Инструкция по составлению списков избирателей
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по составлению списков избирателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение и защита активного избирательного права в процедурах электронного голосования
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)<24> См., например: Инструкция о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах, проводимых в единый день голосования 8 сентября 2024 года, утвержденная Решением Избирательной комиссии Калининградской области от 26 июля 2024 года N 200/1247-8.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)<24> См., например: Инструкция о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах, проводимых в единый день голосования 8 сентября 2024 года, утвержденная Решением Избирательной комиссии Калининградской области от 26 июля 2024 года N 200/1247-8.
Статья: Административно-правовая защита форм непосредственной демократии
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)В соответствии с п. 2.1.1 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации <10> списки участников голосования составляются территориальными комиссиями отдельно по каждому участку для голосования с использованием ГАС "Выборы" или данных, представленных командирами воинских частей. Согласно п. 2.1.3 указанной Инструкции список участников голосования составляется территориальной комиссией на основании сведений, содержащихся в территориальном фрагменте Регистра избирателей, участников референдума. Если такие сведения отсутствуют, то список участников Общероссийского голосования составляется на основании данных, представляемых главой муниципального образования (при голосовании участников голосования, проживающих на территории данного муниципального образования, на участках для голосования, образованных в труднодоступной или отдаленной местности), командиром воинской части (в отношении участников голосования, проживающих в пределах расположения воинских частей, при голосовании на общих участках для голосования) <11>.
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)В соответствии с п. 2.1.1 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации <10> списки участников голосования составляются территориальными комиссиями отдельно по каждому участку для голосования с использованием ГАС "Выборы" или данных, представленных командирами воинских частей. Согласно п. 2.1.3 указанной Инструкции список участников голосования составляется территориальной комиссией на основании сведений, содержащихся в территориальном фрагменте Регистра избирателей, участников референдума. Если такие сведения отсутствуют, то список участников Общероссийского голосования составляется на основании данных, представляемых главой муниципального образования (при голосовании участников голосования, проживающих на территории данного муниципального образования, на участках для голосования, образованных в труднодоступной или отдаленной местности), командиром воинской части (в отношении участников голосования, проживающих в пределах расположения воинских частей, при голосовании на общих участках для голосования) <11>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидат обязан составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум (пункт 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидат обязан составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум (пункт 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.2002 N 1-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова"2. Пункт 3 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункт 3 статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривают, что суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, в том числе при незаконном отказе в регистрации кандидата, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова"2. Пункт 3 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункт 3 статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривают, что суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, в том числе при незаконном отказе в регистрации кандидата, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Вопрос: Установлен ли единый порядок для составления списков избирателей на выборах?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К числу гарантий избирательных прав граждан РФ Закон о гарантиях избирательных прав относит и составление списков избирателей, участников референдума (ст. 17). Из приведенных выше положений Конституции РФ и Закона о гарантиях избирательных прав следует, что вне зависимости от уровня выборов установлен единый порядок составления списков избирателей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К числу гарантий избирательных прав граждан РФ Закон о гарантиях избирательных прав относит и составление списков избирателей, участников референдума (ст. 17). Из приведенных выше положений Конституции РФ и Закона о гарантиях избирательных прав следует, что вне зависимости от уровня выборов установлен единый порядок составления списков избирателей.
Статья: Избирательный кодекс Бразилии как пример унифицированного федерального законодательного акта в области избирательных правоотношений
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Перемены наступили только в 1945 г.: Конституционным законом N 9 <25>, принятым 28 февраля, предписывалось в срочном порядке провести выборы федеральных и региональных органов власти. Порядок их проведения был урегулирован изданным в том же году декретом N 7.586, известным как "закон Агаменона" <26>. Декрет, будучи по сути кодифицированным актом, восстановил то законодательное регулирование, которое предусматривал Избирательный кодекс 1932 г., снизив минимальный возраст реализации активного избирательного права до 18 лет (ст. 2). Кроме того, декретом была возвращена <27> всеобщая избирательная обязанность (ст. 4) и предусмотрена автоматическая регистрация избирателей по спискам, предоставляемым работодателями (ст. 22 - 23). Важнейшие избирательно-правовые положения впоследствии получили закрепление и в Конституции 1946 г. <28>. 24 июля 1950 г. был издан новый кодекс <29>, в предмет регулирования которого были включены политические партии <30>. В нем был подробно регламентирован избирательный процесс, впервые получила освещение такая его составляющая, как предвыборная агитация (п. 3 и 6 ст. 128, ст. 131).
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Перемены наступили только в 1945 г.: Конституционным законом N 9 <25>, принятым 28 февраля, предписывалось в срочном порядке провести выборы федеральных и региональных органов власти. Порядок их проведения был урегулирован изданным в том же году декретом N 7.586, известным как "закон Агаменона" <26>. Декрет, будучи по сути кодифицированным актом, восстановил то законодательное регулирование, которое предусматривал Избирательный кодекс 1932 г., снизив минимальный возраст реализации активного избирательного права до 18 лет (ст. 2). Кроме того, декретом была возвращена <27> всеобщая избирательная обязанность (ст. 4) и предусмотрена автоматическая регистрация избирателей по спискам, предоставляемым работодателями (ст. 22 - 23). Важнейшие избирательно-правовые положения впоследствии получили закрепление и в Конституции 1946 г. <28>. 24 июля 1950 г. был издан новый кодекс <29>, в предмет регулирования которого были включены политические партии <30>. В нем был подробно регламентирован избирательный процесс, впервые получила освещение такая его составляющая, как предвыборная агитация (п. 3 и 6 ст. 128, ст. 131).
Статья: Наблюдатель на выборах: правовое положение, порядок участия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правовое положение наблюдателя на выборах
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правовое положение наблюдателя на выборах
Статья: Местные выборы в СССР в начале 1930-х годов: избирательные процедуры и практика
(Глумная М.Н., Ведров С.Ю.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)К 5 декабря 1930 г. администрации всех учреждений и предприятий города обязаны были представить по форме N 1 именные списки лиц, имеющих избирательные права и работающих или учащихся на данном предприятии либо в учреждении. В списке указывались фамилия, имя, отчество избирателя, его возраст, пол, национальность, социальное положение, партийность, членство в профсоюзной организации.
(Глумная М.Н., Ведров С.Ю.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)К 5 декабря 1930 г. администрации всех учреждений и предприятий города обязаны были представить по форме N 1 именные списки лиц, имеющих избирательные права и работающих или учащихся на данном предприятии либо в учреждении. В списке указывались фамилия, имя, отчество избирателя, его возраст, пол, национальность, социальное положение, партийность, членство в профсоюзной организации.
Статья: Онлайн-митинг как способ реализации политических прав человека
(Максимов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Согласно ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" <12> (далее - Закон о собраниях), в которой указаны основные понятия, касающиеся правового регулирования массовых мероприятий, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Исходя из данного положения, можно предположить, что у проводимых в сети Интернет акций присутствуют все необходимые составляющие для их отнесения к ряду публичных мероприятий. Единственным недостатком является тот факт, что мероприятия, проводимые посредством сети Интернет, не подпадают под конкретное определение какой-либо публичной акции, закрепленной в Законе о собраниях. отметить, что в ст. 2 рассматриваемого Закона содержится закрытый перечень форм публичных мероприятий, и в юридической науке уже высказывались мнения о необходимости реформирования как самого перечня проводимых акций, так и понятия публичного мероприятия <13>.
(Максимов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Согласно ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" <12> (далее - Закон о собраниях), в которой указаны основные понятия, касающиеся правового регулирования массовых мероприятий, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Исходя из данного положения, можно предположить, что у проводимых в сети Интернет акций присутствуют все необходимые составляющие для их отнесения к ряду публичных мероприятий. Единственным недостатком является тот факт, что мероприятия, проводимые посредством сети Интернет, не подпадают под конкретное определение какой-либо публичной акции, закрепленной в Законе о собраниях. отметить, что в ст. 2 рассматриваемого Закона содержится закрытый перечень форм публичных мероприятий, и в юридической науке уже высказывались мнения о необходимости реформирования как самого перечня проводимых акций, так и понятия публичного мероприятия <13>.
Статья: О пределах подзаконного регулирования избирательных прав граждан
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)составления, уточнения и использования списков избирателей на федеральных выборах;
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)составления, уточнения и использования списков избирателей на федеральных выборах;
Статья: Развитие дистанционного электронного голосования в России: конституционно-правовой аспект
(Ларичев А.А., Ржановский В.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Дискуссионна позиция Е.И. Колюшина о предоставлении избирателям прав на анонимизацию (право быть забытым). Содержанием права быть забытым является возможность человека запретить третьим лицам использовать его персональные данные вплоть до возможности потребовать их удаления <36>. В рамках данного тезиса можно говорить о соотношении законодательства о выборах и законодательства об обработке персональных данных. Действительно, положения о защите персональных данных предусматривают право лица давать согласие на обработку персональных данных. Право человека давать согласие на обработку определенного перечня персональных данных и определять объем их использования составляет один из основных принципов правил обработки персональных данных <37>. Однако акт волеизъявления избирателя на выборах является официальным проявлением субъектности, что выражается в открытом участии в процедуре голосования и необходимости учета выбора избирателя. В связи с этим право быть забытым не может рассматриваться в качестве абсолютного и предусматривать удаление любых сведений об избирателе.
(Ларичев А.А., Ржановский В.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Дискуссионна позиция Е.И. Колюшина о предоставлении избирателям прав на анонимизацию (право быть забытым). Содержанием права быть забытым является возможность человека запретить третьим лицам использовать его персональные данные вплоть до возможности потребовать их удаления <36>. В рамках данного тезиса можно говорить о соотношении законодательства о выборах и законодательства об обработке персональных данных. Действительно, положения о защите персональных данных предусматривают право лица давать согласие на обработку персональных данных. Право человека давать согласие на обработку определенного перечня персональных данных и определять объем их использования составляет один из основных принципов правил обработки персональных данных <37>. Однако акт волеизъявления избирателя на выборах является официальным проявлением субъектности, что выражается в открытом участии в процедуре голосования и необходимости учета выбора избирателя. В связи с этим право быть забытым не может рассматриваться в качестве абсолютного и предусматривать удаление любых сведений об избирателе.
Вопрос: Какие стадии включает в себя избирательный процесс в РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)a) регистрация (учет) избирателей. Порядок регистрации определяется Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК РФ от 06.11.1997 N 134/973-II):
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)a) регистрация (учет) избирателей. Порядок регистрации определяется Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК РФ от 06.11.1997 N 134/973-II):
Статья: Городские старосты и их помощники в системе управления малым поселением: правовой статус и социальный состав
(Храмцов А.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)На старосту возлагались исполнительно-распорядительные функции: разработка проектов локальных нормативных актов, составление смет и финансовых отчетов; ведение списков домохозяев-избирателей; сбор справочных цен на товары, строительные материалы и рабочую силу; выполнение обязанностей по предписаниям, уставам, положениям, регламентам и проч.; издание распоряжений в пределах своей компетенции; прием на работу служащих по найму. На старосту возлагались и обязанности по мещанскому управлению, а также составление особых списков евреев в тех поселениях, где им разрешалось постоянно проживать <5>. Староста осуществлял надзор за городскими общественными банками в тех малых поселениях, где последние были учреждены (в частности, г. Тюкалинске).
(Храмцов А.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)На старосту возлагались исполнительно-распорядительные функции: разработка проектов локальных нормативных актов, составление смет и финансовых отчетов; ведение списков домохозяев-избирателей; сбор справочных цен на товары, строительные материалы и рабочую силу; выполнение обязанностей по предписаниям, уставам, положениям, регламентам и проч.; издание распоряжений в пределах своей компетенции; прием на работу служащих по найму. На старосту возлагались и обязанности по мещанскому управлению, а также составление особых списков евреев в тех поселениях, где им разрешалось постоянно проживать <5>. Староста осуществлял надзор за городскими общественными банками в тех малых поселениях, где последние были учреждены (в частности, г. Тюкалинске).