Индексация пенсии с 2012 года
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация пенсии с 2012 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Пенсия муниципальным служащим (в том числе за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2025)Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012)
(КонсультантПлюс, 2025)Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<3> Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. М.: ВШЭ, 2015. С. 48; Национальные цели социального развития: вызовы и решения: доклад НИУ ВШЭ: к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и обществ (г. Москва, 9 - 12 апреля 2019 г.) / Т.В. Абалкина, Н.В. Акиндинова, С.С. Бирюкова [и др.]; отв. ред.: Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова. М.: ВШЭ, 2019. 214 с; Кудрин А.Л., Гурвич Е.Т. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. 2012. N 3. С. 52 - 79; Сафонов А.Л., Угодников К.В. Индексация пенсионных выплат: поиски баланса между инфляцией и изменением заработной платы в экономике // Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26. N 1. С. 156 - 168; Дорофеев М.Л. Направления совершенствования механизма индексации размера пенсий в условиях трансформации экономики // Вестник университета. 2022. N 9. С. 110 - 119; Ляшок В.Ю., Назаров В.С., Орешкин М.С. Факторы роста размера пенсий в современной России // Финансовый журнал. 2016. N 1. С. 7 - 22; Тучкова Э.Г. Итоги реформ и перспективы формирования многоуровневой национальной пенсионной системы // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. N 10; Соловьев А.К. Пенсионные права застрахованных лиц: проблемы формирования и риски реализации. М.: Прометей, 2020. 236 с.
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<3> Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. М.: ВШЭ, 2015. С. 48; Национальные цели социального развития: вызовы и решения: доклад НИУ ВШЭ: к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и обществ (г. Москва, 9 - 12 апреля 2019 г.) / Т.В. Абалкина, Н.В. Акиндинова, С.С. Бирюкова [и др.]; отв. ред.: Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова. М.: ВШЭ, 2019. 214 с; Кудрин А.Л., Гурвич Е.Т. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. 2012. N 3. С. 52 - 79; Сафонов А.Л., Угодников К.В. Индексация пенсионных выплат: поиски баланса между инфляцией и изменением заработной платы в экономике // Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26. N 1. С. 156 - 168; Дорофеев М.Л. Направления совершенствования механизма индексации размера пенсий в условиях трансформации экономики // Вестник университета. 2022. N 9. С. 110 - 119; Ляшок В.Ю., Назаров В.С., Орешкин М.С. Факторы роста размера пенсий в современной России // Финансовый журнал. 2016. N 1. С. 7 - 22; Тучкова Э.Г. Итоги реформ и перспективы формирования многоуровневой национальной пенсионной системы // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. N 10; Соловьев А.К. Пенсионные права застрахованных лиц: проблемы формирования и риски реализации. М.: Прометей, 2020. 236 с.
Статья: О развитии накопительного компонента пенсионной системы России
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)С нашей точки зрения, особенно важно разрешение такой проблемы, обозначенной в Стратегии 2012 г., как "снижение пенсионных прав граждан, включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе". До настоящего времени государство индексировало страховые пенсии в среднем заметно выше инвестиционного дохода от размещения пенсионных накоплений. Выбрав накопительную пенсию, гражданин снижает начисление страховых баллов на 37,5%, что в полном объеме не компенсируется. По имеющимся расчетам, формирование накопительной пенсии за счет страховой ведет к уменьшению суммарного размера пенсии. При выходе на пенсию в 2024 г. оно составляет 6,9%.
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)С нашей точки зрения, особенно важно разрешение такой проблемы, обозначенной в Стратегии 2012 г., как "снижение пенсионных прав граждан, включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе". До настоящего времени государство индексировало страховые пенсии в среднем заметно выше инвестиционного дохода от размещения пенсионных накоплений. Выбрав накопительную пенсию, гражданин снижает начисление страховых баллов на 37,5%, что в полном объеме не компенсируется. По имеющимся расчетам, формирование накопительной пенсии за счет страховой ведет к уменьшению суммарного размера пенсии. При выходе на пенсию в 2024 г. оно составляет 6,9%.
Нормативные акты
"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года"
(разработан Минэкономразвития России)В результате средний размер трудовой пенсии (среднегодовой) к 2030 году увеличится по сравнению с 2011 годом в инновационном варианте в 3,6 раза и в консервативном варианте - в 3,3 раза. Соотношение среднего размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера к 2030 году увеличится с 1,7 раза в 2011 году до 2,2 и 2 раза по инновационному и консервативному варианту соответственно. За счет повышенной индексации, обеспеченной высокими темпами роста заработной платы, в форсированном варианте средний размер трудовой пенсии за 2012 - 2030 гг. вырастет в 4,2 раза, а соотношение с прожиточным минимумом пенсионера в 2030 году составит 2,7 раза.
(разработан Минэкономразвития России)В результате средний размер трудовой пенсии (среднегодовой) к 2030 году увеличится по сравнению с 2011 годом в инновационном варианте в 3,6 раза и в консервативном варианте - в 3,3 раза. Соотношение среднего размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера к 2030 году увеличится с 1,7 раза в 2011 году до 2,2 и 2 раза по инновационному и консервативному варианту соответственно. За счет повышенной индексации, обеспеченной высокими темпами роста заработной платы, в форсированном варианте средний размер трудовой пенсии за 2012 - 2030 гг. вырастет в 4,2 раза, а соотношение с прожиточным минимумом пенсионера в 2030 году составит 2,7 раза.
"Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Размер оклада месячного денежного содержания и размер ежемесячной надбавки за стаж, применяемые для исчисления пенсии, определены в части 1 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в силу которой для исчисления пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, и их семьям учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Размер оклада месячного денежного содержания и размер ежемесячной надбавки за стаж, применяемые для исчисления пенсии, определены в части 1 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в силу которой для исчисления пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, и их семьям учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Статья: "Будет исполнено!": практика реагирования французского законодателя на решения Конституционного совета Франции
(Балакаев В.Д.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<6> Ярким примером может служить Определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1139-О по жалобе гражданина Б.М. Тупицына. Конституционный Суд, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы на отсутствие механизма индексации пенсий трудящимся пенсионерам, тем не менее указал, что федеральный законодатель обязан во исполнение новой конституционной гарантии об индексации пенсий (ч. 6 ст. 75 Конституции РФ) "внести изменения в действующее правовое регулирование пенсионных отношений и предусмотреть механизм ежегодной индексации страховых пенсий". Более того, Суд даже предложил собственную модель механизма индексации, отметив, что допустимо "поэтапное введение такой индексации пенсий для лиц, продолжающих после назначения пенсии осуществлять работу и (или) иную деятельность" (абз. 1 и 5 п. 4 мотивировочной части).
(Балакаев В.Д.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<6> Ярким примером может служить Определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1139-О по жалобе гражданина Б.М. Тупицына. Конституционный Суд, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы на отсутствие механизма индексации пенсий трудящимся пенсионерам, тем не менее указал, что федеральный законодатель обязан во исполнение новой конституционной гарантии об индексации пенсий (ч. 6 ст. 75 Конституции РФ) "внести изменения в действующее правовое регулирование пенсионных отношений и предусмотреть механизм ежегодной индексации страховых пенсий". Более того, Суд даже предложил собственную модель механизма индексации, отметив, что допустимо "поэтапное введение такой индексации пенсий для лиц, продолжающих после назначения пенсии осуществлять работу и (или) иную деятельность" (абз. 1 и 5 п. 4 мотивировочной части).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Соответственно в первоначальной редакции ч. 1 комментируемой статьи предусматривалось следующее: при повышении установленного законом МРОТ СПИ и лица, указанные в ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона (т.е. выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи лица, которым исполнительный документ направлен непосредственно взыскателем), производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом МРОТ; об указанной индексации лица, указанные в ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона, обязаны издать приказ (распоряжение), а СПИ - вынести постановление.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Соответственно в первоначальной редакции ч. 1 комментируемой статьи предусматривалось следующее: при повышении установленного законом МРОТ СПИ и лица, указанные в ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона (т.е. выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи лица, которым исполнительный документ направлен непосредственно взыскателем), производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом МРОТ; об указанной индексации лица, указанные в ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона, обязаны издать приказ (распоряжение), а СПИ - вынести постановление.
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)В-третьих, размер пенсии за выслугу лет в структуре "двойной пенсии" будет исчисляться из денежного довольствия военнослужащего не в полном размере, а в процентах от общей суммы такого довольствия. Размер пенсии будет включать только оклад по воинской должности и оклад по воинскому званию без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях, а также ежемесячную надбавку (процентную надбавку за выслугу лет), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия <14>. С 1 января 2024 г. сумма денежного довольствия для расчета размера пенсии за выслугу лет военным пенсионерам и приравненным к ним лицам с учетом индексации составила 85,47%, а с 1 октября 2024 г. она вырастет на 3,85% - до 89,32% <15>.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)В-третьих, размер пенсии за выслугу лет в структуре "двойной пенсии" будет исчисляться из денежного довольствия военнослужащего не в полном размере, а в процентах от общей суммы такого довольствия. Размер пенсии будет включать только оклад по воинской должности и оклад по воинскому званию без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях, а также ежемесячную надбавку (процентную надбавку за выслугу лет), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия <14>. С 1 января 2024 г. сумма денежного довольствия для расчета размера пенсии за выслугу лет военным пенсионерам и приравненным к ним лицам с учетом индексации составила 85,47%, а с 1 октября 2024 г. она вырастет на 3,85% - до 89,32% <15>.
Статья: Процессуальные вопросы применения норм об индексации присужденной денежной суммы по административным делам
(Шкляр Т.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)<7> См.: Семейный кодекс Российской Федерации (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16); Трудовой кодекс Российской Федерации (СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3); Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831), от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929), от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4176), от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" (СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4828), от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4920).
(Шкляр Т.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)<7> См.: Семейный кодекс Российской Федерации (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16); Трудовой кодекс Российской Федерации (СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3); Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831), от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929), от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4176), от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" (СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4828), от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4920).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Для исчисления им пенсии учитываются должностной оклад, оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Для исчисления им пенсии учитываются должностной оклад, оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, установлена дифференциация правового регулирования антиинфляционной защиты страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней в зависимости от того, сопровождалось ли наступление страхового случая в виде достижения пенсионного возраста (наступления инвалидности) утратой заработка. Такая дифференциация не может рассматриваться как нарушающая права застрахованных лиц, поскольку конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (Постановление от 27.04.2001 N 7-П; Определения от 11.05.2012 N 743-О, от 14.05.2013 N 692-О и др.).
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, установлена дифференциация правового регулирования антиинфляционной защиты страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней в зависимости от того, сопровождалось ли наступление страхового случая в виде достижения пенсионного возраста (наступления инвалидности) утратой заработка. Такая дифференциация не может рассматриваться как нарушающая права застрахованных лиц, поскольку конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (Постановление от 27.04.2001 N 7-П; Определения от 11.05.2012 N 743-О, от 14.05.2013 N 692-О и др.).