Индексация пенсии работающим
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация пенсии работающим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""С учетом изложенного, истец, имея достаточные сведения о том, что трудовая деятельность застрахованного лица (пенсионера) в 2022 году являлась непрерывной, имел возможность сделать вывод об отсутствии оснований для индексации получаемой работником ответчика пенсии.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.1 "Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности" Федерального закона "О страховых пенсиях""Вопреки доводов кассационной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пенсионный орган, располагая сведениями о том, что на 1 число месяца, следующего за месяцем прекращения работы (1 ноября 2022 г.) истец уже вновь работала, не имел правовых оснований для индексации (перерасчета) пенсии истцу как неработающему, прекратившему трудовую деятельность пенсионеру по смыслу положений ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", кроме того истец являлась работающим пенсионером не только на 1 число месяца, предшествующего увольнению, но и на дату принятия пенсионным органом решения (в следующем месяце после увольнения), а также на установленный законом срок выплаты пенсии с перерасчетом (в следующем месяце после принятия решения), тогда как в силу приведенного правового регулирования индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии осуществляется в отношении пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, при этом суд апелляционной инстанции верно отметил, что Непродолжительный период увольнения истца на 4 дня с последующим трудоустройством к прежнему работодателю свидетельствует о том, что причиной увольнения истца являлось формальное получение статуса неработающего пенсионера с исключительным намерением получить индексацию пенсии, после чего вновь продолжить трудовую деятельность, что свидетельствует о формальном прекращении трудовых отношений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как получают пенсию работающие пенсионеры?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Производится ли индексация пенсии работающим пенсионерам
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Производится ли индексация пенсии работающим пенсионерам
Информация: Соцфонд проиндексирует пенсии работающим пенсионерам в феврале
("Официальный сайт СФР", 2024)"Официальный сайт СФР https://sfr.gov.ru", 2024
("Официальный сайт СФР", 2024)"Официальный сайт СФР https://sfr.gov.ru", 2024
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера"Пенсии, прожиточный минимум, пособия и другое: проект бюджета на 2026 год прошел первое чтение (24.10.2025)
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1.1. После 1 января 2025 года указанные в части 1 настоящей статьи суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежат ежегодному увеличению на сумму индексации, осуществляемой после указанной даты. Сумма такой индексации исчисляется исходя из размера установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в котором учтены ранее имевшие место индексации (увеличения), корректировки и перерасчет, предусмотренный частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона. Указанное увеличение осуществляется в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1.1. После 1 января 2025 года указанные в части 1 настоящей статьи суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежат ежегодному увеличению на сумму индексации, осуществляемой после указанной даты. Сумма такой индексации исчисляется исходя из размера установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в котором учтены ранее имевшие место индексации (увеличения), корректировки и перерасчет, предусмотренный частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона. Указанное увеличение осуществляется в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья: Изменения и судебная практика за июль 2024 года
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Федеральный закон от 8 июля 2024 г. N 173-ФЗ. 8 июля 2024 года Президент РФ подписал Закон о возобновлении индексации пенсий работающих пенсионеров. Ее не производили с 2016 года.
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Федеральный закон от 8 июля 2024 г. N 173-ФЗ. 8 июля 2024 года Президент РФ подписал Закон о возобновлении индексации пенсий работающих пенсионеров. Ее не производили с 2016 года.
Статья: Конституционные обязанности государства в социальной сфере и их реализация в свете конституционных преобразований
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)В целях реализации предписаний ст. 75 Конституции РФ, исходя из социальных ожиданий, законодателем реализуется компетенция по внесению изменений в отдельные законодательные акты России <15>. В качестве мер государственной поддержки обозначен курс на повышение уровня пенсионного обеспечения в сравнении с реальным уровнем инфляции и индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам. Не утрачивает своей актуальности вопрос реализации положения ч. 6 ст. 75 Конституции РФ. Авторы проекта федерального закона N 1101910-7 обосновывают доводы об установлении обязанности государства по индексации пенсий работающим пенсионерам отсутствием в Конституции РФ положения, прямо ограничивающего круг лиц, которым адресована такая индексация. Приоритетным направлением государственной социальной политики является создание целостной системы мер поддержки семей, находящихся в бедности или на грани бедности. Одним из таких инструментов является оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта <16>. По оценкам экспертов, при помощи социального контракта в 2024 г. улучшат свое материальное положение порядка 9 млн малоимущих семей и одиноких граждан. Как отметил Президент РФ, одной из приоритетных задач государства в условиях санкционной политики и внешнего давления является проведение социально-экономической политики, направленной на повышение уровня и качества жизни россиян <17>.
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)В целях реализации предписаний ст. 75 Конституции РФ, исходя из социальных ожиданий, законодателем реализуется компетенция по внесению изменений в отдельные законодательные акты России <15>. В качестве мер государственной поддержки обозначен курс на повышение уровня пенсионного обеспечения в сравнении с реальным уровнем инфляции и индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам. Не утрачивает своей актуальности вопрос реализации положения ч. 6 ст. 75 Конституции РФ. Авторы проекта федерального закона N 1101910-7 обосновывают доводы об установлении обязанности государства по индексации пенсий работающим пенсионерам отсутствием в Конституции РФ положения, прямо ограничивающего круг лиц, которым адресована такая индексация. Приоритетным направлением государственной социальной политики является создание целостной системы мер поддержки семей, находящихся в бедности или на грани бедности. Одним из таких инструментов является оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта <16>. По оценкам экспертов, при помощи социального контракта в 2024 г. улучшат свое материальное положение порядка 9 млн малоимущих семей и одиноких граждан. Как отметил Президент РФ, одной из приоритетных задач государства в условиях санкционной политики и внешнего давления является проведение социально-экономической политики, направленной на повышение уровня и качества жизни россиян <17>.
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)С 2016 г. отменена индексация пенсий работающих пенсионеров и введены ограничения на максимальное количество заработанных после выхода на пенсию ИПК, учитываемое при перерасчете их пенсий и равное 3 пенсионным коэффициентам вместо 10.
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)С 2016 г. отменена индексация пенсий работающих пенсионеров и введены ограничения на максимальное количество заработанных после выхода на пенсию ИПК, учитываемое при перерасчете их пенсий и равное 3 пенсионным коэффициентам вместо 10.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, следует отметить, что ч. 5 комментируемой статьи не предусматривает обязанности сообщения в ПФР сведений для целей ст. 26.1 комментируемого Закона (индексация пенсий работающим пенсионерам). Часть 5 ст. 26.1 предусматривает право, но не обязанность пенсионера по предоставлению соответствующих сведений, из чего следует невозможность применения к указанным правоотношениям положений ч. 5 комментируемой статьи (см. решение Новомосковского городского суда Тульской области от 22.04.2019 по делу N 2-439/2019).
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, следует отметить, что ч. 5 комментируемой статьи не предусматривает обязанности сообщения в ПФР сведений для целей ст. 26.1 комментируемого Закона (индексация пенсий работающим пенсионерам). Часть 5 ст. 26.1 предусматривает право, но не обязанность пенсионера по предоставлению соответствующих сведений, из чего следует невозможность применения к указанным правоотношениям положений ч. 5 комментируемой статьи (см. решение Новомосковского городского суда Тульской области от 22.04.2019 по делу N 2-439/2019).
Последние изменения: Сведения персонифицированного учета как предмет проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Оштрафовать страхователя по ст. 17 Закона о персонифицированном учете на том основании, что он допустил ошибку в обозначении отчетного периода, нельзя. Кроме того, ВС РФ не увидел причинно-следственной связи между этой ошибкой и убытками ПФР от индексации пенсий работающим пенсионерам, по которым подавались сведения.
(КонсультантПлюс, 2025)Оштрафовать страхователя по ст. 17 Закона о персонифицированном учете на том основании, что он допустил ошибку в обозначении отчетного периода, нельзя. Кроме того, ВС РФ не увидел причинно-следственной связи между этой ошибкой и убытками ПФР от индексации пенсий работающим пенсионерам, по которым подавались сведения.
Статья: Пенсии работающим и неработающим пенсионерам - споры и технологии пересмотра
(Алексеевская А.)
("Трудовое право", 2022, N 3)Если вопрос о том, положена ли индексация пенсии работающим пенсионерам, уже разрешен в судебной практике не в пользу пенсионеров, вопрос о том, кого считать пенсионером работающим, не так однозначен.
(Алексеевская А.)
("Трудовое право", 2022, N 3)Если вопрос о том, положена ли индексация пенсии работающим пенсионерам, уже разрешен в судебной практике не в пользу пенсионеров, вопрос о том, кого считать пенсионером работающим, не так однозначен.
Статья: Перспективы реинжиниринга правового регулирования, юридической науки и образования
(Исаков В.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Между властью и наукой назрел не только интеллектуальный, но и ценностный разрыв. Конституционные положения о том, что власть принадлежит народу, а основной обязанностью власти является обеспечение его прав и свобод, не просто отошли в тень - они вызывают иронию и насмешки ввиду явного отрыва от действительности. Конкретный пример - российская пенсионная реформа. В 1990-е гг. действовавшая в тот период пенсионная система, построенная на принципе солидарности поколений, была подвергнута уничтожающей критике. Правительство потратило массу сил и средств, чтобы убедить граждан в необходимости перехода к накопительной пенсионной системе, построенной на принципе "каждый сам кузнец своего счастья". Но в последние годы и эта система подвергается масштабной ревизии. Правительство целенаправленно ее разрушает: ликвидированы практически все независимые пенсионные фонды, в том числе вполне успешные. Под разными предлогами у них отозваны лицензии, а пенсионные накопления переданы в Пенсионный фонд РФ. Повышен возраст выхода на пенсию. Заморожена индексация пенсий работающим пенсионерам. К сожалению, Конституционный Суд, призванный стоять на страже прав и свобод граждан, послушно признает эти решения конституционными. На вопрос: "Как же так, ведь это именно нынешние пенсионеры создали ценности, на основе которых возникли ваши частные империи?" - можно получить примерно следующий ответ: "Вы свои ваучеры получили? Получили! Все, с вами в расчете. Никто никому ничего не должен!".
(Исаков В.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Между властью и наукой назрел не только интеллектуальный, но и ценностный разрыв. Конституционные положения о том, что власть принадлежит народу, а основной обязанностью власти является обеспечение его прав и свобод, не просто отошли в тень - они вызывают иронию и насмешки ввиду явного отрыва от действительности. Конкретный пример - российская пенсионная реформа. В 1990-е гг. действовавшая в тот период пенсионная система, построенная на принципе солидарности поколений, была подвергнута уничтожающей критике. Правительство потратило массу сил и средств, чтобы убедить граждан в необходимости перехода к накопительной пенсионной системе, построенной на принципе "каждый сам кузнец своего счастья". Но в последние годы и эта система подвергается масштабной ревизии. Правительство целенаправленно ее разрушает: ликвидированы практически все независимые пенсионные фонды, в том числе вполне успешные. Под разными предлогами у них отозваны лицензии, а пенсионные накопления переданы в Пенсионный фонд РФ. Повышен возраст выхода на пенсию. Заморожена индексация пенсий работающим пенсионерам. К сожалению, Конституционный Суд, призванный стоять на страже прав и свобод граждан, послушно признает эти решения конституционными. На вопрос: "Как же так, ведь это именно нынешние пенсионеры создали ценности, на основе которых возникли ваши частные империи?" - можно получить примерно следующий ответ: "Вы свои ваучеры получили? Получили! Все, с вами в расчете. Никто никому ничего не должен!".
Готовое решение: Как СФР взыскивает убытки со страхователя, если выплатил пенсию в излишнем размере
(КонсультантПлюс, 2025)СФР до 01.01.2025 принял решение об индексации пенсии работающему пенсионеру после того, как вы подали о нем сведения. Несмотря на то, что срок подачи был нарушен, фонд принимал решение об индексации позже фактической даты сдачи, поэтому связи между непредставлением сведений и убытками фонда нет;
(КонсультантПлюс, 2025)СФР до 01.01.2025 принял решение об индексации пенсии работающему пенсионеру после того, как вы подали о нем сведения. Несмотря на то, что срок подачи был нарушен, фонд принимал решение об индексации позже фактической даты сдачи, поэтому связи между непредставлением сведений и убытками фонда нет;
Статья: Конституционные поправки - 2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между "вечными главами" и главами 3 - 8 Конституции России
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)3.1. О социальных поправках. Важно понять, что ничего нового с точки зрения изменения действующих норм законодательства поправки не привносит. В ст. 75 появилось три новых пункта, в которых заложена регулярная индексация пенсий и соответствие минимального размера оплаты труда прожиточному минимуму. В настоящее время в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <28> и Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <29> предусмотрена регулярная индексация пенсий и корректировка пенсионных коэффициентов. При этом коэффициенты индексации определяет Правительство Российской Федерации (далее - Правительство РФ) и, следовательно, может установить их хоть нулевыми, хоть отрицательными. Можно вспомнить, что уже много лет отсутствует индексация пенсий работающим пенсионерам. А положение о том, что МРОТ должен быть не меньше прожиточного минимума, уже с 2002 г. установлено Трудовым кодексом Российской Федерации. И это ничуть не мешает Правительству РФ устанавливать откровенно заниженный прожиточный минимум, на который крайне трудно прожить. И соответственно, низким оказывается и МРОТ (он самый низкий в Европе!). Но эта поправка также не регулирует периодичность индексации социальных пособий и выплат (в отличие от индексации пенсий, которая должна быть ежегодной). Как и в случае с пенсиями, такая индексация теоретически может быть нулевой. Эти поправки - просто имитация для привлечения внимания со стороны граждан к голосованию за конституционную реформу.
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)3.1. О социальных поправках. Важно понять, что ничего нового с точки зрения изменения действующих норм законодательства поправки не привносит. В ст. 75 появилось три новых пункта, в которых заложена регулярная индексация пенсий и соответствие минимального размера оплаты труда прожиточному минимуму. В настоящее время в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <28> и Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <29> предусмотрена регулярная индексация пенсий и корректировка пенсионных коэффициентов. При этом коэффициенты индексации определяет Правительство Российской Федерации (далее - Правительство РФ) и, следовательно, может установить их хоть нулевыми, хоть отрицательными. Можно вспомнить, что уже много лет отсутствует индексация пенсий работающим пенсионерам. А положение о том, что МРОТ должен быть не меньше прожиточного минимума, уже с 2002 г. установлено Трудовым кодексом Российской Федерации. И это ничуть не мешает Правительству РФ устанавливать откровенно заниженный прожиточный минимум, на который крайне трудно прожить. И соответственно, низким оказывается и МРОТ (он самый низкий в Европе!). Но эта поправка также не регулирует периодичность индексации социальных пособий и выплат (в отличие от индексации пенсий, которая должна быть ежегодной). Как и в случае с пенсиями, такая индексация теоретически может быть нулевой. Эти поправки - просто имитация для привлечения внимания со стороны граждан к голосованию за конституционную реформу.
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Кроме того, рост доходов будет обеспечен за счет социальных выплат. В том числе учтены решения по индексации пенсий работающим пенсионерам и расширению мер поддержки семей с детьми.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Кроме того, рост доходов будет обеспечен за счет социальных выплат. В том числе учтены решения по индексации пенсий работающим пенсионерам и расширению мер поддержки семей с детьми.