Индексация страховой пенсии 2023
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация страховой пенсии 2023 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 05.07.2024 по делу N 33-5703/2024 (УИД 66RS0003-01-2023-002999-75)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О взыскании невыплаченной суммы пенсии; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 3) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что является инвалидом, имеет статус адвоката, пенсия по инвалидности выплачивается без учета индексации как работающему пенсионеру, с чем истец не согласен, поскольку вследствие инвалидности лишен возможности заниматься адвокатской деятельностью, также не учтены периоды работы помощником комбайнера, разнорабочим, лаборантом, практикантом, дворником, токарем, кровельщиком.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения и доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в части отказа в иске об обязании ответчика произвести с 01.01.2023 перерасчет размера страховой пенсии по инвалидности с учетом индексации как лицу нетрудоспособному в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы. Судебная коллегия полагает доводы апеллянта в указанной части несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О взыскании невыплаченной суммы пенсии; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 3) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что является инвалидом, имеет статус адвоката, пенсия по инвалидности выплачивается без учета индексации как работающему пенсионеру, с чем истец не согласен, поскольку вследствие инвалидности лишен возможности заниматься адвокатской деятельностью, также не учтены периоды работы помощником комбайнера, разнорабочим, лаборантом, практикантом, дворником, токарем, кровельщиком.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения и доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в части отказа в иске об обязании ответчика произвести с 01.01.2023 перерасчет размера страховой пенсии по инвалидности с учетом индексации как лицу нетрудоспособному в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы. Судебная коллегия полагает доводы апеллянта в указанной части несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.10.2024 по делу N А69-895/2024
Требование: О взыскании ущерба в связи с выплатой страховой пенсии с учетом индексации и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Решение: Требование удовлетворено.Уполномоченный орган указал, что в результате несвоевременного представления учреждением сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении застрахованного лица Биче-оол С.Х., бюджету Социального фонда Российской Федерации причинен ущерб в сумме 177 985,80 рублей, в связи с выплатой страховой пенсии с учетом индексации и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии за период с 01.06.2021 по 30.04.2023.
Требование: О взыскании ущерба в связи с выплатой страховой пенсии с учетом индексации и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Решение: Требование удовлетворено.Уполномоченный орган указал, что в результате несвоевременного представления учреждением сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении застрахованного лица Биче-оол С.Х., бюджету Социального фонда Российской Федерации причинен ущерб в сумме 177 985,80 рублей, в связи с выплатой страховой пенсии с учетом индексации и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии за период с 01.06.2021 по 30.04.2023.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)<8> Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (в части установления справедливого порядка перерасчета и возобновления индексации страховых пенсий работающим пенсионерам). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/350655-8 (дата обращения: 05.05.2023).
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)<8> Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (в части установления справедливого порядка перерасчета и возобновления индексации страховых пенсий работающим пенсионерам). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/350655-8 (дата обращения: 05.05.2023).
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<12> Более подробно и комплексно о проблеме индексации страховых пенсий работающих пенсионеров см.: Воронин Ю.В. Еще раз о правовой природе страховой пенсии по инвалидности и связанных с нею проблемах (Поучительный рассказ о том, как можно по-разному прочитать один и тот же документ) // Социальное и пенсионное право. 2023. N 4. С. 7 - 21 (примечание редакции).
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<12> Более подробно и комплексно о проблеме индексации страховых пенсий работающих пенсионеров см.: Воронин Ю.В. Еще раз о правовой природе страховой пенсии по инвалидности и связанных с нею проблемах (Поучительный рассказ о том, как можно по-разному прочитать один и тот же документ) // Социальное и пенсионное право. 2023. N 4. С. 7 - 21 (примечание редакции).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 973
(ред. от 24.11.2022)
"Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 июня 2022 г. в размере 1,1;
(ред. от 24.11.2022)
"Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 июня 2022 г. в размере 1,1;
Статья: Как реагировать на просьбы работников: 10 жизненных ситуаций
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 8)Ситуация. Работник пенсионного возраста хочет уволиться, чтобы СФР проиндексировал ему пенсию, а затем вновь трудоустроиться в нашу организацию.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 8)Ситуация. Работник пенсионного возраста хочет уволиться, чтобы СФР проиндексировал ему пенсию, а затем вновь трудоустроиться в нашу организацию.
Статья: Изменения и судебная практика за июль 2024 года
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Подписан Закон о возобновлении индексации страховых пенсий работающим пенсионерам с 2025 года
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Подписан Закон о возобновлении индексации страховых пенсий работающим пенсионерам с 2025 года
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)- выплаты по уходу за ребенком до 1,5 года для работающих граждан - 49 тыс. рублей в месяц (против 33,2 тыс. рублей в 2023 году).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)- выплаты по уходу за ребенком до 1,5 года для работающих граждан - 49 тыс. рублей в месяц (против 33,2 тыс. рублей в 2023 году).
Статья: О некоторых вопросах развития пенсионной системы в современной экономической и социальной обстановке
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Средняя заработная плата с 2015 по 2023 г. выросла существенно больше, чем ПМП (2,16 раза против 1,55). То есть если бы ежегодная индексация пенсий проводилась по росту средней заработной платы, то пенсии в 2023 г. были бы выше. Это подтверждает справедливость предложения, изложенного в статье Ю.В. Воронина <9>, индексировать пенсии по динамике зарплаты. Недоиндексация пенсий накапливается и приводит к снижению коэффициента замещения.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Средняя заработная плата с 2015 по 2023 г. выросла существенно больше, чем ПМП (2,16 раза против 1,55). То есть если бы ежегодная индексация пенсий проводилась по росту средней заработной платы, то пенсии в 2023 г. были бы выше. Это подтверждает справедливость предложения, изложенного в статье Ю.В. Воронина <9>, индексировать пенсии по динамике зарплаты. Недоиндексация пенсий накапливается и приводит к снижению коэффициента замещения.
Статья: Проблемы формирования базовых понятий права социального обеспечения
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Отсутствие надежных экономических гарантий социальной защиты населения приводит к росту бедности, т.е. численности одиноких граждан и семей с доходом ниже величины федерального или регионального прожиточного минимума, снижению рождаемости и повышению смертности. Чтобы снизить уровень бедности, государство в последние 5 лет постоянно вводило новые пособия для семей с детьми, индексировало размеры страховых и государственных пенсий и других социальных выплат. В частности, были установлены:
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Отсутствие надежных экономических гарантий социальной защиты населения приводит к росту бедности, т.е. численности одиноких граждан и семей с доходом ниже величины федерального или регионального прожиточного минимума, снижению рождаемости и повышению смертности. Чтобы снизить уровень бедности, государство в последние 5 лет постоянно вводило новые пособия для семей с детьми, индексировало размеры страховых и государственных пенсий и других социальных выплат. В частности, были установлены:
Информация: С 1 апреля социальные пенсии предлагается доиндексировать на 3,3%
("Официальный сайт Минтруда России", 2023)Социальные пенсии с 1 апреля предлагается повысить еще на 3,3% в дополнение к проведенной в июне индексации на 10%. Индексация социальных пенсий за 2022 год проходит в два этапа - с 1 июня 2022 года на 10% и с 1 апреля 2023 года - еще на 3,3%. Таким образом, за год социальные пенсии увеличиваются на 13,6%, как ранее был увеличен прожиточный минимум. Соответствующий проект об индексации социальных пенсий с 1 января 2023 года размещен на общественное обсуждение.
("Официальный сайт Минтруда России", 2023)Социальные пенсии с 1 апреля предлагается повысить еще на 3,3% в дополнение к проведенной в июне индексации на 10%. Индексация социальных пенсий за 2022 год проходит в два этапа - с 1 июня 2022 года на 10% и с 1 апреля 2023 года - еще на 3,3%. Таким образом, за год социальные пенсии увеличиваются на 13,6%, как ранее был увеличен прожиточный минимум. Соответствующий проект об индексации социальных пенсий с 1 января 2023 года размещен на общественное обсуждение.
Вопрос: Об отнесении руководителей (председателей) НКО, выполняющих свои функции безвозмездно, к застрахованным лицам в системе ОПС.
(Письмо Минтруда России от 18.05.2023 N 26-2/10/В-7510)Одновременно сообщается, что вопрос представления отчетности в отношении руководителей (председателей) и (или) членов некоммерческих организаций рассматривался Минтрудом России совместно с СФР и была выработана согласованная позиция, в соответствии с которой в случае если таким руководителям (председателям) и (или) членам некоммерческих организаций выплачивалось вознаграждение (заработная плата, плата по гражданско-правовым договорам), на которое производилось начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то за указанные периоды начисления и уплаты страховых взносов страхователи обязаны представлять в территориальные органы СФР отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ. Вместе с тем если в отношении вышеобозначенной категории граждан не осуществлялась выплата вознаграждения и, соответственно, не начислялись и не уплачивались страховые взносы, то для целей обязательного пенсионного страхования (в частности, для возможности индексации выплачиваемых таким гражданам страховых пенсий) граждане данной категории признаются неработающими (то есть не осуществляющими работу, в период выполнения которой они бы признавались застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию). Указанная позиция была согласована Минтрудом России (письма от 28 июня 2019 г. N 21-2/10/В-5042, от 24 августа 2020 г. N 21-0/10/В-7099).
(Письмо Минтруда России от 18.05.2023 N 26-2/10/В-7510)Одновременно сообщается, что вопрос представления отчетности в отношении руководителей (председателей) и (или) членов некоммерческих организаций рассматривался Минтрудом России совместно с СФР и была выработана согласованная позиция, в соответствии с которой в случае если таким руководителям (председателям) и (или) членам некоммерческих организаций выплачивалось вознаграждение (заработная плата, плата по гражданско-правовым договорам), на которое производилось начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то за указанные периоды начисления и уплаты страховых взносов страхователи обязаны представлять в территориальные органы СФР отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ. Вместе с тем если в отношении вышеобозначенной категории граждан не осуществлялась выплата вознаграждения и, соответственно, не начислялись и не уплачивались страховые взносы, то для целей обязательного пенсионного страхования (в частности, для возможности индексации выплачиваемых таким гражданам страховых пенсий) граждане данной категории признаются неработающими (то есть не осуществляющими работу, в период выполнения которой они бы признавались застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию). Указанная позиция была согласована Минтрудом России (письма от 28 июня 2019 г. N 21-2/10/В-5042, от 24 августа 2020 г. N 21-0/10/В-7099).
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)С 2015 г. также было объявлено о балльной системе расчета размера пенсий. Сущность данной системы заключалась в том, что чем больше гражданин накопит баллов, тем больше будет размер его пенсии. Количество баллов при этом зависит как от размера заработной платы, так и от стажа работника: для того, чтобы уйти на пенсию при выработанном страховом стаже, будущему пенсионеру необходимо иметь определенное количество накопленных баллов (например, в 2022 г. количество необходимых баллов составляло 23,4 балла, а в 2023 г. - 25,8 балла). При этом каждый пенсионный балл имеет определенную стоимость (в 2022 г. стоимость одного пенсионного балла составляла 98,86 руб.), которая с каждым годом индексируется в зависимости от уровня инфляции в целом по стране. Отметим, что помимо баллов, начисляемых за размер заработной платы, работнику могут быть начислены дополнительные пенсионные баллы, что также предусмотрено законодательством (например, за нахождение в отпуске по уходу за ребенком работнику начисляется 1,8 пенсионных балла, а за вторым ребенком - 3,6 балла).
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)С 2015 г. также было объявлено о балльной системе расчета размера пенсий. Сущность данной системы заключалась в том, что чем больше гражданин накопит баллов, тем больше будет размер его пенсии. Количество баллов при этом зависит как от размера заработной платы, так и от стажа работника: для того, чтобы уйти на пенсию при выработанном страховом стаже, будущему пенсионеру необходимо иметь определенное количество накопленных баллов (например, в 2022 г. количество необходимых баллов составляло 23,4 балла, а в 2023 г. - 25,8 балла). При этом каждый пенсионный балл имеет определенную стоимость (в 2022 г. стоимость одного пенсионного балла составляла 98,86 руб.), которая с каждым годом индексируется в зависимости от уровня инфляции в целом по стране. Отметим, что помимо баллов, начисляемых за размер заработной платы, работнику могут быть начислены дополнительные пенсионные баллы, что также предусмотрено законодательством (например, за нахождение в отпуске по уходу за ребенком работнику начисляется 1,8 пенсионных балла, а за вторым ребенком - 3,6 балла).