Индексация социальной пенсии 2023
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация социальной пенсии 2023 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 05.07.2024 по делу N 33-5703/2024 (УИД 66RS0003-01-2023-002999-75)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О взыскании невыплаченной суммы пенсии; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 3) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что является инвалидом, имеет статус адвоката, пенсия по инвалидности выплачивается без учета индексации как работающему пенсионеру, с чем истец не согласен, поскольку вследствие инвалидности лишен возможности заниматься адвокатской деятельностью, также не учтены периоды работы помощником комбайнера, разнорабочим, лаборантом, практикантом, дворником, токарем, кровельщиком.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения и доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в части отказа в иске об обязании ответчика произвести с 01.01.2023 перерасчет размера страховой пенсии по инвалидности с учетом индексации как лицу нетрудоспособному в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы. Судебная коллегия полагает доводы апеллянта в указанной части несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О взыскании невыплаченной суммы пенсии; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 3) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что является инвалидом, имеет статус адвоката, пенсия по инвалидности выплачивается без учета индексации как работающему пенсионеру, с чем истец не согласен, поскольку вследствие инвалидности лишен возможности заниматься адвокатской деятельностью, также не учтены периоды работы помощником комбайнера, разнорабочим, лаборантом, практикантом, дворником, токарем, кровельщиком.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения и доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в части отказа в иске об обязании ответчика произвести с 01.01.2023 перерасчет размера страховой пенсии по инвалидности с учетом индексации как лицу нетрудоспособному в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы. Судебная коллегия полагает доводы апеллянта в указанной части несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.10.2024 по делу N А69-895/2024
Требование: О взыскании ущерба в связи с выплатой страховой пенсии с учетом индексации и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Решение: Требование удовлетворено.Уполномоченный орган указал, что в результате несвоевременного представления учреждением сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении застрахованного лица Биче-оол С.Х., бюджету Социального фонда Российской Федерации причинен ущерб в сумме 177 985,80 рублей, в связи с выплатой страховой пенсии с учетом индексации и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии за период с 01.06.2021 по 30.04.2023.
Требование: О взыскании ущерба в связи с выплатой страховой пенсии с учетом индексации и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Решение: Требование удовлетворено.Уполномоченный орган указал, что в результате несвоевременного представления учреждением сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении застрахованного лица Биче-оол С.Х., бюджету Социального фонда Российской Федерации причинен ущерб в сумме 177 985,80 рублей, в связи с выплатой страховой пенсии с учетом индексации и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии за период с 01.06.2021 по 30.04.2023.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: С 1 апреля социальные пенсии предлагается доиндексировать на 3,3%
("Официальный сайт Минтруда России", 2023)Социальные пенсии с 1 апреля предлагается повысить еще на 3,3% в дополнение к проведенной в июне индексации на 10%. Индексация социальных пенсий за 2022 год проходит в два этапа - с 1 июня 2022 года на 10% и с 1 апреля 2023 года - еще на 3,3%. Таким образом, за год социальные пенсии увеличиваются на 13,6%, как ранее был увеличен прожиточный минимум. Соответствующий проект об индексации социальных пенсий с 1 января 2023 года размещен на общественное обсуждение.
("Официальный сайт Минтруда России", 2023)Социальные пенсии с 1 апреля предлагается повысить еще на 3,3% в дополнение к проведенной в июне индексации на 10%. Индексация социальных пенсий за 2022 год проходит в два этапа - с 1 июня 2022 года на 10% и с 1 апреля 2023 года - еще на 3,3%. Таким образом, за год социальные пенсии увеличиваются на 13,6%, как ранее был увеличен прожиточный минимум. Соответствующий проект об индексации социальных пенсий с 1 января 2023 года размещен на общественное обсуждение.
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Как видно из табл. 1, социальная пенсия граждан РФ также увеличилась, при этом наибольший размер социальной пенсии у граждан, имеющих первую подтвержденную группу инвалидности, в том числе с детства, а также при потере обоих кормильцев. Пенсия по старости также увеличилась с 6 924,81 руб. до 7 153,33 руб. В июле 2023 г. минимальная социальная пенсия по старости была проиндексирована на 10%. На рис. 4 представлена динамика размера пенсии работающих пенсионеров (многие граждане с выходом на пенсию продолжают осуществлять трудовую деятельность). Но размер средней пенсии работающих пенсионеров меньше, чем средний размер пенсии, назначенной по старости, при условии "неработы". Это связано с тем, что граждане дополнительно к пенсии получают заработную плату. Тем не менее размер пенсии работающих пенсионеров с июля 2023 г. также был существенно увеличен по сравнению с началом года.
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Как видно из табл. 1, социальная пенсия граждан РФ также увеличилась, при этом наибольший размер социальной пенсии у граждан, имеющих первую подтвержденную группу инвалидности, в том числе с детства, а также при потере обоих кормильцев. Пенсия по старости также увеличилась с 6 924,81 руб. до 7 153,33 руб. В июле 2023 г. минимальная социальная пенсия по старости была проиндексирована на 10%. На рис. 4 представлена динамика размера пенсии работающих пенсионеров (многие граждане с выходом на пенсию продолжают осуществлять трудовую деятельность). Но размер средней пенсии работающих пенсионеров меньше, чем средний размер пенсии, назначенной по старости, при условии "неработы". Это связано с тем, что граждане дополнительно к пенсии получают заработную плату. Тем не менее размер пенсии работающих пенсионеров с июля 2023 г. также был существенно увеличен по сравнению с началом года.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 973
(ред. от 24.11.2022)
"Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"коэффициент дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с 1 июня 2022 г. в размере 1,1.
(ред. от 24.11.2022)
"Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"коэффициент дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с 1 июня 2022 г. в размере 1,1.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)- выплаты по уходу за ребенком до 1,5 года для работающих граждан - 49 тыс. рублей в месяц (против 33,2 тыс. рублей в 2023 году).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)- выплаты по уходу за ребенком до 1,5 года для работающих граждан - 49 тыс. рублей в месяц (против 33,2 тыс. рублей в 2023 году).
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Представляется, что этот процесс должен быть доведен до логического конца, страховые взносы на ОПС должны "раствориться" в общих доходах федерального бюджета, и из общих доходов бюджета должно осуществляться финансирование распределительной части пенсий. Это позволит устранить нормативные и организационные нагромождения и недочеты, связанные с федеральной и региональными социальными доплатами к пенсиям, социальными пенсиями и пенсиями самозанятого населения. Если это синхронизировать с внедрением в стране цифрового рубля, то выплачивать пенсии тоже можно непосредственно из финансовой системы <14>, освободив полностью СФР от финансовых потоков и сохранив за ним смысловую, когнитивную сторону пенсионного обеспечения - персонифицированный учет пенсионных прав населения, установление, корректировку и индексацию пенсий с использованием информационных ресурсов персонифицированного учета. То есть может быть устранена двойственность, заложенная в Пенсионный фонд с момента его создания: ПФР являлся одновременно и финансовой организацией (согласно Положению, утвержденному Верховным советом РСФСР), и социальной организацией по своей сути.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Представляется, что этот процесс должен быть доведен до логического конца, страховые взносы на ОПС должны "раствориться" в общих доходах федерального бюджета, и из общих доходов бюджета должно осуществляться финансирование распределительной части пенсий. Это позволит устранить нормативные и организационные нагромождения и недочеты, связанные с федеральной и региональными социальными доплатами к пенсиям, социальными пенсиями и пенсиями самозанятого населения. Если это синхронизировать с внедрением в стране цифрового рубля, то выплачивать пенсии тоже можно непосредственно из финансовой системы <14>, освободив полностью СФР от финансовых потоков и сохранив за ним смысловую, когнитивную сторону пенсионного обеспечения - персонифицированный учет пенсионных прав населения, установление, корректировку и индексацию пенсий с использованием информационных ресурсов персонифицированного учета. То есть может быть устранена двойственность, заложенная в Пенсионный фонд с момента его создания: ПФР являлся одновременно и финансовой организацией (согласно Положению, утвержденному Верховным советом РСФСР), и социальной организацией по своей сути.
Статья: Пособие на погребение: прямые выплаты с 2025 года
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 3)К сведению. Размер пособия на погребение с 01.02.2023 составляет 7 793,48 руб.
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 3)К сведению. Размер пособия на погребение с 01.02.2023 составляет 7 793,48 руб.
Готовое решение: Какие гарантии и льготы положены работникам из числа мобилизованных, добровольцев или контрактников, а также членам их семей
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно к денежному содержанию им установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 100% пенсии за выслугу лет на день такого приостановления с учетом ежемесячной доплаты к указанной пенсии и увеличения (индексации) размера пенсии после приостановления ее выплаты (п. 1 Указа Президента РФ от 11.09.2023 N 669).
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно к денежному содержанию им установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 100% пенсии за выслугу лет на день такого приостановления с учетом ежемесячной доплаты к указанной пенсии и увеличения (индексации) размера пенсии после приостановления ее выплаты (п. 1 Указа Президента РФ от 11.09.2023 N 669).
Статья: Проблемы формирования базовых понятий права социального обеспечения
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Отсутствие надежных экономических гарантий социальной защиты населения приводит к росту бедности, т.е. численности одиноких граждан и семей с доходом ниже величины федерального или регионального прожиточного минимума, снижению рождаемости и повышению смертности. Чтобы снизить уровень бедности, государство в последние 5 лет постоянно вводило новые пособия для семей с детьми, индексировало размеры страховых и государственных пенсий и других социальных выплат. В частности, были установлены:
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Отсутствие надежных экономических гарантий социальной защиты населения приводит к росту бедности, т.е. численности одиноких граждан и семей с доходом ниже величины федерального или регионального прожиточного минимума, снижению рождаемости и повышению смертности. Чтобы снизить уровень бедности, государство в последние 5 лет постоянно вводило новые пособия для семей с детьми, индексировало размеры страховых и государственных пенсий и других социальных выплат. В частности, были установлены:
Статья: О некоторых вопросах развития пенсионной системы в современной экономической и социальной обстановке
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Средняя заработная плата с 2015 по 2023 г. выросла существенно больше, чем ПМП (2,16 раза против 1,55). То есть если бы ежегодная индексация пенсий проводилась по росту средней заработной платы, то пенсии в 2023 г. были бы выше. Это подтверждает справедливость предложения, изложенного в статье Ю.В. Воронина <9>, индексировать пенсии по динамике зарплаты. Недоиндексация пенсий накапливается и приводит к снижению коэффициента замещения.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Средняя заработная плата с 2015 по 2023 г. выросла существенно больше, чем ПМП (2,16 раза против 1,55). То есть если бы ежегодная индексация пенсий проводилась по росту средней заработной платы, то пенсии в 2023 г. были бы выше. Это подтверждает справедливость предложения, изложенного в статье Ю.В. Воронина <9>, индексировать пенсии по динамике зарплаты. Недоиндексация пенсий накапливается и приводит к снижению коэффициента замещения.
Статья: Основные параметры бюджетного планирования пенсионного страхования как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Более того, подобный порядок расчета "солидарного" коэффициента замещения, предлагаемый одновременно и авторами рецензируемой нами статьи, и Всемирным банком, не позволяет измерять степень актуализации пенсий при их ежегодной индексации. Этот показатель оказывается высоким при низком уровне заработных плат и низким - при более высоких. Поэтому для оценки эффективности государственной политики в области индексации социально-страховых пенсионных выплат необходимо разработать собственную национальную методологию расчета коэффициента замещения, учитывающую удельный вес каждой профессиональной группы наемных работников в сфере трудового найма, их количество и диапазон заработной платы в зависимости от их возраста, квалификации и региона проживания. Это позволит рассчитывать так называемый модальный коэффициент замещения, уровень которого следует зафиксировать в законодательстве по примеру других стран, обладающих системами обязательного пенсионного страхования <11>.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Более того, подобный порядок расчета "солидарного" коэффициента замещения, предлагаемый одновременно и авторами рецензируемой нами статьи, и Всемирным банком, не позволяет измерять степень актуализации пенсий при их ежегодной индексации. Этот показатель оказывается высоким при низком уровне заработных плат и низким - при более высоких. Поэтому для оценки эффективности государственной политики в области индексации социально-страховых пенсионных выплат необходимо разработать собственную национальную методологию расчета коэффициента замещения, учитывающую удельный вес каждой профессиональной группы наемных работников в сфере трудового найма, их количество и диапазон заработной платы в зависимости от их возраста, квалификации и региона проживания. Это позволит рассчитывать так называемый модальный коэффициент замещения, уровень которого следует зафиксировать в законодательстве по примеру других стран, обладающих системами обязательного пенсионного страхования <11>.
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<12> Более подробно и комплексно о проблеме индексации страховых пенсий работающих пенсионеров см.: Воронин Ю.В. Еще раз о правовой природе страховой пенсии по инвалидности и связанных с нею проблемах (Поучительный рассказ о том, как можно по-разному прочитать один и тот же документ) // Социальное и пенсионное право. 2023. N 4. С. 7 - 21 (примечание редакции).
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<12> Более подробно и комплексно о проблеме индексации страховых пенсий работающих пенсионеров см.: Воронин Ю.В. Еще раз о правовой природе страховой пенсии по инвалидности и связанных с нею проблемах (Поучительный рассказ о том, как можно по-разному прочитать один и тот же документ) // Социальное и пенсионное право. 2023. N 4. С. 7 - 21 (примечание редакции).
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)<14> Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.03.2023).
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)<14> Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.03.2023).