Информационное обеспечение выБоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Информационное обеспечение выБоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об увольнении по инициативе работодателя работника СМИ, участвовавшего в деятельности по информационному обеспечению выборов, при наличии дисциплинарного взыскания.
(Письмо Минтруда России от 10.10.2024 N 14-6/ООГ-5913)Вопрос: В соответствии с п. 6 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, редакции сетевого издания, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, кампании референдума, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
(Письмо Минтруда России от 10.10.2024 N 14-6/ООГ-5913)Вопрос: В соответствии с п. 6 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, редакции сетевого издания, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, кампании референдума, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
Вопрос: Об увольнении по инициативе работодателя работников, участвующих (участвовавших) в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума, при наложении на них взыскания.
(Письмо Роструда от 02.08.2024 N ПГ/14512-6-1)Вопрос: Об увольнении по инициативе работодателя работников, участвующих (участвовавших) в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума, при наложении на них взыскания.
(Письмо Роструда от 02.08.2024 N ПГ/14512-6-1)Вопрос: Об увольнении по инициативе работодателя работников, участвующих (участвовавших) в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума, при наложении на них взыскания.
Нормативные акты
Статья: К вопросу об эффективности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о выборах
(Петрыкина Н.И., Адигамов А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Самым распространенным правонарушением среди учитываемых судебной статистикой административных проступков в исследуемой сфере общественных отношений является нарушение, предусмотренное ст. 5.5 КоАП РФ "Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов".
(Петрыкина Н.И., Адигамов А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Самым распространенным правонарушением среди учитываемых судебной статистикой административных проступков в исследуемой сфере общественных отношений является нарушение, предусмотренное ст. 5.5 КоАП РФ "Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов".
Статья: Электронное голосование в России и за рубежом
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Говоря об электронном голосовании как о форме реализации электронной демократии, заметим, что связь между избирателем и избирательной комиссией не должна быть односторонней, разработанной исключительно для внутреннего пользования избирательных комиссий. Обратимся к конструктивной критике ГАС "Выборы": в настоящее время, по действующему законодательству, третьим лицам не предоставляется право доступа к информационным ресурсам системы, за исключением информационных ресурсов, содержащих персональные данные об избирателе, который запрашивает информацию о себе, согласно статье 18 ФЗ "Об основных гарантиях...". Вполне вероятно, что такое решение было необходимо для полноценного обеспечения информационной безопасности ГАС "Выборы". Однако если рассматривать электронное голосование как форму реализации электронной демократии, а систему ГАС "Выборы" как систему, осуществляющую информационное обеспечение выборов, то становится очевидным, что такой узкий подход к ее функциональному назначению и перспективам развития делает создание эффективной системы электронного голосования как формы реализации электронной демократии чрезвычайно сложной задачей. Должностные лица различных органов государственной власти и местного самоуправления имеют доступ к данным ГАС "Выборы", а зарегистрированные избиратели, избирательные объединения лишены такого права, в чем видится нарушение принципа равного участия в избирательном процессе, поскольку различные должностные лица не отстраняются от должности на время предвыборной кампании. Поэтому представляется необходимым на период избирательных кампаний открыть доступ зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям к информационным ресурсам, содержащим персональные данные (без их полного указания адреса, паспортных данных).
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Говоря об электронном голосовании как о форме реализации электронной демократии, заметим, что связь между избирателем и избирательной комиссией не должна быть односторонней, разработанной исключительно для внутреннего пользования избирательных комиссий. Обратимся к конструктивной критике ГАС "Выборы": в настоящее время, по действующему законодательству, третьим лицам не предоставляется право доступа к информационным ресурсам системы, за исключением информационных ресурсов, содержащих персональные данные об избирателе, который запрашивает информацию о себе, согласно статье 18 ФЗ "Об основных гарантиях...". Вполне вероятно, что такое решение было необходимо для полноценного обеспечения информационной безопасности ГАС "Выборы". Однако если рассматривать электронное голосование как форму реализации электронной демократии, а систему ГАС "Выборы" как систему, осуществляющую информационное обеспечение выборов, то становится очевидным, что такой узкий подход к ее функциональному назначению и перспективам развития делает создание эффективной системы электронного голосования как формы реализации электронной демократии чрезвычайно сложной задачей. Должностные лица различных органов государственной власти и местного самоуправления имеют доступ к данным ГАС "Выборы", а зарегистрированные избиратели, избирательные объединения лишены такого права, в чем видится нарушение принципа равного участия в избирательном процессе, поскольку различные должностные лица не отстраняются от должности на время предвыборной кампании. Поэтому представляется необходимым на период избирательных кампаний открыть доступ зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям к информационным ресурсам, содержащим персональные данные (без их полного указания адреса, паспортных данных).
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)<89> Выписка из протокола заседания ЦИК России от 29.07.2015 N 294-1-6 "О Справочно-методическом материале по некоторым вопросам использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для информационного обеспечения выборов".
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)<89> Выписка из протокола заседания ЦИК России от 29.07.2015 N 294-1-6 "О Справочно-методическом материале по некоторым вопросам использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для информационного обеспечения выборов".
Статья: Повышение профессионализма глав муниципальных образований посредством совершенствования законодательства о выборах
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Ключевые слова: профессионализм, глава муниципального образования, избирательное право, информационное обеспечение выборов.
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Ключевые слова: профессионализм, глава муниципального образования, избирательное право, информационное обеспечение выборов.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)своевременное информирование заказчика и обучающихся о времени и месте проведения занятий; предоставление исполнителем заказчику до заключения договора и в период его действия достоверной информации о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора (информация предоставляется в месте фактического осуществления образовательной деятельности и в месте нахождения филиала); доведение исполнителем до заказчика информации, содержащей сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, предусмотренных Законом о защите прав потребителей и Законом об образовании (п. п. 10 - 12 Правил оказания платных образовательных услуг).
(КонсультантПлюс, 2025)своевременное информирование заказчика и обучающихся о времени и месте проведения занятий; предоставление исполнителем заказчику до заключения договора и в период его действия достоверной информации о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора (информация предоставляется в месте фактического осуществления образовательной деятельности и в месте нахождения филиала); доведение исполнителем до заказчика информации, содержащей сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, предусмотренных Законом о защите прав потребителей и Законом об образовании (п. п. 10 - 12 Правил оказания платных образовательных услуг).
Готовое решение: Как расторгнуть договор купли-продажи автомобиля
(КонсультантПлюс, 2025)Также учтите, что скрученный пробег может стать причиной для расторжения договора по другим основаниям, не связанным с недостатками товара. В частности, в п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей закреплена обязанность продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность его правильного выбора. Верховный Суд РФ указал, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи автомобиля в случае сообщения продавцом недостоверной информации о годе его изготовления и пробеге (п. 4 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021).
(КонсультантПлюс, 2025)Также учтите, что скрученный пробег может стать причиной для расторжения договора по другим основаниям, не связанным с недостатками товара. В частности, в п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей закреплена обязанность продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность его правильного выбора. Верховный Суд РФ указал, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи автомобиля в случае сообщения продавцом недостоверной информации о годе его изготовления и пробеге (п. 4 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021).
Статья: Особенности совершенствования защиты избирательных прав в условиях внедрения цифровых технологий
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)12 декабря 2023 г. Пленум Верховного Суда РФ рассмотрел проект постановления "Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов" <17> и, несмотря на направление текста на доработку, дополнил его рядом существенных предложений в отношении агитации в сети Интернет. Так, определяя круг субъектов административной ответственности, наступающей в случае нарушения ст. 5.12 КоАП РФ (ведение агитации с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах), Пленум Верховного Суда РФ отнес к их числу владельцев сайтов или страниц сайта в сети Интернет, страниц в социальных сетях и каналов сервиса обмена мгновенными сообщениями, где опубликованы общедоступные сведения.
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)12 декабря 2023 г. Пленум Верховного Суда РФ рассмотрел проект постановления "Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов" <17> и, несмотря на направление текста на доработку, дополнил его рядом существенных предложений в отношении агитации в сети Интернет. Так, определяя круг субъектов административной ответственности, наступающей в случае нарушения ст. 5.12 КоАП РФ (ведение агитации с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах), Пленум Верховного Суда РФ отнес к их числу владельцев сайтов или страниц сайта в сети Интернет, страниц в социальных сетях и каналов сервиса обмена мгновенными сообщениями, где опубликованы общедоступные сведения.
Статья: Акты (позиции) судов общей юрисдикции как источник конституционного права России: формальные основания и фактические предпосылки
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)<7> См., напр.: Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М.: Норма, 2010; Митюшев Д.И. Административная ответственность за нарушения в сфере информационного обеспечения выборов (обобщение административной практики за период избирательных кампаний в Республике Коми в 2006 - 2008 годах). Сыктывкар, 2008; Сидякин А.Г. Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов): законодательство и судебная практика: научно-практическое пособие. М.: Зерцало-М, 2003.
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)<7> См., напр.: Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М.: Норма, 2010; Митюшев Д.И. Административная ответственность за нарушения в сфере информационного обеспечения выборов (обобщение административной практики за период избирательных кампаний в Республике Коми в 2006 - 2008 годах). Сыктывкар, 2008; Сидякин А.Г. Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов): законодательство и судебная практика: научно-практическое пособие. М.: Зерцало-М, 2003.
Статья: Избирательные комиссии в механизме защиты политической конкуренции в Российской Федерации
(Галстян Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)<32> См., например: Володина С.В. Указ. соч. С. 31, 34; Федоркин Н.С. Управление рисками в избирательной кампании // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2016. N 3. С. 30; Белоус Ю.С. Предвыборная агитация и информационное обеспечение выборов во взаимосвязи стадий избирательного процесса // Проблемы экономики и юридической практики. 2007. N 4. С. 36.
(Галстян Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)<32> См., например: Володина С.В. Указ. соч. С. 31, 34; Федоркин Н.С. Управление рисками в избирательной кампании // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2016. N 3. С. 30; Белоус Ю.С. Предвыборная агитация и информационное обеспечение выборов во взаимосвязи стадий избирательного процесса // Проблемы экономики и юридической практики. 2007. N 4. С. 36.
Статья: Избирательные права граждан и КАС РФ: десятилетие эффективной судебной защиты сквозь призму истории ее институционализации
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)<7> Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 25 июня 2024 г. N 17 "Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов" // СПС "КонсультантПлюс".
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)<7> Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 25 июня 2024 г. N 17 "Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов" // СПС "КонсультантПлюс".