Индексация социальной пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация социальной пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: С 1 апреля социальные пенсии предлагается доиндексировать на 3,3%
("Официальный сайт Минтруда России", 2023)Социальные пенсии с 1 апреля предлагается повысить еще на 3,3% в дополнение к проведенной в июне индексации на 10%. Индексация социальных пенсий за 2022 год проходит в два этапа - с 1 июня 2022 года на 10% и с 1 апреля 2023 года - еще на 3,3%. Таким образом, за год социальные пенсии увеличиваются на 13,6%, как ранее был увеличен прожиточный минимум. Соответствующий проект об индексации социальных пенсий с 1 января 2023 года размещен на общественное обсуждение.
("Официальный сайт Минтруда России", 2023)Социальные пенсии с 1 апреля предлагается повысить еще на 3,3% в дополнение к проведенной в июне индексации на 10%. Индексация социальных пенсий за 2022 год проходит в два этапа - с 1 июня 2022 года на 10% и с 1 апреля 2023 года - еще на 3,3%. Таким образом, за год социальные пенсии увеличиваются на 13,6%, как ранее был увеличен прожиточный минимум. Соответствующий проект об индексации социальных пенсий с 1 января 2023 года размещен на общественное обсуждение.
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Индексация социальных пенсий и пенсий по ГПО в бюджетный период определена ежегодно с 1 апреля по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера (ПМП) за предыдущий год (2025 г. - 14,75%, 2026 г. - 4,5%, 2027 г. - 4,0%). Размеры и сроки индексации пенсий и других социальных выплат на 2024 - 2027 гг. определены на основании параметров прогноза Минэкономразвития России (табл. 1).
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Индексация социальных пенсий и пенсий по ГПО в бюджетный период определена ежегодно с 1 апреля по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера (ПМП) за предыдущий год (2025 г. - 14,75%, 2026 г. - 4,5%, 2027 г. - 4,0%). Размеры и сроки индексации пенсий и других социальных выплат на 2024 - 2027 гг. определены на основании параметров прогноза Минэкономразвития России (табл. 1).
Нормативные акты
Справочная информация: "Коэффициенты индексации социальных пенсий"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОЭФФИЦИЕНТЫ ИНДЕКСАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОЭФФИЦИЕНТЫ ИНДЕКСАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ
<Информация> СФР
"Индексация пенсий"Социальные пенсии
"Индексация пенсий"Социальные пенсии
Статья: Повышение благосостояния работников как приоритетная задача социальной политики государства
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)В-третьих, увеличение МРОТ до 19 242 руб. повысит благосостояние 4,8 млн граждан РФ <19>, но автоматически не повлияет на рост заработных плат большинства работников. "Принудительно" заработные платы должны расти в соответствии со ст. 134 ТК РФ, посвященной детализации государственной гарантии в виде создания мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы. К сожалению, ей не придан статус конституционной гарантии в отличие от индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ), а текущее содержание ст. 134 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что она "является декларативной, не позволяющей эффективно ее реализовывать, выстраивая работающие механизмы повышения уровня реального содержания заработной платы для работника" <20>. До сих пор нередки случаи отказа работодателей от индексации заработной платы или произвольного определения ее механизма, противоречащего сути данной государственной гарантии, а также отсутствия регулярности ее реализации. Низкий уровень правосознания работодателей требует от законодателя в целях реализации социальной политики, направленной на повышение благосостояния граждан, закрепить механизм индексации заработной платы как основного способа повышения уровня реального содержания заработной платы в Трудовом кодексе РФ, однако на сегодняшний день активных законопроектов по данному вопросу не имеется.
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)В-третьих, увеличение МРОТ до 19 242 руб. повысит благосостояние 4,8 млн граждан РФ <19>, но автоматически не повлияет на рост заработных плат большинства работников. "Принудительно" заработные платы должны расти в соответствии со ст. 134 ТК РФ, посвященной детализации государственной гарантии в виде создания мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы. К сожалению, ей не придан статус конституционной гарантии в отличие от индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ), а текущее содержание ст. 134 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что она "является декларативной, не позволяющей эффективно ее реализовывать, выстраивая работающие механизмы повышения уровня реального содержания заработной платы для работника" <20>. До сих пор нередки случаи отказа работодателей от индексации заработной платы или произвольного определения ее механизма, противоречащего сути данной государственной гарантии, а также отсутствия регулярности ее реализации. Низкий уровень правосознания работодателей требует от законодателя в целях реализации социальной политики, направленной на повышение благосостояния граждан, закрепить механизм индексации заработной платы как основного способа повышения уровня реального содержания заработной платы в Трудовом кодексе РФ, однако на сегодняшний день активных законопроектов по данному вопросу не имеется.
Статья: Теоретические основы устойчивого развития в работах О.Е. Кутафина
(Комарова В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Создание условий повышения благосостояния граждан, которые являются одним из оснований для взаимного доверия государства и общества, нашло механизм реализации в конституционном закреплении новых ч. 5, 6, 7 ст. 75 Конституции России, касающихся дополнительных трудовых гарантий граждан и защиты их прав, принципов формирования системы пенсионного обеспечения граждан (принципы всеобщности, справедливости и солидарности поколений), и закрепление новых конституционных позиций в системе социальной защиты (адресная социальная поддержка граждан, индексация пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат) и др.
(Комарова В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Создание условий повышения благосостояния граждан, которые являются одним из оснований для взаимного доверия государства и общества, нашло механизм реализации в конституционном закреплении новых ч. 5, 6, 7 ст. 75 Конституции России, касающихся дополнительных трудовых гарантий граждан и защиты их прав, принципов формирования системы пенсионного обеспечения граждан (принципы всеобщности, справедливости и солидарности поколений), и закрепление новых конституционных позиций в системе социальной защиты (адресная социальная поддержка граждан, индексация пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат) и др.
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Однако, как мы можем видеть (табл. 3), не всегда индексация социальных пенсий превышает рост инфляции, следует отметить, что индексация носит компенсационный, а не превентивный характер, при этом обеспечение роста качества и уровня жизни малообеспеченных пенсионеров достигается мерой по повышению прожиточного минимума. Так, на фоне инфляционных всплесков Правительство РФ либо существенно повышало ПМ пенсионера, либо проводило повышенную индексацию социальных пенсий.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Однако, как мы можем видеть (табл. 3), не всегда индексация социальных пенсий превышает рост инфляции, следует отметить, что индексация носит компенсационный, а не превентивный характер, при этом обеспечение роста качества и уровня жизни малообеспеченных пенсионеров достигается мерой по повышению прожиточного минимума. Так, на фоне инфляционных всплесков Правительство РФ либо существенно повышало ПМ пенсионера, либо проводило повышенную индексацию социальных пенсий.
Ситуация: Какие выплаты полагаются детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия ежегодно индексируется с 1 апреля, в связи с чем с 01.04.2025 размер социальной пенсии детям-сиротам составляет 17 648,24 руб. (без учета районных коэффициентов) (пп. 2.1 п. 1, п. 2 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия ежегодно индексируется с 1 апреля, в связи с чем с 01.04.2025 размер социальной пенсии детям-сиротам составляет 17 648,24 руб. (без учета районных коэффициентов) (пп. 2.1 п. 1, п. 2 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)а) разрабатывает предложения по определению минимального размера оплаты труда, определению порядка индексации заработной платы работников федеральных государственных учреждений, корректировке страховой пенсии, индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий в очередном финансовом году и плановом периоде, а также участвует в разработке предложений по индексации денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)а) разрабатывает предложения по определению минимального размера оплаты труда, определению порядка индексации заработной платы работников федеральных государственных учреждений, корректировке страховой пенсии, индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий в очередном финансовом году и плановом периоде, а также участвует в разработке предложений по индексации денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих;
Статья: Модернизация финансового законодательства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)<22> Ежегодная индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии была закреплена в 2013 г. в ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; ежегодная индексация социальных пенсий установлена в 2009 г. ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)<22> Ежегодная индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии была закреплена в 2013 г. в ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; ежегодная индексация социальных пенсий установлена в 2009 г. ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).
Статья: Основные параметры бюджетного планирования пенсионного страхования как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Для продолжения научной работы в том направлении, которое задали авторы статьи, представляется важным в первую очередь определиться с целями и задачами экономического механизма индексации социально-страховых пенсий, а также выявить его взаимосвязь с другими параметрами бюджетной политики в рамках социального страхования и существующими социально-страховыми принципами. Это позволит, наконец, избежать в будущем принятия мер конъюнктурного характера при проведении государственной политики в области пенсионных корректировок. Причем это касается как работающих пенсионеров, так и всех без исключения застрахованных обязательным пенсионным страхованием лиц.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Для продолжения научной работы в том направлении, которое задали авторы статьи, представляется важным в первую очередь определиться с целями и задачами экономического механизма индексации социально-страховых пенсий, а также выявить его взаимосвязь с другими параметрами бюджетной политики в рамках социального страхования и существующими социально-страховыми принципами. Это позволит, наконец, избежать в будущем принятия мер конъюнктурного характера при проведении государственной политики в области пенсионных корректировок. Причем это касается как работающих пенсионеров, так и всех без исключения застрахованных обязательным пенсионным страхованием лиц.
Ситуация: Какие существуют надбавки к военной пенсии и случаи ее повышения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Информация о последней индексации социальной пенсии по старости содержится в предыдущем разделе данного материала.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Информация о последней индексации социальной пенсии по старости содержится в предыдущем разделе данного материала.
Ситуация: Какие льготы положены инвалидам с детства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предусмотрена ежегодная индексация надбавки на уход, дополнительной надбавки на уход (размера дополнительного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в порядке, установленном соответственно для индексации размеров социальной пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии. Однако ежегодная индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии приостановлена до 01.01.2026 (п. 3 ст. 18.1, п. 1 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; ч. 17 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 4 ст. 49 Закона РФ N 4468-1; ч. 13 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предусмотрена ежегодная индексация надбавки на уход, дополнительной надбавки на уход (размера дополнительного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в порядке, установленном соответственно для индексации размеров социальной пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии. Однако ежегодная индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии приостановлена до 01.01.2026 (п. 3 ст. 18.1, п. 1 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; ч. 17 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 4 ст. 49 Закона РФ N 4468-1; ч. 13 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).