Индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетних
Подборка наиболее важных документов по запросу Индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетних (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Чем обусловлена стабильность минимального возраста субъекта административной ответственности?
(Андрюхин Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Действующий КоАП РФ был принят в декабре 2001 г. после вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <4> и Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <5>. Дух и буква указанных законов воплотились в том, что в ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ <6> было закреплено положение о том, что в вопросах регулирования административной ответственности несовершеннолетних возможно использование норм федерального законодательства о защите прав несовершеннолетних. Забрезжила надежда на то, что законодатель и правоприменительная практика в несовершеннолетнем увидят не только правонарушителя, но и лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, а административная ответственность будет способна решать двуединую задачу. В административно-правовой науке того времени в этой связи были высказаны весьма оптимистичные предположения. Так, например, Т.В. Обыденова полагала, что совершенствование правовой регламентации ресоциализации несовершеннолетних в соответствии с общепризнанными принципами международного права должно будет привести к доминированию восстановительного подхода в деятельности государственной системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних <7>. Ряд исследователей на позитивном фоне стали предлагать снижение возраста юридической ответственности с тем, чтобы как можно раньше субъекты системы профилактики имели законные основания для оказания социальной поддержки несовершеннолетним-правонарушителям, подвергшимся криминализации <8>. Однако, несмотря на тот факт, что ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ присутствует в КоАП РФ уже два десятилетия, упомянутая отрасль законодательства все еще продолжает находиться в зачаточном состоянии и, судя по всему, в сферу современных нормотворческих приоритетов не входит. Так, например, ни в одном из предлагаемых проектов КоАП РФ норм подобного рода нет. Более того, из действующего законодательства выхолостили ювенальную конкретику, требующую материальных затрат. Наиболее ощутимые потери законодательства о защите прав несовершеннолетних в целом и подростков-правонарушителей в частности связаны с исключением обязательств по установлению государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, а также индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего-правонарушителя. В такой ситуации введение новелл в КоАП РФ, направленных на снижение минимального возраста субъекта административного деликта, в законодательном и социальном плане решит гораздо меньше проблем, чем породит.
(Андрюхин Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Действующий КоАП РФ был принят в декабре 2001 г. после вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <4> и Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <5>. Дух и буква указанных законов воплотились в том, что в ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ <6> было закреплено положение о том, что в вопросах регулирования административной ответственности несовершеннолетних возможно использование норм федерального законодательства о защите прав несовершеннолетних. Забрезжила надежда на то, что законодатель и правоприменительная практика в несовершеннолетнем увидят не только правонарушителя, но и лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, а административная ответственность будет способна решать двуединую задачу. В административно-правовой науке того времени в этой связи были высказаны весьма оптимистичные предположения. Так, например, Т.В. Обыденова полагала, что совершенствование правовой регламентации ресоциализации несовершеннолетних в соответствии с общепризнанными принципами международного права должно будет привести к доминированию восстановительного подхода в деятельности государственной системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних <7>. Ряд исследователей на позитивном фоне стали предлагать снижение возраста юридической ответственности с тем, чтобы как можно раньше субъекты системы профилактики имели законные основания для оказания социальной поддержки несовершеннолетним-правонарушителям, подвергшимся криминализации <8>. Однако, несмотря на тот факт, что ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ присутствует в КоАП РФ уже два десятилетия, упомянутая отрасль законодательства все еще продолжает находиться в зачаточном состоянии и, судя по всему, в сферу современных нормотворческих приоритетов не входит. Так, например, ни в одном из предлагаемых проектов КоАП РФ норм подобного рода нет. Более того, из действующего законодательства выхолостили ювенальную конкретику, требующую материальных затрат. Наиболее ощутимые потери законодательства о защите прав несовершеннолетних в целом и подростков-правонарушителей в частности связаны с исключением обязательств по установлению государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, а также индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего-правонарушителя. В такой ситуации введение новелл в КоАП РФ, направленных на снижение минимального возраста субъекта административного деликта, в законодательном и социальном плане решит гораздо меньше проблем, чем породит.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- согласие одного из родителей и разрешение органов опеки и попечительства (при приеме на работу несовершеннолетних до 14 лет (включая спортсменов));
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- согласие одного из родителей и разрешение органов опеки и попечительства (при приеме на работу несовершеннолетних до 14 лет (включая спортсменов));
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4) создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4) создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Федеральный закон от 29.11.2021 N 382-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"3) один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, имеющего заключение о наличии медицинских показаний для приобретения транспортного средства в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, - в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно;
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"3) один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, имеющего заключение о наличии медицинских показаний для приобретения транспортного средства в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, - в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно;
Ситуация: Как оформляется инвалидность и вносятся об этом сведения в ГИС ЕЦЦПСС?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае признания вас инвалидом устанавливается I, II или III группа инвалидности (гражданам в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид"), соответствующая причина инвалидности, а также целевая реабилитационная группа (несколько целевых реабилитационных групп при сочетании нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности). Целевая реабилитационная группа устанавливается на срок инвалидности. На основании указанной реабилитационной группы (групп) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (далее - ИПРА). При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве последней указывается общее заболевание. В этом случае бюро окажет вам содействие в получении таких документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования (п. п. 7, 14(1), 15, 16, абз. 1 п. 41 Правил N 588).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае признания вас инвалидом устанавливается I, II или III группа инвалидности (гражданам в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид"), соответствующая причина инвалидности, а также целевая реабилитационная группа (несколько целевых реабилитационных групп при сочетании нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности). Целевая реабилитационная группа устанавливается на срок инвалидности. На основании указанной реабилитационной группы (групп) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (далее - ИПРА). При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве последней указывается общее заболевание. В этом случае бюро окажет вам содействие в получении таких документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования (п. п. 7, 14(1), 15, 16, абз. 1 п. 41 Правил N 588).
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Во исполнение решения Центрального районного суда г. Новосибирска об удовлетворении требований прокурора ребенку-инвалиду, использующему при передвижении кресло-коляску, и его матери на условиях социального найма предоставлена двухкомнатная квартира, соответствующая индивидуальной программе реабилитации.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Во исполнение решения Центрального районного суда г. Новосибирска об удовлетворении требований прокурора ребенку-инвалиду, использующему при передвижении кресло-коляску, и его матери на условиях социального найма предоставлена двухкомнатная квартира, соответствующая индивидуальной программе реабилитации.
Статья: Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха
(Красильников Л.А.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 5)Для детей-инвалидов нуждаемость в сопровождении и (или) индивидуальной помощи определяется в соответствии с имеющимися ограничениями основных категорий жизнедеятельности, указанных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
(Красильников Л.А.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 5)Для детей-инвалидов нуждаемость в сопровождении и (или) индивидуальной помощи определяется в соответствии с имеющимися ограничениями основных категорий жизнедеятельности, указанных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работника в связи с необходимостью ухода за ребенком-инвалидом
(КонсультантПлюс, 2025)Категория "ребенок-инвалид" присваивается несовершеннолетнему в возрасте до 18 лет. Но в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма такая категория может быть установлена сроком на один год, два года, пять лет, до достижения ребенком возраста 14 или 18 лет (по день исполнения соответственно 14 или 18 лет включительно). При необходимости проводится переосвидетельствование, и инвалидность может быть продлена на новый срок (до достижения несовершеннолетним 18 лет) либо снята. Чтобы определить, имеет ли ваш работник право на увольнение по собственному желанию без отработки в связи с необходимостью ухода за ребенком-инвалидом, проверьте справку об инвалидности ребенка или индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида, выданные учреждением МСЭ. Они служат подтверждением такой категории, а также срока, на который она установлена. Это следует, в частности, из ч. 3 ст. 80 ТК РФ, ч. 3, 4 ст. 1, ч. 1 ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов, п. п. 7, 10, 12, 13, 14, абз. 1, 4 п. 46, абз. 1 п. 52 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588.
(КонсультантПлюс, 2025)Категория "ребенок-инвалид" присваивается несовершеннолетнему в возрасте до 18 лет. Но в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма такая категория может быть установлена сроком на один год, два года, пять лет, до достижения ребенком возраста 14 или 18 лет (по день исполнения соответственно 14 или 18 лет включительно). При необходимости проводится переосвидетельствование, и инвалидность может быть продлена на новый срок (до достижения несовершеннолетним 18 лет) либо снята. Чтобы определить, имеет ли ваш работник право на увольнение по собственному желанию без отработки в связи с необходимостью ухода за ребенком-инвалидом, проверьте справку об инвалидности ребенка или индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида, выданные учреждением МСЭ. Они служат подтверждением такой категории, а также срока, на который она установлена. Это следует, в частности, из ч. 3 ст. 80 ТК РФ, ч. 3, 4 ст. 1, ч. 1 ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов, п. п. 7, 10, 12, 13, 14, абз. 1, 4 п. 46, абз. 1 п. 52 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588.
Статья: "Жилищные алименты" - миф или новая правовая реальность?
(Чефранова Е.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, NN 3, 4)Показательны следующие дела, в ходе рассмотрения которых истцами была доказана необходимость несения дополнительных расходов в виде найма жилого помещения. Так, судом было установлено, что у истца и ее малолетних детей отсутствует какое бы то ни было жилье, в котором они могли бы совместно проживать. А потому имеются основания для взыскания с ответчика дополнительных расходов в рамках алиментных обязательств - в виде оплаты найма жилого помещения в интересах несовершеннолетних детей. Общая сумма арендных платежей за квартиру была подтверждена документально, на этом основании суд пришел к выводу о взыскании с ответчика 1/2 доли расходов истца по оплате найма жилого помещения, приходящейся на детей <18>. По другому делу судом было установлено, что ребенок истицы признан инвалидом и ему была выдана индивидуальная программа реабилитации. По заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ребенку необходимо обучение по образовательной программе для слабослышащих в образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями. Специализированное образовательное учреждение не является интернатом и не имеет общежития для проживания иногородних детей. В связи с необходимостью обучения ребенка в образовательном учреждении вне постоянного места жительства истицей были понесены расходы по найму жилого помещения на время обучения ребенка. Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд, оценив доказательства по делу в их совокупности, принимая во внимание наличие исключительных обстоятельств - ребенок является ребенком-инвалидом, ему выдана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, и ему требуются средства, необходимые для излечения и поддержания здоровья, а также для его социальной адаптации и интеграции в обществе, в связи с чем имеется нуждаемость в дополнительных расходах, а также учитывая, что родители обязаны совместно нести расходы на содержание детей и их доли в таких расходах предполагаются равными, с учетом материальных возможностей каждой из сторон пришел к выводу о взыскании с ответчика дополнительных расходов на ребенка-инвалида, понесенных истцом, в размере 50% от общей суммы <19>.
(Чефранова Е.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, NN 3, 4)Показательны следующие дела, в ходе рассмотрения которых истцами была доказана необходимость несения дополнительных расходов в виде найма жилого помещения. Так, судом было установлено, что у истца и ее малолетних детей отсутствует какое бы то ни было жилье, в котором они могли бы совместно проживать. А потому имеются основания для взыскания с ответчика дополнительных расходов в рамках алиментных обязательств - в виде оплаты найма жилого помещения в интересах несовершеннолетних детей. Общая сумма арендных платежей за квартиру была подтверждена документально, на этом основании суд пришел к выводу о взыскании с ответчика 1/2 доли расходов истца по оплате найма жилого помещения, приходящейся на детей <18>. По другому делу судом было установлено, что ребенок истицы признан инвалидом и ему была выдана индивидуальная программа реабилитации. По заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ребенку необходимо обучение по образовательной программе для слабослышащих в образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями. Специализированное образовательное учреждение не является интернатом и не имеет общежития для проживания иногородних детей. В связи с необходимостью обучения ребенка в образовательном учреждении вне постоянного места жительства истицей были понесены расходы по найму жилого помещения на время обучения ребенка. Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд, оценив доказательства по делу в их совокупности, принимая во внимание наличие исключительных обстоятельств - ребенок является ребенком-инвалидом, ему выдана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, и ему требуются средства, необходимые для излечения и поддержания здоровья, а также для его социальной адаптации и интеграции в обществе, в связи с чем имеется нуждаемость в дополнительных расходах, а также учитывая, что родители обязаны совместно нести расходы на содержание детей и их доли в таких расходах предполагаются равными, с учетом материальных возможностей каждой из сторон пришел к выводу о взыскании с ответчика дополнительных расходов на ребенка-инвалида, понесенных истцом, в размере 50% от общей суммы <19>.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сам по себе факт выдачи индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида не свидетельствует о признании гражданина нуждающимся в уходе, этот документ не является заключением компетентного органа, подтверждающим необходимость ухода.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сам по себе факт выдачи индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида не свидетельствует о признании гражданина нуждающимся в уходе, этот документ не является заключением компетентного органа, подтверждающим необходимость ухода.
Вопрос: Может ли инвалид I, II, III группы работать во вредных условиях труда?
(Консультация эксперта, 2025)Также инвалиды не допускаются к работе с вредными факторами, если они превышают гигиенические нормативы. Работодатель при приеме на работу инвалидов обязан обеспечить разработку и реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов (п. 3.3 СП 2.2.3670-20).
(Консультация эксперта, 2025)Также инвалиды не допускаются к работе с вредными факторами, если они превышают гигиенические нормативы. Работодатель при приеме на работу инвалидов обязан обеспечить разработку и реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов (п. 3.3 СП 2.2.3670-20).
Статья: Отличие неполного рабочего времени от сокращенного
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)- продолжительность сокращенного рабочего времени работника-инвалида может быть специально оговорена в его индивидуальной программе реабилитации или абилитации. Конкретная сокращенная норма рабочего времени работников-медиков зависит от занимаемой ими должности и/или специальности и варьируется от 24 до 36 часов в неделю (Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности");
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)- продолжительность сокращенного рабочего времени работника-инвалида может быть специально оговорена в его индивидуальной программе реабилитации или абилитации. Конкретная сокращенная норма рабочего времени работников-медиков зависит от занимаемой ими должности и/или специальности и варьируется от 24 до 36 часов в неделю (Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности");
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- согласие одного из родителей и разрешение органов опеки и попечительства (при приеме на работу несовершеннолетних до 14 лет (включая спортсменов));
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- согласие одного из родителей и разрешение органов опеки и попечительства (при приеме на работу несовершеннолетних до 14 лет (включая спортсменов));
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Достаточно неоднозначным является и вопрос о возможности распространения положений о дистанционной работе на работников-инвалидов. Пожалуй, ключевым фактором в рассматриваемой ситуации является то обстоятельство, что дистанционная работа не должна быть противопоказана инвалиду по состоянию здоровья. Однако, в отличие от приема на работу несовершеннолетних (на любую работу), статьями 69, 213 ТК РФ, а также подзаконными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных норм <1>, не предусмотрено прохождение обязательного медицинского освидетельствования при приеме инвалида на дистанционную работу. С другой стороны, рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, должны содержаться в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), составляемой в соответствии с Приказом Минтруда России от 13.06.2017 N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (далее - приказ Минтруда России) <2>. Однако формулировки Приказа Минтруда России не позволяют сделать однозначный вывод о том, подходит ли дистанционная работа инвалиду. Например, в ИПРА будет указано, что работнику-инвалиду противопоказаны "виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения могут привести к угрозе жизни и/или потере здоровья инвалида и/или людей". Как указанная формулировка может быть соотнесена с дистанционной работой, которая в отдельных ситуациях действительно может быть связана с эмоциональным напряжением? Как работодатель сможет оценить риски причинения вреда жизни и здоровью инвалида при усилении эмоционального напряжения? Как при этом рассчитать рабочую нагрузку и объем производственных заданий, поручаемых работнику-инвалиду? Выскажем предположение, что отсутствие подробного механизма привлечения работников с инвалидностью к дистанционной работе может сдерживать применением норм главы 49.1 ТК РФ на практике, хотя, безусловно, в положениях о дистанционной работе есть определенный потенциал для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Достаточно неоднозначным является и вопрос о возможности распространения положений о дистанционной работе на работников-инвалидов. Пожалуй, ключевым фактором в рассматриваемой ситуации является то обстоятельство, что дистанционная работа не должна быть противопоказана инвалиду по состоянию здоровья. Однако, в отличие от приема на работу несовершеннолетних (на любую работу), статьями 69, 213 ТК РФ, а также подзаконными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных норм <1>, не предусмотрено прохождение обязательного медицинского освидетельствования при приеме инвалида на дистанционную работу. С другой стороны, рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, должны содержаться в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), составляемой в соответствии с Приказом Минтруда России от 13.06.2017 N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (далее - приказ Минтруда России) <2>. Однако формулировки Приказа Минтруда России не позволяют сделать однозначный вывод о том, подходит ли дистанционная работа инвалиду. Например, в ИПРА будет указано, что работнику-инвалиду противопоказаны "виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения могут привести к угрозе жизни и/или потере здоровья инвалида и/или людей". Как указанная формулировка может быть соотнесена с дистанционной работой, которая в отдельных ситуациях действительно может быть связана с эмоциональным напряжением? Как работодатель сможет оценить риски причинения вреда жизни и здоровью инвалида при усилении эмоционального напряжения? Как при этом рассчитать рабочую нагрузку и объем производственных заданий, поручаемых работнику-инвалиду? Выскажем предположение, что отсутствие подробного механизма привлечения работников с инвалидностью к дистанционной работе может сдерживать применением норм главы 49.1 ТК РФ на практике, хотя, безусловно, в положениях о дистанционной работе есть определенный потенциал для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.