителей не предусмотрено. Например, таким требованиям соответствует работник, имеющий высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело", подготовку в интернатуре и (или) ординатуре по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", повышающий квалификацию не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности, имеющий стаж работы на руководящих должностях в медицинской организации не менее пяти лет (ч. 1, 2 ст. 195.1, ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, ч. 1 ст. 69 Закона об охране здоровья, Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, утвержденные Приказом Минздрава России от 02.05.2023 N 206н, п. 3.6 Профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья", утвержденного Приказом Минтруда России от 07.11.2017 N 768н, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" ЕКС.
Статья: Основные требования к организации услуг по массажу
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Дерматовенерология";
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Дерматовенерология";
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- имеющие диплом специалиста по специальностям "Лечебное дело" или "Педиатрия" при наличии подготовки в интернатуре (ординатуре) и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по одной из специальностей подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" и прохождении обучения по дополнительной профессиональной программе (не менее 504 часов) по соответствующей специальности.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- имеющие диплом специалиста по специальностям "Лечебное дело" или "Педиатрия" при наличии подготовки в интернатуре (ординатуре) и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по одной из специальностей подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" и прохождении обучения по дополнительной профессиональной программе (не менее 504 часов) по соответствующей специальности.
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Иногда далее с учеником - будущим медицинским работником заключается договор о его послевузовском обучении в интернатуре (ординатуре) с последующим трудоустройством. При этом, помимо него самого, иными сторонами в договоре могут быть департамент или министерство здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации и медицинская организация, в которой планируется трудоустройство медицинского работника.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Иногда далее с учеником - будущим медицинским работником заключается договор о его послевузовском обучении в интернатуре (ординатуре) с последующим трудоустройством. При этом, помимо него самого, иными сторонами в договоре могут быть департамент или министерство здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации и медицинская организация, в которой планируется трудоустройство медицинского работника.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно Письму Минобрнауки от 11.11.2015 N 05-ПГ-МОН-38998 одновременное обучение по образовательным программам ординатуры и интернатуры, а также по образовательным программам аспирантуры и интернатуры не рассматривается как получение второго высшего образования и возможно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с назначением стипендии.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно Письму Минобрнауки от 11.11.2015 N 05-ПГ-МОН-38998 одновременное обучение по образовательным программам ординатуры и интернатуры, а также по образовательным программам аспирантуры и интернатуры не рассматривается как получение второго высшего образования и возможно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с назначением стипендии.
Статья: Тайна профессионального образования в обеспечении охраны медицинской тайны
(Павлов А.В.)
("Медицинское право", 2023, N 3)Правовые нормы по поводу охраны обязанными лицами информации, составляющей медицинскую тайну, при получении ими профессионального образования в настоящее время в качестве правового института научным сообществом не признаны, несмотря на очевидную необходимость в этом. До принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательные медицинские учреждения входили в систему Министерства здравоохранения Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 54 действовавших ранее Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 и норм иных актов обязанности по охране медицинской тайны пациента в ходе образовательного процесса, как правило, возлагались на медицинские организации, оказывающие ему медицинскую помощь. Обучающиеся лица допускались к информации, составляющей медицинскую тайну, в соответствии с программами профессионального обучения под контролем медицинского персонала, на который возлагалась ответственность за их профессиональную подготовку. В организациях здравоохранения издавались локальные акты по возложению обязанностей по контролю за соблюдением обучающимися медицинской тайны на руководителя обучения (практики, интернатуры, ординатуры и т.д.). Тем не менее в научной литературе обоснованно высказывались позиции о том, что требования законодательства о неразглашении медицинской тайны распространяются не только на медицинских работников, но и на обучающихся в процессе обучения <1>. Изменения в законодательстве о здравоохранении и об образовании (2011 - 2012 гг.) обозначили новый этап охраны медицинской тайны. Обновленным законодательством осуществлено переподчинение медицинских образовательных организаций от ведомства здравоохранения образовательному ведомству; при этом в науке исследователи вновь вернулись к вопросу охраны конфиденциальной информации, в том числе обучающимися лицами <2>. Однако, в силу отсутствия необходимого объема регулирования исследуемых отношений, продолжает иметь место правовая неопределенность относительно обязанностей обязанных лиц, что требует законодательного уточнения.
(Павлов А.В.)
("Медицинское право", 2023, N 3)Правовые нормы по поводу охраны обязанными лицами информации, составляющей медицинскую тайну, при получении ими профессионального образования в настоящее время в качестве правового института научным сообществом не признаны, несмотря на очевидную необходимость в этом. До принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательные медицинские учреждения входили в систему Министерства здравоохранения Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 54 действовавших ранее Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 и норм иных актов обязанности по охране медицинской тайны пациента в ходе образовательного процесса, как правило, возлагались на медицинские организации, оказывающие ему медицинскую помощь. Обучающиеся лица допускались к информации, составляющей медицинскую тайну, в соответствии с программами профессионального обучения под контролем медицинского персонала, на который возлагалась ответственность за их профессиональную подготовку. В организациях здравоохранения издавались локальные акты по возложению обязанностей по контролю за соблюдением обучающимися медицинской тайны на руководителя обучения (практики, интернатуры, ординатуры и т.д.). Тем не менее в научной литературе обоснованно высказывались позиции о том, что требования законодательства о неразглашении медицинской тайны распространяются не только на медицинских работников, но и на обучающихся в процессе обучения <1>. Изменения в законодательстве о здравоохранении и об образовании (2011 - 2012 гг.) обозначили новый этап охраны медицинской тайны. Обновленным законодательством осуществлено переподчинение медицинских образовательных организаций от ведомства здравоохранения образовательному ведомству; при этом в науке исследователи вновь вернулись к вопросу охраны конфиденциальной информации, в том числе обучающимися лицами <2>. Однако, в силу отсутствия необходимого объема регулирования исследуемых отношений, продолжает иметь место правовая неопределенность относительно обязанностей обязанных лиц, что требует законодательного уточнения.
Статья: Косметологические услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Дерматовенерология" и профессиональная переподготовка по специальности "Косметология".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Дерматовенерология" и профессиональная переподготовка по специальности "Косметология".
Статья: О некоторых вопросах применения военными судами законодательства о денежном довольствии военнослужащих (по материалам судебной практики)
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 8)Согласно материалам дела, привлеченный в качестве ответчика командир воинской части Б. издал 16 июня 2019 г. приказ о назначении на должность судового врача спасательного буксирного судна М., на тот момент не имевшего сертификата специалиста для медицинских работников с высшим образованием, наличие которого является одним из необходимых условий для допуска к осуществлению медицинской деятельности по этой должности. В соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, если данным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают носящие нормативный правовой характер специальные требования к работникам, выполняющим определенные трудовые обязанности. В возникших правоотношениях таким нормативным правовым актом является Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н, устанавливающий квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, которыми для занятия должности судового врача предусматривается наличие высшего образования - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия". При этом допуск к медицинской деятельности требует в соответствии с примечанием к названному Приказу либо подготовки в интернатуре/ординатуре по соответствующей специальности, предусмотренной разделом "Уровень профессионального образования", либо профессиональной переподготовки по такой специальности, предусмотренной разделом "Дополнительное профессиональное образование". Исключение составляют лишь случаи, когда прохождение профессиональной переподготовки не предусмотрено квалификационными требованиями. При наличии подготовки в интернатуре по специальности "Педиатрия", как в случае с М., для должности судового врача необходима профессиональная переподготовка по специальности "Общая врачебная практика". При этом переподготовка осуществляется не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности, отсутствие сертификата о ее прохождении являлось препятствием к назначению М. на должность судового врача спасательного буксирного судна.
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 8)Согласно материалам дела, привлеченный в качестве ответчика командир воинской части Б. издал 16 июня 2019 г. приказ о назначении на должность судового врача спасательного буксирного судна М., на тот момент не имевшего сертификата специалиста для медицинских работников с высшим образованием, наличие которого является одним из необходимых условий для допуска к осуществлению медицинской деятельности по этой должности. В соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, если данным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают носящие нормативный правовой характер специальные требования к работникам, выполняющим определенные трудовые обязанности. В возникших правоотношениях таким нормативным правовым актом является Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н, устанавливающий квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, которыми для занятия должности судового врача предусматривается наличие высшего образования - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия". При этом допуск к медицинской деятельности требует в соответствии с примечанием к названному Приказу либо подготовки в интернатуре/ординатуре по соответствующей специальности, предусмотренной разделом "Уровень профессионального образования", либо профессиональной переподготовки по такой специальности, предусмотренной разделом "Дополнительное профессиональное образование". Исключение составляют лишь случаи, когда прохождение профессиональной переподготовки не предусмотрено квалификационными требованиями. При наличии подготовки в интернатуре по специальности "Педиатрия", как в случае с М., для должности судового врача необходима профессиональная переподготовка по специальности "Общая врачебная практика". При этом переподготовка осуществляется не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности, отсутствие сертификата о ее прохождении являлось препятствием к назначению М. на должность судового врача спасательного буксирного судна.