Инструкция о передаче результатов ОРД
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция о передаче результатов ОРД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 04.07.2025 по делу N 10-9867/2025 (УИД 77RS0027-02-2024-009791-40)
Приговор: По п. "а" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Протоколы следственных действий составлены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, что подтверждается подписями участвующих лиц, и содержат сведения об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, в связи с чем суд обоснованно признал их допустимыми и достоверными в приговоре, дав надлежащую оценку. Вопреки доводам жалоб о недопустимости протокола осмотра аудиозаписей суд проверил и обоснованно их отверг, поскольку результаты ОРМ отвечают предъявляемым УПК РФ требованиям к доказательствам, переданы следователю в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной соответствующими структурами, на основании вынесенных соответствующими должностными лицами постановлений о рассекречивании сведений, составляющих гос. тайну и их носителей, о предоставлении результатов ОРД.
Приговор: По п. "а" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Протоколы следственных действий составлены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, что подтверждается подписями участвующих лиц, и содержат сведения об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, в связи с чем суд обоснованно признал их допустимыми и достоверными в приговоре, дав надлежащую оценку. Вопреки доводам жалоб о недопустимости протокола осмотра аудиозаписей суд проверил и обоснованно их отверг, поскольку результаты ОРМ отвечают предъявляемым УПК РФ требованиям к доказательствам, переданы следователю в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной соответствующими структурами, на основании вынесенных соответствующими должностными лицами постановлений о рассекречивании сведений, составляющих гос. тайну и их носителей, о предоставлении результатов ОРД.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.01.2025 N 77-238/2025 (УИД 61RS0053-01-2023-000510-70)
Приговор: По ч. 1 ст. 228, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Результаты оперативно-розыскной деятельности, приведенные в обвинительном приговоре, не вызывают сомнений у судебной коллегии, поскольку получены в установленном законом порядке в соответствии с требованиями Федерального закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" и были переданы следователю в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд", проверены и оценены, на основании чего оснований для признания их незаконными не установлено, поскольку они отвечают требованиям УПК РФ и согласуются с другими доказательствам.
Приговор: По ч. 1 ст. 228, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Результаты оперативно-розыскной деятельности, приведенные в обвинительном приговоре, не вызывают сомнений у судебной коллегии, поскольку получены в установленном законом порядке в соответствии с требованиями Федерального закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" и были переданы следователю в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд", проверены и оценены, на основании чего оснований для признания их незаконными не установлено, поскольку они отвечают требованиям УПК РФ и согласуются с другими доказательствам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение специальных знаний и экспертиз по убийствам, где огонь используется как орудие (способ) сокрытия преступления
(Драпезо Р.Г.)
("Российский следователь", 2021, N 11)В рамках ВУД проведен комплекс ОРМ, который дал следующее: 1) установлено лицо, которое проживало неподалеку от места пожара и которое, согласно опросу соседей, ранее имело конфликт с погибшими; 2) обнаружена канистра с горючим веществом, напоминавшим содержимое пластиковой тары, изъятой с места пожара; 3) получен образец содержимого канистры; 4) получены смывы маслянистых пятен со спортивных брюк, которые также были обнаружены в ходе негласного обследования. Образцы переданы по правилам Инструкции о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, по которым назначена физико-химическая экспертиза. В заключении эксперт указал на идентичность химического и спектрального составов горючих веществ из двух представленных на экспертизу образцов и возможность происхождения пятна на спортивных брюках от горючего вещества, изъятого с места пожара.
(Драпезо Р.Г.)
("Российский следователь", 2021, N 11)В рамках ВУД проведен комплекс ОРМ, который дал следующее: 1) установлено лицо, которое проживало неподалеку от места пожара и которое, согласно опросу соседей, ранее имело конфликт с погибшими; 2) обнаружена канистра с горючим веществом, напоминавшим содержимое пластиковой тары, изъятой с места пожара; 3) получен образец содержимого канистры; 4) получены смывы маслянистых пятен со спортивных брюк, которые также были обнаружены в ходе негласного обследования. Образцы переданы по правилам Инструкции о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, по которым назначена физико-химическая экспертиза. В заключении эксперт указал на идентичность химического и спектрального составов горючих веществ из двух представленных на экспертизу образцов и возможность происхождения пятна на спортивных брюках от горючего вещества, изъятого с места пожара.
Статья: Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)2. Нарушения процедуры рассекречивания и передачи результатов ОРД в следственные подразделения.
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)2. Нарушения процедуры рассекречивания и передачи результатов ОРД в следственные подразделения.
Нормативные акты
Приказ ФТС России от 30.12.2015 N 2692
"Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения предметов и документов по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации"2. Предметы и документы, изъятые по уголовным делам и не признанные вещественными доказательствами, а также предметы и документы, на которые наложен арест, изъятые либо полученные в ходе проверки сообщений о преступлениях, а также переданные в качестве результатов оперативно-розыскной деятельности, принимаются на хранение, хранятся, учитываются, передаются и выдаются в порядке, установленном Инструкцией для вещественных доказательств, кроме случаев, прямо предусмотренных для таких предметов и документов.
"Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения предметов и документов по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации"2. Предметы и документы, изъятые по уголовным делам и не признанные вещественными доказательствами, а также предметы и документы, на которые наложен арест, изъятые либо полученные в ходе проверки сообщений о преступлениях, а также переданные в качестве результатов оперативно-розыскной деятельности, принимаются на хранение, хранятся, учитываются, передаются и выдаются в порядке, установленном Инструкцией для вещественных доказательств, кроме случаев, прямо предусмотренных для таких предметов и документов.
Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013
"Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 N 30544)8. Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 8 - 14 настоящей Инструкции, и включает в себя:
"Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 N 30544)8. Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 8 - 14 настоящей Инструкции, и включает в себя:
Статья: Допустимость электронных доказательств, полученных в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий
(Литвинова И.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 3)В-третьих, предлагаем дополнить ст. 89 УПК РФ положением о необходимости придания результатам оперативно-разыскной деятельности, в том числе и компьютерной информации, статуса доказательства по уголовному делу процессуальным путем. При этом оценка допустимости потенциальных электронных доказательств, полученных таким образом, должна осуществляться с позиции двух критериев: законности их получения - в данном случае в соответствии с требованиями Конституции РФ и Федерального закона "Об ОРД" - и неизменности компьютерной информации с момента ее обнаружения оперативным сотрудником и до передачи ее следователю. Результаты проверки соблюдения данных требований и оценки следователем допустимости таких электронных доказательств нам представляется целесообразным отражать в отдельном процессуальном документе - постановлении о приобщении к уголовному делу электронных доказательств, полученных в результате производства оперативно-разыскных мероприятий, которое должно отражать результаты всех проведенных следователем действий, направленных на проверку допустимости компьютерной информации, полученной от сотрудников органа дознания, и соответствовать требованиям законности, обоснованности и мотивированности, установленным ч. 4 ст. 7 УПК РФ.
(Литвинова И.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 3)В-третьих, предлагаем дополнить ст. 89 УПК РФ положением о необходимости придания результатам оперативно-разыскной деятельности, в том числе и компьютерной информации, статуса доказательства по уголовному делу процессуальным путем. При этом оценка допустимости потенциальных электронных доказательств, полученных таким образом, должна осуществляться с позиции двух критериев: законности их получения - в данном случае в соответствии с требованиями Конституции РФ и Федерального закона "Об ОРД" - и неизменности компьютерной информации с момента ее обнаружения оперативным сотрудником и до передачи ее следователю. Результаты проверки соблюдения данных требований и оценки следователем допустимости таких электронных доказательств нам представляется целесообразным отражать в отдельном процессуальном документе - постановлении о приобщении к уголовному делу электронных доказательств, полученных в результате производства оперативно-разыскных мероприятий, которое должно отражать результаты всех проведенных следователем действий, направленных на проверку допустимости компьютерной информации, полученной от сотрудников органа дознания, и соответствовать требованиям законности, обоснованности и мотивированности, установленным ч. 4 ст. 7 УПК РФ.
Статья: Возбуждение уголовного дела по факту преступления в сфере компьютерной информации: российский и зарубежный опыт
(Жижина М.В., Завьялова Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)<27> Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России 3 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России 3 42, ФСИН России 3 535, ФСКН России N 398, СК России 3 68 от 27.09.2013 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд" // URL: http://www.consultant.ru/.
(Жижина М.В., Завьялова Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)<27> Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России 3 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России 3 42, ФСИН России 3 535, ФСКН России N 398, СК России 3 68 от 27.09.2013 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд" // URL: http://www.consultant.ru/.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)8. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовное дело регламентируется Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 27 сентября 2013 г. (Российская газета. 2013. 13 дек.).
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)8. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовное дело регламентируется Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 27 сентября 2013 г. (Российская газета. 2013. 13 дек.).
Статья: Проверку провели, а документы не вернули
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)Из системного толкования норм НК РФ следует, что обязанность налогового органа по возврату документов налогоплательщику возникает при условии, что документы были затребованы у налогоплательщика в порядке ст. 93 НК РФ либо изъяты в порядке ст. 94 НК РФ. Положениями Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" не предусмотрен возврат налоговыми органами результатов оперативно-разыскной деятельности как органу, осуществляющему оперативно-разыскную деятельность, так и лицу, в отношении которого были проведены оперативно-разыскные мероприятия, результаты которых переданы налоговому органу. Также и действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогового органа по возврату налогоплательщику документов, изъятых у него в ходе проведения оперативно-разыскного мероприятия.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)Из системного толкования норм НК РФ следует, что обязанность налогового органа по возврату документов налогоплательщику возникает при условии, что документы были затребованы у налогоплательщика в порядке ст. 93 НК РФ либо изъяты в порядке ст. 94 НК РФ. Положениями Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" не предусмотрен возврат налоговыми органами результатов оперативно-разыскной деятельности как органу, осуществляющему оперативно-разыскную деятельность, так и лицу, в отношении которого были проведены оперативно-разыскные мероприятия, результаты которых переданы налоговому органу. Также и действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогового органа по возврату налогоплательщику документов, изъятых у него в ходе проведения оперативно-разыскного мероприятия.