Индексация пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Пенсия муниципальным служащим (в том числе за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2025)3. Индексация пенсий муниципальным служащим
(КонсультантПлюс, 2025)3. Индексация пенсий муниципальным служащим
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 26.1 "Особенности выплаты страховой пенсии пенсионерам, осуществлявшим по состоянию на 31 декабря 2024 года работу и (или) иную деятельность" Федерального закона "О страховых пенсиях""Таким образом, из приведенных выше положений прямо следует, что фонд, получив от общества сведения - отчет по форме СЗВ-М за январь 2021 года с типом "дополняющий" 29.04.2021, имел возможность только в мае 2021 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии застрахованному лицу и только с 01 июня 2021 года фактически прекратить соответствующую выплату.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как получают пенсию работающие пенсионеры?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Производится ли индексация пенсии работающим пенсионерам
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Производится ли индексация пенсии работающим пенсионерам
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)"Социальное и пенсионное право", 2024, N 4
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)"Социальное и пенсионное право", 2024, N 4
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера"Пенсии, прожиточный минимум, пособия и другое: проект бюджета на 2026 год прошел первое чтение (24.10.2025)
Справочная информация: "Коэффициенты индексации социальных пенсий"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОЭФФИЦИЕНТЫ ИНДЕКСАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОЭФФИЦИЕНТЫ ИНДЕКСАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ
Готовое решение: Как СФР взыскивает убытки со страхователя, если выплатил пенсию в излишнем размере
(КонсультантПлюс, 2025)СФР до 01.01.2025 принял решение об индексации пенсии работающему пенсионеру после того, как вы подали о нем сведения. Несмотря на то, что срок подачи был нарушен, фонд принимал решение об индексации позже фактической даты сдачи, поэтому связи между непредставлением сведений и убытками фонда нет;
(КонсультантПлюс, 2025)СФР до 01.01.2025 принял решение об индексации пенсии работающему пенсионеру после того, как вы подали о нем сведения. Несмотря на то, что срок подачи был нарушен, фонд принимал решение об индексации позже фактической даты сдачи, поэтому связи между непредставлением сведений и убытками фонда нет;
Информация: С 1 апреля социальные пенсии предлагается доиндексировать на 3,3%
("Официальный сайт Минтруда России", 2023)Социальные пенсии с 1 апреля предлагается повысить еще на 3,3% в дополнение к проведенной в июне индексации на 10%. Индексация социальных пенсий за 2022 год проходит в два этапа - с 1 июня 2022 года на 10% и с 1 апреля 2023 года - еще на 3,3%. Таким образом, за год социальные пенсии увеличиваются на 13,6%, как ранее был увеличен прожиточный минимум. Соответствующий проект об индексации социальных пенсий с 1 января 2023 года размещен на общественное обсуждение.
("Официальный сайт Минтруда России", 2023)Социальные пенсии с 1 апреля предлагается повысить еще на 3,3% в дополнение к проведенной в июне индексации на 10%. Индексация социальных пенсий за 2022 год проходит в два этапа - с 1 июня 2022 года на 10% и с 1 апреля 2023 года - еще на 3,3%. Таким образом, за год социальные пенсии увеличиваются на 13,6%, как ранее был увеличен прожиточный минимум. Соответствующий проект об индексации социальных пенсий с 1 января 2023 года размещен на общественное обсуждение.
Статья: От устоявшихся концепций к современным новациям в работах по систематизации законодательства
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)О солидарности как особом конституционном принципе скажем особо. В ходе состоявшейся конституционной реформы запрос российского общества на упрочение социальной солидарности был учтен: Основной Закон дополнили положения, углубляющие конституционные основания социальной защиты. Так, в нем получили отражение обязательное социальное страхование и адресная социальная поддержка как организационно-правовые формы социальной защиты, принципы формирования пенсионной системы, а также были подтверждены обязательства государства по обеспечению индексации пенсий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ). В качестве одного из основных проявлений конституционного принципа солидарности было текстуально закреплено понятие социальной солидарности. Отныне наряду с экономической и политической солидарностью она включена в конституционный механизм достижения целей государственной политики, обеспечивая взаимное доверие государства и общества, защиту достоинства граждан и уважения человека труда, сбалансированность прав и обязанностей гражданина (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), фигурируя, помимо того, в посвященных пенсионному обеспечению положениях (солидарность поколений). Нормативное содержание социальной солидарности выражается во взаимных правах и обязанностях граждан и Российского государства, конституционно являющегося социальным. С правом на получение мер социальной защиты на установленных законом условиях корреспондирует обязанность государства законодательно определить такие условия; сформировать в необходимом объеме публичные финансовые ресурсы, за счет которых данные меры будут предоставляться, а также создать систему органов и учреждений, уполномоченных на реализацию социальной политики и осуществление мер социальной защиты. Достижению баланса публичных и частных интересов, а также поддержанию доверия к действиям государства в социальной сфере способствуют конституционно предусмотренные цели социальной солидарности (прежде всего предоставление социальной защиты нуждающимся в ней), средства их достижения (уплата обязательных платежей, установление необходимого нормативного регулирования и т.п.), а также корреляция целей и средств, предполагающая как достаточность средств для достижения целей, так и отражение этими целями отдельно взятых аспектов социальной справедливости <12>.
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)О солидарности как особом конституционном принципе скажем особо. В ходе состоявшейся конституционной реформы запрос российского общества на упрочение социальной солидарности был учтен: Основной Закон дополнили положения, углубляющие конституционные основания социальной защиты. Так, в нем получили отражение обязательное социальное страхование и адресная социальная поддержка как организационно-правовые формы социальной защиты, принципы формирования пенсионной системы, а также были подтверждены обязательства государства по обеспечению индексации пенсий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ). В качестве одного из основных проявлений конституционного принципа солидарности было текстуально закреплено понятие социальной солидарности. Отныне наряду с экономической и политической солидарностью она включена в конституционный механизм достижения целей государственной политики, обеспечивая взаимное доверие государства и общества, защиту достоинства граждан и уважения человека труда, сбалансированность прав и обязанностей гражданина (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), фигурируя, помимо того, в посвященных пенсионному обеспечению положениях (солидарность поколений). Нормативное содержание социальной солидарности выражается во взаимных правах и обязанностях граждан и Российского государства, конституционно являющегося социальным. С правом на получение мер социальной защиты на установленных законом условиях корреспондирует обязанность государства законодательно определить такие условия; сформировать в необходимом объеме публичные финансовые ресурсы, за счет которых данные меры будут предоставляться, а также создать систему органов и учреждений, уполномоченных на реализацию социальной политики и осуществление мер социальной защиты. Достижению баланса публичных и частных интересов, а также поддержанию доверия к действиям государства в социальной сфере способствуют конституционно предусмотренные цели социальной солидарности (прежде всего предоставление социальной защиты нуждающимся в ней), средства их достижения (уплата обязательных платежей, установление необходимого нормативного регулирования и т.п.), а также корреляция целей и средств, предполагающая как достаточность средств для достижения целей, так и отражение этими целями отдельно взятых аспектов социальной справедливости <12>.
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)С нормативной точки зрения организационные основы доходной и расходной частей бюджета пенсионной системы Российской Федерации были заложены Постановлениями Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. N 442-1 и от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), выделение самостоятельного бюджета ПФР и определение правил сбора страховых взносов) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (организация, порядок назначения и индексации пенсий, методика установления размера пенсии). Государственные пенсии были определены в законе как республиканские, что подразумевало одинаковые процедуры и размеры пенсий на всей территории страны (РСФСР), а это было немаловажно для сохранения единства государства.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)С нормативной точки зрения организационные основы доходной и расходной частей бюджета пенсионной системы Российской Федерации были заложены Постановлениями Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. N 442-1 и от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), выделение самостоятельного бюджета ПФР и определение правил сбора страховых взносов) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (организация, порядок назначения и индексации пенсий, методика установления размера пенсии). Государственные пенсии были определены в законе как республиканские, что подразумевало одинаковые процедуры и размеры пенсий на всей территории страны (РСФСР), а это было немаловажно для сохранения единства государства.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали ОПС в соответствии с комментируемым Законом, индексация пенсии не производится.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали ОПС в соответствии с комментируемым Законом, индексация пенсии не производится.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)а) разрабатывает предложения по определению минимального размера оплаты труда, определению порядка индексации заработной платы работников федеральных государственных учреждений, корректировке страховой пенсии, индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий в очередном финансовом году и плановом периоде, а также участвует в разработке предложений по индексации денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)а) разрабатывает предложения по определению минимального размера оплаты труда, определению порядка индексации заработной платы работников федеральных государственных учреждений, корректировке страховой пенсии, индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий в очередном финансовом году и плановом периоде, а также участвует в разработке предложений по индексации денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих;
Статья: Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Речь идет о подготовленных ведомством поправках в статью 29 Закона N 167-ФЗ, согласно которым пенсии самозанятых должны индексироваться, в отличие от наемных работников пенсионного возраста <23> (проект был разработан до того, как Президент РФ выдвинул инициативу о возобновлении индексации пенсий этой категории граждан). В них говорится о тех плательщиках налога на профессиональный доход, которые воспользовались опцией добровольного присоединения к правоотношениям по пенсионному обеспечению. Обратим внимание, в случае с пенсионным обеспечением Министерство труда предлагает приравнять самозанятых к неработающим, а в рамках политики занятости предпочитает считать их трудоустроенными и не включать в число соискателей работы. И это явное свидетельство того, что, решая одну задачу конъюнктурного характера в области занятости, государство порождает другую в сфере социального страхования, предлагает не менее конъюнктурное решение для ее устранения и создает условия для возникновения новых кризисных ситуаций как в трудовой, так и социальной сферах.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Речь идет о подготовленных ведомством поправках в статью 29 Закона N 167-ФЗ, согласно которым пенсии самозанятых должны индексироваться, в отличие от наемных работников пенсионного возраста <23> (проект был разработан до того, как Президент РФ выдвинул инициативу о возобновлении индексации пенсий этой категории граждан). В них говорится о тех плательщиках налога на профессиональный доход, которые воспользовались опцией добровольного присоединения к правоотношениям по пенсионному обеспечению. Обратим внимание, в случае с пенсионным обеспечением Министерство труда предлагает приравнять самозанятых к неработающим, а в рамках политики занятости предпочитает считать их трудоустроенными и не включать в число соискателей работы. И это явное свидетельство того, что, решая одну задачу конъюнктурного характера в области занятости, государство порождает другую в сфере социального страхования, предлагает не менее конъюнктурное решение для ее устранения и создает условия для возникновения новых кризисных ситуаций как в трудовой, так и социальной сферах.
Статья: Трудовые права и семейные обязанности: проблемы совмещения
(Азарова Е.Г., Моцная О.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)В условиях исторически низкого уровня безработицы <5> экономика России остро нуждается в кадрах: законодательные инициативы последних лет свидетельствуют о заинтересованности страны в труде пенсионеров (повышен пенсионный возраст, восстановлена индексация пенсии работающим пенсионерам), школьников и студентов (упрощен порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними <6>, устанавливаются исключения из существовавшего ранее запрета на привлечение лиц в возрасте 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни <7>), родителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком <8>, и т.д.
(Азарова Е.Г., Моцная О.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)В условиях исторически низкого уровня безработицы <5> экономика России остро нуждается в кадрах: законодательные инициативы последних лет свидетельствуют о заинтересованности страны в труде пенсионеров (повышен пенсионный возраст, восстановлена индексация пенсии работающим пенсионерам), школьников и студентов (упрощен порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними <6>, устанавливаются исключения из существовавшего ранее запрета на привлечение лиц в возрасте 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни <7>), родителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком <8>, и т.д.
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Необходимо отметить, что индексация пенсий оказывает положительное влияние на динамику доли населения, находящегося за границами бедности (граждане с доходами ниже прожиточного минимума) (см. рис. 5).
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Необходимо отметить, что индексация пенсий оказывает положительное влияние на динамику доли населения, находящегося за границами бедности (граждане с доходами ниже прожиточного минимума) (см. рис. 5).
Статья: "Будет исполнено!": практика реагирования французского законодателя на решения Конституционного совета Франции
(Балакаев В.Д.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<6> Ярким примером может служить Определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1139-О по жалобе гражданина Б.М. Тупицына. Конституционный Суд, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы на отсутствие механизма индексации пенсий трудящимся пенсионерам, тем не менее указал, что федеральный законодатель обязан во исполнение новой конституционной гарантии об индексации пенсий (ч. 6 ст. 75 Конституции РФ) "внести изменения в действующее правовое регулирование пенсионных отношений и предусмотреть механизм ежегодной индексации страховых пенсий". Более того, Суд даже предложил собственную модель механизма индексации, отметив, что допустимо "поэтапное введение такой индексации пенсий для лиц, продолжающих после назначения пенсии осуществлять работу и (или) иную деятельность" (абз. 1 и 5 п. 4 мотивировочной части).
(Балакаев В.Д.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<6> Ярким примером может служить Определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1139-О по жалобе гражданина Б.М. Тупицына. Конституционный Суд, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы на отсутствие механизма индексации пенсий трудящимся пенсионерам, тем не менее указал, что федеральный законодатель обязан во исполнение новой конституционной гарантии об индексации пенсий (ч. 6 ст. 75 Конституции РФ) "внести изменения в действующее правовое регулирование пенсионных отношений и предусмотреть механизм ежегодной индексации страховых пенсий". Более того, Суд даже предложил собственную модель механизма индексации, отметив, что допустимо "поэтапное введение такой индексации пенсий для лиц, продолжающих после назначения пенсии осуществлять работу и (или) иную деятельность" (абз. 1 и 5 п. 4 мотивировочной части).