Индексация пенсии государственным служащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация пенсии государственным служащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23.07.2024 N 88а-24017/2024 (УИД 52RS0025-01-2023-000220-30)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О возложении обязанности в установленном порядке направить представления (ходатайства) о перерасчете пенсии за выслугу лет.
Обстоятельства: Истец указал, что является пенсионером муниципальной службы со стажем работы более 35 лет. Указом губернатора установлено повышение денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, и должностных окладов муниципальных служащих, при этом конкретные размеры должностных окладов подлежали установлению муниципальными правовыми актами исходя из возможностей бюджетов соответствующих муниципальных образований. Вместе с тем пенсия за выслугу лет не была проиндексирована.
Решение: Отказано.Состав, порядок деятельности комиссии, условия назначения пенсии за выслугу лет, порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, размер пенсии за выслугу лет, порядок и сроки назначения, выплаты, перерасчета, индексации и возобновления выплаты пенсии за выслугу лет устанавливаются муниципальным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования аналогично правилам назначения пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Нижегородской области, установленным Законом Нижегородской области N 48-З.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О возложении обязанности в установленном порядке направить представления (ходатайства) о перерасчете пенсии за выслугу лет.
Обстоятельства: Истец указал, что является пенсионером муниципальной службы со стажем работы более 35 лет. Указом губернатора установлено повышение денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, и должностных окладов муниципальных служащих, при этом конкретные размеры должностных окладов подлежали установлению муниципальными правовыми актами исходя из возможностей бюджетов соответствующих муниципальных образований. Вместе с тем пенсия за выслугу лет не была проиндексирована.
Решение: Отказано.Состав, порядок деятельности комиссии, условия назначения пенсии за выслугу лет, порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, размер пенсии за выслугу лет, порядок и сроки назначения, выплаты, перерасчета, индексации и возобновления выплаты пенсии за выслугу лет устанавливаются муниципальным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования аналогично правилам назначения пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Нижегородской области, установленным Законом Нижегородской области N 48-З.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Минимальный размер оплаты труда в 2022 году: вопросы квалификации преступления, предусмотренного частью 2 статьи 145.1 УК РФ
(Грецкий И.А.)
("Российский судья", 2023, N 1)Первый аргумент заключается в том, что законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочие не по установлению МРОТ, а по особенностям его исчисления и установления. Это совсем не одно и то же. Особенность - это характерное, отличительное свойство, качество, признак кого-либо, чего-либо <14>. Поэтому акт об особенностях исчисления и установления МРОТ, по нашему мнению, может содержать лишь положения, связанные с порядком (процедурой) его подсчета и введения (определения), отличным от общепредусмотренного (ст. 1 Федерального закона N 82-ФЗ), не изменяющие самого МРОТ, установленного актом более высокой юридической силы. Указанное переданное полномочие не может быть, по нашему убеждению, и компетенцией на установление некой индексации МРОТ, поскольку это должно быть предусмотрено законом в однозначной форме, как это сделано для других выплат. Например, статьей 134 ТК РФ установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Частью 11 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <15> установлено полномочие Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимать решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы. Статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <16> установлен порядок индексации соответствующих пенсий (федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих и членов их семей, социальных и т.д.), в том числе по правилам, определенным Правительством Российской Федерации.
(Грецкий И.А.)
("Российский судья", 2023, N 1)Первый аргумент заключается в том, что законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочие не по установлению МРОТ, а по особенностям его исчисления и установления. Это совсем не одно и то же. Особенность - это характерное, отличительное свойство, качество, признак кого-либо, чего-либо <14>. Поэтому акт об особенностях исчисления и установления МРОТ, по нашему мнению, может содержать лишь положения, связанные с порядком (процедурой) его подсчета и введения (определения), отличным от общепредусмотренного (ст. 1 Федерального закона N 82-ФЗ), не изменяющие самого МРОТ, установленного актом более высокой юридической силы. Указанное переданное полномочие не может быть, по нашему убеждению, и компетенцией на установление некой индексации МРОТ, поскольку это должно быть предусмотрено законом в однозначной форме, как это сделано для других выплат. Например, статьей 134 ТК РФ установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Частью 11 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <15> установлено полномочие Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимать решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы. Статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <16> установлен порядок индексации соответствующих пенсий (федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих и членов их семей, социальных и т.д.), в том числе по правилам, определенным Правительством Российской Федерации.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)а) разрабатывает предложения по определению минимального размера оплаты труда, определению порядка индексации заработной платы работников федеральных государственных учреждений, корректировке страховой пенсии, индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий в очередном финансовом году и плановом периоде, а также участвует в разработке предложений по индексации денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)а) разрабатывает предложения по определению минимального размера оплаты труда, определению порядка индексации заработной платы работников федеральных государственных учреждений, корректировке страховой пенсии, индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий в очередном финансовом году и плановом периоде, а также участвует в разработке предложений по индексации денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих;
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)1. Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, индексируются в следующем порядке:
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)1. Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, индексируются в следующем порядке:
Статья: Пенсия за выслугу лет в системе государственных гарантий государственных гражданских служащих Республики Коми
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)<12> Например, Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 февраля 2015 г. N 30 "Об утверждении Правил назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Удмуртской Республики" установлено, что минимальный размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Удмуртской Республики составляет 4 012 рублей.
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)<12> Например, Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 февраля 2015 г. N 30 "Об утверждении Правил назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Удмуртской Республики" установлено, что минимальный размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Удмуртской Республики составляет 4 012 рублей.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. Конституционный Суд РФ своим Определением от 18.07.2019 N 1934-О отказал в рассмотрении жалобы граждан В. и К. на нарушение их конституционных прав п. п. 1 и 3 ст. 14 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении". По мнению заявителей, оспариваемые законоположения, примененные в их делах судами общей юрисдикции, противоречат ст. ст. 2, 7, 37, 39 и 45 Конституции. Это выражается в том, что обозначенные положения Закона умаляют право федерального государственного гражданского служащего на получение назначенной пенсии за выслугу лет вследствие установления такого механизма определения размера указанной пенсии, который позволяет производить индексацию страховой пенсии по старости за счет уменьшения пенсии за выслугу лет.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. Конституционный Суд РФ своим Определением от 18.07.2019 N 1934-О отказал в рассмотрении жалобы граждан В. и К. на нарушение их конституционных прав п. п. 1 и 3 ст. 14 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении". По мнению заявителей, оспариваемые законоположения, примененные в их делах судами общей юрисдикции, противоречат ст. ст. 2, 7, 37, 39 и 45 Конституции. Это выражается в том, что обозначенные положения Закона умаляют право федерального государственного гражданского служащего на получение назначенной пенсии за выслугу лет вследствие установления такого механизма определения размера указанной пенсии, который позволяет производить индексацию страховой пенсии по старости за счет уменьшения пенсии за выслугу лет.