Иной досудебный порядок урегулирования спора
Подборка наиболее важных документов по запросу Иной досудебный порядок урегулирования спора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 148 АПК РФ "Основания для оставления искового заявления без рассмотрения"3. Позиции об оставлении искового заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ)
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Претензионный порядок по договору поставки
(КонсультантПлюс, 2025)...претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора подразумевает процедуру, регламентирующую последовательность и конкретное содержание действий каждой из сторон.
(КонсультантПлюс, 2025)...претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора подразумевает процедуру, регламентирующую последовательность и конкретное содержание действий каждой из сторон.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Свидетельствует ли о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора письменное предупреждение о досрочном расторжении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом, в силу пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ является основанием для оставления арбитражным судом искового заявления без рассмотрения.
Свидетельствует ли о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора письменное предупреждение о досрочном расторжении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом, в силу пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ является основанием для оставления арбитражным судом искового заявления без рассмотрения.
Нормативные акты
Справочная информация: "Обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный федеральными законами"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
(ред. от 31.07.2025)1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Готовое решение: Как изменить или расторгнуть договор поручения
(КонсультантПлюс, 2025)Если в договоре нет такого порядка или доверитель не выплатил возмещение на согласованных в договоре условиях, поверенный исходя из п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 307, п. 1 ст. 978 ГК РФ может обратиться в суд и потребовать от доверителя уплаты невозмещенных издержек, которые он обоснованно понес на исполнение поручения до того, как он узнал или должен был узнать о прекращении поручения. Учтите, что для взыскания денег по требованию, возникшему из договора, перед обращением в арбитражный суд нужно принять меры по досудебному урегулирования спора, если иной порядок не установлен законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Для обращения в суд общей юрисдикции соблюсти такой досудебный порядок нужно, когда это требует федеральный закон (ч. 4 ст. 3, п. 7 ч. 2 ст. 131, п. 3 ст. 132 ГПК РФ). Для данной категории спора он не установлен, но претензию можно направить по желанию стороны.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в договоре нет такого порядка или доверитель не выплатил возмещение на согласованных в договоре условиях, поверенный исходя из п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 307, п. 1 ст. 978 ГК РФ может обратиться в суд и потребовать от доверителя уплаты невозмещенных издержек, которые он обоснованно понес на исполнение поручения до того, как он узнал или должен был узнать о прекращении поручения. Учтите, что для взыскания денег по требованию, возникшему из договора, перед обращением в арбитражный суд нужно принять меры по досудебному урегулирования спора, если иной порядок не установлен законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Для обращения в суд общей юрисдикции соблюсти такой досудебный порядок нужно, когда это требует федеральный закон (ч. 4 ст. 3, п. 7 ч. 2 ст. 131, п. 3 ст. 132 ГПК РФ). Для данной категории спора он не установлен, но претензию можно направить по желанию стороны.
Статья: Оспаривание ненормативных правовых актов
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из ч. 1 ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из ч. 1 ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статья: Порядок взыскания задолженности по коммунальным платежам с юридического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае несоблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, а также, если дело подлежит рассмотрению в порядке приказного производства, исковое заявление возвращается истцу (п. п. 2.1, 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае несоблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, а также, если дело подлежит рассмотрению в порядке приказного производства, исковое заявление возвращается истцу (п. п. 2.1, 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).
Статья: Значение Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" для досудебного порядка урегулирования споров, установленного договором
(Фильченко Д.Г., Евтухович Е.А.)
("Третейский суд", 2021, N 2)С установлением неблагоприятных последствий за несоблюдение досудебного порядка, как представляется, связана одна из проблем действующей законодательной регламентации рассматриваемых отношений. Данная проблема сопряжена с отсутствием синхронизации отдельных положений процессуального законодательства. В п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ в качестве основания для возвращения искового заявления указано несоблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если такой порядок является обязательным в силу закона. В свою очередь, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ предусматривает аналогичное основание для оставления искового заявления без рассмотрения в случае, если указанное нарушение было обнаружено уже после возбуждения производства по делу. Отметим лишь странное редакционное различие. Если применительно к ст. 129 АПК РФ речь идет о досудебном порядке, установленном законом, то в ст. 148 АПК РФ оставление искового заявления без рассмотрения осуществляется судом только при несоблюдении порядка, установленного законом федеральным. В любом случае оба положения были изложены в действующей редакции в результате принятия одного и того же Закона 2016 г. Если в отношении ст. 129 АПК РФ соответствующее основание было установлено впервые, то ст. 148 АПК РФ изменила свою редакцию, исключив возможность оставления искового заявления без рассмотрения в случаях, когда досудебный порядок был согласован сторонами в договоре.
(Фильченко Д.Г., Евтухович Е.А.)
("Третейский суд", 2021, N 2)С установлением неблагоприятных последствий за несоблюдение досудебного порядка, как представляется, связана одна из проблем действующей законодательной регламентации рассматриваемых отношений. Данная проблема сопряжена с отсутствием синхронизации отдельных положений процессуального законодательства. В п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ в качестве основания для возвращения искового заявления указано несоблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если такой порядок является обязательным в силу закона. В свою очередь, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ предусматривает аналогичное основание для оставления искового заявления без рассмотрения в случае, если указанное нарушение было обнаружено уже после возбуждения производства по делу. Отметим лишь странное редакционное различие. Если применительно к ст. 129 АПК РФ речь идет о досудебном порядке, установленном законом, то в ст. 148 АПК РФ оставление искового заявления без рассмотрения осуществляется судом только при несоблюдении порядка, установленного законом федеральным. В любом случае оба положения были изложены в действующей редакции в результате принятия одного и того же Закона 2016 г. Если в отношении ст. 129 АПК РФ соответствующее основание было установлено впервые, то ст. 148 АПК РФ изменила свою редакцию, исключив возможность оставления искового заявления без рассмотрения в случаях, когда досудебный порядок был согласован сторонами в договоре.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- согласно п. 5 ч. 1 ст. 129 "Возвращение искового заявления" АПК РФ (в ред. Федерального закона от 2 марта 2016 г. N 47-ФЗ <70>) арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если такой порядок является обязательным в силу закона. В части 6 названной статьи установлено, что возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- согласно п. 5 ч. 1 ст. 129 "Возвращение искового заявления" АПК РФ (в ред. Федерального закона от 2 марта 2016 г. N 47-ФЗ <70>) арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если такой порядок является обязательным в силу закона. В части 6 названной статьи установлено, что возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения;
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Досудебные расходы, произведенные для выполнения требований законодательства, регулирующего гражданское судопроизводство, в том числе для обеспечения права на доступ к правосудию, а также расходы, признанные судом необходимыми (п. 9 ст. 94 ГПК РФ), относятся к судебным расходам. Это расходы на оформление полномочий представителя (ст. 53, п. 2 ст. 132 ГПК РФ), расходы на получение доказательств, представленных впоследствии суду (ст. 57, 64, п. 4 ст. 132 ГПК РФ) и признанных судом относимыми и допустимыми (ст. 59, 60 ГПК РФ), расходы на соблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров (ч. 4 ст. 3, п. 7 ч. 2 ст. 131, 132, 135 ГПК РФ), расходы на определение цены иска, в том числе на досудебную оценку взыскиваемого ущерба (п. 6 ч. 2 ст. 131, 132 ГПК РФ), расходы на подготовку иска или заявления (ст. 131 ГПК РФ), расходы на изготовление копий документов для лиц, участвующих в деле.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Досудебные расходы, произведенные для выполнения требований законодательства, регулирующего гражданское судопроизводство, в том числе для обеспечения права на доступ к правосудию, а также расходы, признанные судом необходимыми (п. 9 ст. 94 ГПК РФ), относятся к судебным расходам. Это расходы на оформление полномочий представителя (ст. 53, п. 2 ст. 132 ГПК РФ), расходы на получение доказательств, представленных впоследствии суду (ст. 57, 64, п. 4 ст. 132 ГПК РФ) и признанных судом относимыми и допустимыми (ст. 59, 60 ГПК РФ), расходы на соблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров (ч. 4 ст. 3, п. 7 ч. 2 ст. 131, 132, 135 ГПК РФ), расходы на определение цены иска, в том числе на досудебную оценку взыскиваемого ущерба (п. 6 ч. 2 ст. 131, 132 ГПК РФ), расходы на подготовку иска или заявления (ст. 131 ГПК РФ), расходы на изготовление копий документов для лиц, участвующих в деле.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В ч. 1 комментируемой статьи также предусмотрено положение о том, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В ч. 1 комментируемой статьи также предусмотрено положение о том, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статья: К вопросу о понятии и содержании "иного порядка досудебного урегулирования споров, установленного договором"
(Фильченко Д.Г., Евтухович Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 4)2. Иные досудебные порядки урегулирования споров
(Фильченко Д.Г., Евтухович Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 4)2. Иные досудебные порядки урегулирования споров
Статья: Последствия отказа в удовлетворении исковых требований
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отказ в удовлетворении исковых требований влечет по общему правилу распределения судебных расходов взыскание с истца судебных расходов (ст. 110 АПК РФ). Однако здесь также возможны исключения. Например, судебные расходы могут быть отнесены на выигравшего дело ответчика, если спор возник вследствие нарушения им претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, либо он злоупотреблял своими процессуальными правами или не выполнил своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта (ст. 111 АПК РФ). Судебные расходы не взыскиваются с некоторых процессуальных истцов (прокурора, государственных органов, муниципальных органов и др.), в этом случае они возмещаются за счет казны соответствующего публично-правового образования (ч. 3 ст. 52, ч. 4 ст. 53, ч. 1 ст. 53.1 АПК РФ, п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"; информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 160 "О некоторых вопросах участия в арбитражном процессе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации"). Однако, в отличие от гражданского судопроизводства, в арбитражном судопроизводстве судебные расходы могут быть взысканы с некоторых процессуальных истцов. В случае отказа в косвенном иске участнику юридического лица, обратившемуся в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных этому юридическому лицу, судебные расходы по такого рода делам возлагаются на лиц, предъявивших иск, то есть на этого процессуального истца - участника юридического лица (ч. 3, 4 ст. 225.8 АПК РФ, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2024 N Ф06-13183/2024 по делу N А55-39410/2022).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отказ в удовлетворении исковых требований влечет по общему правилу распределения судебных расходов взыскание с истца судебных расходов (ст. 110 АПК РФ). Однако здесь также возможны исключения. Например, судебные расходы могут быть отнесены на выигравшего дело ответчика, если спор возник вследствие нарушения им претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, либо он злоупотреблял своими процессуальными правами или не выполнил своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта (ст. 111 АПК РФ). Судебные расходы не взыскиваются с некоторых процессуальных истцов (прокурора, государственных органов, муниципальных органов и др.), в этом случае они возмещаются за счет казны соответствующего публично-правового образования (ч. 3 ст. 52, ч. 4 ст. 53, ч. 1 ст. 53.1 АПК РФ, п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"; информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 160 "О некоторых вопросах участия в арбитражном процессе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации"). Однако, в отличие от гражданского судопроизводства, в арбитражном судопроизводстве судебные расходы могут быть взысканы с некоторых процессуальных истцов. В случае отказа в косвенном иске участнику юридического лица, обратившемуся в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных этому юридическому лицу, судебные расходы по такого рода делам возлагаются на лиц, предъявивших иск, то есть на этого процессуального истца - участника юридического лица (ч. 3, 4 ст. 225.8 АПК РФ, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2024 N Ф06-13183/2024 по делу N А55-39410/2022).
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.