Индексация пенсии с 2002 года
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация пенсии с 2002 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30 "Оценка пенсионных прав застрахованных лиц" Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации""Из единого толкования положений ст. 2, п. 11 ст. 30, п. 6 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. N 407, следует, что после назначения трудовой пенсии размер страховой части пенсии индексируется в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 17 указанного закона и подлежит перерасчету согласно п. 3 и 5 ст. 17 данного Закона, а расчетный пенсионный капитал после назначения трудовой пенсии не индексируется. В связи с чем после назначения пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время прирост расчетного капитала на лицевом счету К. равен нулю."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные поправки - 2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между "вечными главами" и главами 3 - 8 Конституции России
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)3.1. О социальных поправках. Важно понять, что ничего нового с точки зрения изменения действующих норм законодательства поправки не привносит. В ст. 75 появилось три новых пункта, в которых заложена регулярная индексация пенсий и соответствие минимального размера оплаты труда прожиточному минимуму. В настоящее время в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <28> и Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <29> предусмотрена регулярная индексация пенсий и корректировка пенсионных коэффициентов. При этом коэффициенты индексации определяет Правительство Российской Федерации (далее - Правительство РФ) и, следовательно, может установить их хоть нулевыми, хоть отрицательными. Можно вспомнить, что уже много лет отсутствует индексация пенсий работающим пенсионерам. А положение о том, что МРОТ должен быть не меньше прожиточного минимума, уже с 2002 г. установлено Трудовым кодексом Российской Федерации. И это ничуть не мешает Правительству РФ устанавливать откровенно заниженный прожиточный минимум, на который крайне трудно прожить. И соответственно, низким оказывается и МРОТ (он самый низкий в Европе!). Но эта поправка также не регулирует периодичность индексации социальных пособий и выплат (в отличие от индексации пенсий, которая должна быть ежегодной). Как и в случае с пенсиями, такая индексация теоретически может быть нулевой. Эти поправки - просто имитация для привлечения внимания со стороны граждан к голосованию за конституционную реформу.
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)3.1. О социальных поправках. Важно понять, что ничего нового с точки зрения изменения действующих норм законодательства поправки не привносит. В ст. 75 появилось три новых пункта, в которых заложена регулярная индексация пенсий и соответствие минимального размера оплаты труда прожиточному минимуму. В настоящее время в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <28> и Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <29> предусмотрена регулярная индексация пенсий и корректировка пенсионных коэффициентов. При этом коэффициенты индексации определяет Правительство Российской Федерации (далее - Правительство РФ) и, следовательно, может установить их хоть нулевыми, хоть отрицательными. Можно вспомнить, что уже много лет отсутствует индексация пенсий работающим пенсионерам. А положение о том, что МРОТ должен быть не меньше прожиточного минимума, уже с 2002 г. установлено Трудовым кодексом Российской Федерации. И это ничуть не мешает Правительству РФ устанавливать откровенно заниженный прожиточный минимум, на который крайне трудно прожить. И соответственно, низким оказывается и МРОТ (он самый низкий в Европе!). Но эта поправка также не регулирует периодичность индексации социальных пособий и выплат (в отличие от индексации пенсий, которая должна быть ежегодной). Как и в случае с пенсиями, такая индексация теоретически может быть нулевой. Эти поправки - просто имитация для привлечения внимания со стороны граждан к голосованию за конституционную реформу.
Статья: Федеральные территории: новый элемент территориального устройства России
(Ребриков Д.Д., Посредник А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)4 июля 2020 года вступил в силу Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" <1>. Данный Закон внес существенные изменения в Основной Закон Российской Федерации: произошло перераспределение полномочий между Президентом и Государственный Думой России; Президентом и Советом Федерации; Президентом и Правительством Российской Федерации; был закреплен статус Государственного Совета и проч. До всероссийского голосования в средствах массовой информации, в экспертном сообществе и в различных общественных кругах предлагаемые изменения подробно анализировались и обсуждались. Много дискуссий было вокруг трансформации процедуры назначения Председателя Правительства Российской Федерации, передачи главе государства права вносить в Совет Федерации представление об увольнении судей, а также закрепления обязательной индексации пенсионного обеспечения.
(Ребриков Д.Д., Посредник А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)4 июля 2020 года вступил в силу Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" <1>. Данный Закон внес существенные изменения в Основной Закон Российской Федерации: произошло перераспределение полномочий между Президентом и Государственный Думой России; Президентом и Советом Федерации; Президентом и Правительством Российской Федерации; был закреплен статус Государственного Совета и проч. До всероссийского голосования в средствах массовой информации, в экспертном сообществе и в различных общественных кругах предлагаемые изменения подробно анализировались и обсуждались. Много дискуссий было вокруг трансформации процедуры назначения Председателя Правительства Российской Федерации, передачи главе государства права вносить в Совет Федерации представление об увольнении судей, а также закрепления обязательной индексации пенсионного обеспечения.
Нормативные акты
Справочная информация: "Расчет размера страховой пенсии по старости"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)V. Данные, необходимые для индексации страховой части трудовой пенсии (2002 - 2014)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)V. Данные, необходимые для индексации страховой части трудовой пенсии (2002 - 2014)
Статья: Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)В то же время созданный институт социального обеспечения унаследовал от предшественников их главный недостаток: отсутствие автономности и независимости в вопросах выработки государственной социальной политики. Несмотря на свои внушительные объемы, он по-прежнему не наделен должным правовым статусом и функциями по выработке политики в сфере государственного социального обеспечения. Эти функции находятся в компетенции Минтруда России. По сути, являясь финансовым гигантом в нашей стране, он является "карликом" в социальной политике. К примеру, согласно законодательству, ЦБ РФ осуществляет свою деятельность независимо от других федеральных органов государственной власти и наделен функциями разработки и проведения единой государственной денежно-кредитной политики <2>. В отношении СФР такой подход применен не был, в результате он не может отстаивать интересы своих застрахованных лиц перед другими органами власти. Как итог, все последние изменения в пенсионном законодательстве реализуются в интересах Минфина и Минэкономразвития, которые зачастую идут вразрез с интересами граждан и ущемляют их пенсионные права. Например, отмена индексации страховой пенсии работающим пенсионерам, повышение пенсионного возраста, введение моратория на формирование пенсионных прав на накопительную пенсию.
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)В то же время созданный институт социального обеспечения унаследовал от предшественников их главный недостаток: отсутствие автономности и независимости в вопросах выработки государственной социальной политики. Несмотря на свои внушительные объемы, он по-прежнему не наделен должным правовым статусом и функциями по выработке политики в сфере государственного социального обеспечения. Эти функции находятся в компетенции Минтруда России. По сути, являясь финансовым гигантом в нашей стране, он является "карликом" в социальной политике. К примеру, согласно законодательству, ЦБ РФ осуществляет свою деятельность независимо от других федеральных органов государственной власти и наделен функциями разработки и проведения единой государственной денежно-кредитной политики <2>. В отношении СФР такой подход применен не был, в результате он не может отстаивать интересы своих застрахованных лиц перед другими органами власти. Как итог, все последние изменения в пенсионном законодательстве реализуются в интересах Минфина и Минэкономразвития, которые зачастую идут вразрез с интересами граждан и ущемляют их пенсионные права. Например, отмена индексации страховой пенсии работающим пенсионерам, повышение пенсионного возраста, введение моратория на формирование пенсионных прав на накопительную пенсию.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, размер пенсии М. на 1 ноября 2017 года с учетом увеличения стоимости ИПК и индексацией фиксированной выплаты составил 13 608 руб. 03 коп., в том числе фиксированная выплата - 4 805 руб. 11 коп., страховая пенсия - 8 802 руб. 92 коп.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, размер пенсии М. на 1 ноября 2017 года с учетом увеличения стоимости ИПК и индексацией фиксированной выплаты составил 13 608 руб. 03 коп., в том числе фиксированная выплата - 4 805 руб. 11 коп., страховая пенсия - 8 802 руб. 92 коп.
Статья: Процессуальные вопросы применения норм об индексации присужденной денежной суммы по административным делам
(Шкляр Т.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)Законодатель достаточно часто оперирует понятием "индексация", применяя его при регулировании государственного пенсионного обеспечения, при взыскании алиментов, перерасчете государственных пособий гражданам, имеющих детей; определении, перерасчете и корректировке трудовых пенсий; регулировании правоотношений при развитии донорства, индексации ставок земельного налога, индексации заработной платы <7>.
(Шкляр Т.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)Законодатель достаточно часто оперирует понятием "индексация", применяя его при регулировании государственного пенсионного обеспечения, при взыскании алиментов, перерасчете государственных пособий гражданам, имеющих детей; определении, перерасчете и корректировке трудовых пенсий; регулировании правоотношений при развитии донорства, индексации ставок земельного налога, индексации заработной платы <7>.
Статья: Развитие Российской Федерации как социального государства в контексте 30-летия Конституции Российской Федерации
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)В заключении от 16 марта 2020 г. N 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал: "Гарантированность индексации пенсий, пособий и иных социальных выплат согласуется с неоднократно выраженными им ранее правовыми позициями". Конституционный Суд РФ в том числе неизменно подчеркивал, что индексация представляет основную антиинфляционную меру, направленную на защиту социальных выплат от обесценивания в связи с повышением уровня цен, а предоставление социальных выплат предполагает установление механизма их индексации (Постановление от 19 июня 2002 г. N 11-П, Определения от 4 октября 2005 г. N 364-О, от 2 апреля 2009 г. N 476-О-П и др.).
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)В заключении от 16 марта 2020 г. N 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал: "Гарантированность индексации пенсий, пособий и иных социальных выплат согласуется с неоднократно выраженными им ранее правовыми позициями". Конституционный Суд РФ в том числе неизменно подчеркивал, что индексация представляет основную антиинфляционную меру, направленную на защиту социальных выплат от обесценивания в связи с повышением уровня цен, а предоставление социальных выплат предполагает установление механизма их индексации (Постановление от 19 июня 2002 г. N 11-П, Определения от 4 октября 2005 г. N 364-О, от 2 апреля 2009 г. N 476-О-П и др.).