Индексация пенсии неработающим пенсионерам в 2017 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация пенсии неработающим пенсионерам в 2017 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 04.08.2021 N 307-ЭС21-9204 по делу N А56-17159/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков, причиненных в результате несвоевременного представления обществом сведений индивидуального учета, повлекших незаконную выплату страховой пенсии сотрудникам общества.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку фонд имел возможность на основании своевременно полученных от общества сведений за следующий период принять до начала выплат решение о прекращении индексации пенсии, однако не сделал этого.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Как следует из судебных актов, в результате несвоевременного представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за октябрь и ноябрь 2017 года в отношении Бычковой Р.И., за январь и февраль 2018 года в отношении Грачевой Н.П. пенсионный фонд произвел излишнюю выплату страховой пенсии указанным лицам как неработающим пенсионерам.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков, причиненных в результате несвоевременного представления обществом сведений индивидуального учета, повлекших незаконную выплату страховой пенсии сотрудникам общества.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку фонд имел возможность на основании своевременно полученных от общества сведений за следующий период принять до начала выплат решение о прекращении индексации пенсии, однако не сделал этого.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Как следует из судебных актов, в результате несвоевременного представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за октябрь и ноябрь 2017 года в отношении Бычковой Р.И., за январь и февраль 2018 года в отношении Грачевой Н.П. пенсионный фонд произвел излишнюю выплату страховой пенсии указанным лицам как неработающим пенсионерам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные обязанности государства в социальной сфере и их реализация в свете конституционных преобразований
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)В целях реализации предписаний ст. 75 Конституции РФ, исходя из социальных ожиданий, законодателем реализуется компетенция по внесению изменений в отдельные законодательные акты России <15>. В качестве мер государственной поддержки обозначен курс на повышение уровня пенсионного обеспечения в сравнении с реальным уровнем инфляции и индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам. Не утрачивает своей актуальности вопрос реализации положения ч. 6 ст. 75 Конституции РФ. Авторы проекта федерального закона N 1101910-7 обосновывают доводы об установлении обязанности государства по индексации пенсий работающим пенсионерам отсутствием в Конституции РФ положения, прямо ограничивающего круг лиц, которым адресована такая индексация. Приоритетным направлением государственной социальной политики является создание целостной системы мер поддержки семей, находящихся в бедности или на грани бедности. Одним из таких инструментов является оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта <16>. По оценкам экспертов, при помощи социального контракта в 2024 г. улучшат свое материальное положение порядка 9 млн малоимущих семей и одиноких граждан. Как отметил Президент РФ, одной из приоритетных задач государства в условиях санкционной политики и внешнего давления является проведение социально-экономической политики, направленной на повышение уровня и качества жизни россиян <17>.
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)В целях реализации предписаний ст. 75 Конституции РФ, исходя из социальных ожиданий, законодателем реализуется компетенция по внесению изменений в отдельные законодательные акты России <15>. В качестве мер государственной поддержки обозначен курс на повышение уровня пенсионного обеспечения в сравнении с реальным уровнем инфляции и индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам. Не утрачивает своей актуальности вопрос реализации положения ч. 6 ст. 75 Конституции РФ. Авторы проекта федерального закона N 1101910-7 обосновывают доводы об установлении обязанности государства по индексации пенсий работающим пенсионерам отсутствием в Конституции РФ положения, прямо ограничивающего круг лиц, которым адресована такая индексация. Приоритетным направлением государственной социальной политики является создание целостной системы мер поддержки семей, находящихся в бедности или на грани бедности. Одним из таких инструментов является оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта <16>. По оценкам экспертов, при помощи социального контракта в 2024 г. улучшат свое материальное положение порядка 9 млн малоимущих семей и одиноких граждан. Как отметил Президент РФ, одной из приоритетных задач государства в условиях санкционной политики и внешнего давления является проведение социально-экономической политики, направленной на повышение уровня и качества жизни россиян <17>.
Статья: Как уточнить СЗВ-М
(Косульникова М.)
("Налоговый учет для бухгалтера", 2017, N 11)К сведению. ПФР отмечает, что от своевременности и достоверности представляемой в фонд отчетности зависит индексация пенсий неработающим пенсионерам. По результатам поступившей отчетности специалисты ПФР проверяют, продолжает пенсионер трудиться или нет. Если трудовая деятельность прекращена, то в соответствии с законодательством неработающему пенсионеру со следующего месяца в беззаявительном порядке производится индексация пенсии <1>.
(Косульникова М.)
("Налоговый учет для бухгалтера", 2017, N 11)К сведению. ПФР отмечает, что от своевременности и достоверности представляемой в фонд отчетности зависит индексация пенсий неработающим пенсионерам. По результатам поступившей отчетности специалисты ПФР проверяют, продолжает пенсионер трудиться или нет. Если трудовая деятельность прекращена, то в соответствии с законодательством неработающему пенсионеру со следующего месяца в беззаявительном порядке производится индексация пенсии <1>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2018 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)(Федеральный закон от 28.12.2017 N 420-ФЗ)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)(Федеральный закон от 28.12.2017 N 420-ФЗ)
"Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года"
(утв. Правительством РФ 07.05.2019 N 4043п-П13)2. совершенствование пенсионной системы в целом; обеспечение роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, которое будет достигаться путем увеличения размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров до целевых значений;
(утв. Правительством РФ 07.05.2019 N 4043п-П13)2. совершенствование пенсионной системы в целом; обеспечение роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, которое будет достигаться путем увеличения размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров до целевых значений;
Вопрос: Об индексации пенсий; о фиксированной выплате к страховой пенсии лиц, проживающих в районах Дальнего Востока.
(Письмо Минтруда России от 05.10.2016 N 21-5/10/П-6188)Необходимо отметить, что с 2017 года принято решение вернуть увеличение страховых пенсий и фиксированных выплат к ним для неработающих пенсионеров не ниже, чем на величину инфляции за прошедший год, а также индексацию социальных пенсий на индекс роста прожиточного минимума пенсионера Российской Федерации.
(Письмо Минтруда России от 05.10.2016 N 21-5/10/П-6188)Необходимо отметить, что с 2017 года принято решение вернуть увеличение страховых пенсий и фиксированных выплат к ним для неработающих пенсионеров не ниже, чем на величину инфляции за прошедший год, а также индексацию социальных пенсий на индекс роста прожиточного минимума пенсионера Российской Федерации.
Статья: О новых правилах выплаты пенсий работающим пенсионерам с 2016 года
(Чирков С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, подлежащих выплате, по вышеуказанной причине решение территориального органа ПФР также пересматривается, при этом удержаний излишне выплаченных сумм страховой пенсии не производится. Тем самым если по вине страхователя территориальный орган ПФР получал неправильную информацию о работе пенсионера и на основании этого считал его неработающим в тот период времени, когда он осуществлял трудовую деятельность, то ошибка, допущенная при вынесении решения о выплате пенсии, устраняется, вместе с тем какой-либо ответственности за это пенсионер не несет и возмещения переполученных сумм не осуществляет. Это один из случаев, когда выплачиваемые суммы пенсии могут быть уменьшены. Также уменьшение указанных сумм может иметь место в следующей пограничной ситуации. Допустим, при принятии территориальным органом ПФР решения об индексации пенсии, к примеру с 1 февраля 2017 г., гражданин по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета имел статус неработающего (это и понятно, поскольку даже ежемесячная отчетность не сдается в режиме онлайн), в этой связи ему были выплачены с указанной даты суммы пенсии с учетом индексации. Вместе с тем на основании сведений за январь 2017 г. на дату вынесения решения об индексации он осуществлял трудовую деятельность (и в дальнейшем продолжает работать), поэтому суммы к выплате определяются без учета индексации с установленных законодательством сроков.
(Чирков С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, подлежащих выплате, по вышеуказанной причине решение территориального органа ПФР также пересматривается, при этом удержаний излишне выплаченных сумм страховой пенсии не производится. Тем самым если по вине страхователя территориальный орган ПФР получал неправильную информацию о работе пенсионера и на основании этого считал его неработающим в тот период времени, когда он осуществлял трудовую деятельность, то ошибка, допущенная при вынесении решения о выплате пенсии, устраняется, вместе с тем какой-либо ответственности за это пенсионер не несет и возмещения переполученных сумм не осуществляет. Это один из случаев, когда выплачиваемые суммы пенсии могут быть уменьшены. Также уменьшение указанных сумм может иметь место в следующей пограничной ситуации. Допустим, при принятии территориальным органом ПФР решения об индексации пенсии, к примеру с 1 февраля 2017 г., гражданин по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета имел статус неработающего (это и понятно, поскольку даже ежемесячная отчетность не сдается в режиме онлайн), в этой связи ему были выплачены с указанной даты суммы пенсии с учетом индексации. Вместе с тем на основании сведений за январь 2017 г. на дату вынесения решения об индексации он осуществлял трудовую деятельность (и в дальнейшем продолжает работать), поэтому суммы к выплате определяются без учета индексации с установленных законодательством сроков.
Вопрос: Сотрудница, вышедшая на пенсию 30.09.2017, продолжает работать. Размер ее пенсии - 10 224 руб. Сколько составят потери по индексации пенсии за 2018 год, если заработная плата сотрудницы в 2017 году была 10 000 руб.?
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2018, N 10)С 01.01.2018 была проведена индексация пенсии для неработающих пенсионеров. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 N 420-ФЗ пенсия проиндексирована на 3,7%. То есть с 2018 года:
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2018, N 10)С 01.01.2018 была проведена индексация пенсии для неработающих пенсионеров. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 N 420-ФЗ пенсия проиндексирована на 3,7%. То есть с 2018 года:
Статья: Планируемые изменения в пенсионной системе
(Болдырева Н.Б.)
("Отдел кадров коммерческой организации", 2016, N 2)Отметим, что 29.12.2015 был принят Федеральный закон N 385-ФЗ <1>, которым действие положений о повышении пенсий, предусмотренных Законами N N 400-ФЗ и 166-ФЗ, было приостановлено до 01.01.2017. Пенсионный фонд все же планирует в 2016 г. индексацию страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, но с нюансами. Так, страховые пенсии будут индексироваться только у неработающих пенсионеров. Их страховые пенсии и фиксированные выплаты к пенсиям с 01.02.2016 будут увеличены на 4%. При этом размер фиксированной выплаты после индексации составит 4558,93 руб. в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 руб. (в 2015 г. - 71,41 руб.). С учетом индексации среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 г. составит 13 132 руб.
(Болдырева Н.Б.)
("Отдел кадров коммерческой организации", 2016, N 2)Отметим, что 29.12.2015 был принят Федеральный закон N 385-ФЗ <1>, которым действие положений о повышении пенсий, предусмотренных Законами N N 400-ФЗ и 166-ФЗ, было приостановлено до 01.01.2017. Пенсионный фонд все же планирует в 2016 г. индексацию страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, но с нюансами. Так, страховые пенсии будут индексироваться только у неработающих пенсионеров. Их страховые пенсии и фиксированные выплаты к пенсиям с 01.02.2016 будут увеличены на 4%. При этом размер фиксированной выплаты после индексации составит 4558,93 руб. в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 руб. (в 2015 г. - 71,41 руб.). С учетом индексации среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 г. составит 13 132 руб.
Статья: Форма СЗВ-М: вопросы и ответы
(Данченко С.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 10)Указанная форма разработана и внедрена с единственной целью - отслеживать работающих пенсионеров. В соответствии с поправками пенсионного законодательства с 2016 г. работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Соответственно, ПФР нужна оперативная информация о статусе пенсионера: работает он или не работает.
(Данченко С.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 10)Указанная форма разработана и внедрена с единственной целью - отслеживать работающих пенсионеров. В соответствии с поправками пенсионного законодательства с 2016 г. работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Соответственно, ПФР нужна оперативная информация о статусе пенсионера: работает он или не работает.
Статья: Форма СЗВ-М: штрафы и правоприменительная практика
(Тарасова Е.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 12)В Постановлении АС ВВО от 12.10.2021 N Ф01-5411/2021 по делу N А29-13013/2020 арбитры также полностью поддержали требования фонда. Как следует из данного дела, сведения в отношении работающего пенсионера по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2017 года учреждение представило в ПФР 16.07.2020. Решение о повышении размера пенсии этому лицу как неработающему пенсионеру принято ПФР 16.02.2018 в соответствии с положениями ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ. То есть на момент вынесения решения об индексации пенсии фонд не располагал информацией об осуществлении указанным физическим лицом оплачиваемой трудовой деятельности, что повлекло необоснованную выплату пенсии в сумме 72 082,27 руб. Удовлетворяя требования фонда, суды подчеркнули, что представление учреждением сведений о застрахованном лице за последующие периоды в данном случае правового значения не имеет.
(Тарасова Е.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 12)В Постановлении АС ВВО от 12.10.2021 N Ф01-5411/2021 по делу N А29-13013/2020 арбитры также полностью поддержали требования фонда. Как следует из данного дела, сведения в отношении работающего пенсионера по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2017 года учреждение представило в ПФР 16.07.2020. Решение о повышении размера пенсии этому лицу как неработающему пенсионеру принято ПФР 16.02.2018 в соответствии с положениями ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ. То есть на момент вынесения решения об индексации пенсии фонд не располагал информацией об осуществлении указанным физическим лицом оплачиваемой трудовой деятельности, что повлекло необоснованную выплату пенсии в сумме 72 082,27 руб. Удовлетворяя требования фонда, суды подчеркнули, что представление учреждением сведений о застрахованном лице за последующие периоды в данном случае правового значения не имеет.
Статья: Нюансы заполнения и представления формы СЗВ-М
(Никитин В.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 3)АС ДВО в Постановлении от 20.09.2018 N А51-27243/2017 рассмотрел ситуацию, когда страхователь 25.10.2016 представил в ПФ РФ форму СЗВ-М за июль 2016 года. В данных сведениях содержалась информация о застрахованных работниках в количестве 92 человек, являющихся получателями страховых пенсий. В результате фонд произвел переплату пенсии этим лицам с учетом индексации как неработающим пенсионерам, сумма переплаты составила 50 557,25 руб.
(Никитин В.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 3)АС ДВО в Постановлении от 20.09.2018 N А51-27243/2017 рассмотрел ситуацию, когда страхователь 25.10.2016 представил в ПФ РФ форму СЗВ-М за июль 2016 года. В данных сведениях содержалась информация о застрахованных работниках в количестве 92 человек, являющихся получателями страховых пенсий. В результате фонд произвел переплату пенсии этим лицам с учетом индексации как неработающим пенсионерам, сумма переплаты составила 50 557,25 руб.