Иная оплачиваемая деятельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Иная оплачиваемая деятельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1086 "Определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья" ГК РФ"Как указано выше, положением ст. 1086 ГК РФ предусмотрен особый алгоритм расчета среднемесячного заработка (дохода) для потерпевших, не осуществлявших трудовую или иную оплачиваемую деятельность на момент причинения вреда. В этом случае учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования""Из совокупного анализа частей 1, 3, 4, 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, пунктов 86, 88 и 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н и действовавших в период предоставления сведений о застрахованном лице, следует, что пенсионерам в период осуществления работы и (или) иной деятельности выплачивается страховая пенсия и фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) без учета индексации (увеличения). Право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер. Выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляют к государственным гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли госслужащий работать по совместительству
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли госслужащий работать по совместительству
Вопрос: Об отнесении к иной оплачиваемой деятельности исполнения обязанностей члена избирательной комиссии лицом, замещающим государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность.
(Письмо Минтруда России от 23.09.2025 N 28-7/В-977)Вопрос: Об отнесении к иной оплачиваемой деятельности исполнения обязанностей члена избирательной комиссии лицом, замещающим государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность.
(Письмо Минтруда России от 23.09.2025 N 28-7/В-977)Вопрос: Об отнесении к иной оплачиваемой деятельности исполнения обязанностей члена избирательной комиссии лицом, замещающим государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2. Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2. Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья: Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Применять НПД могут физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - ИП). Зарегистрироваться в качестве самозанятых могут также граждане других государств - членов ЕАЭС. Однако есть ряд ограничений по субъектному составу. В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 422-ФЗ, например, не вправе применять данный налоговый режим лица, имеющие работников, сами состоящие в трудовых отношениях с работодателем, занимающиеся определенными видами деятельности, а также налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 млн руб., и др.). Государственные и муниципальные служащие вправе применять НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений (п. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 422-ФЗ). Согласно разъяснениям Минтруда Российской Федерации (далее также - РФ) <2> сама по себе сдача в аренду (наем) жилых помещений не может быть квалифицирована в качестве занятия иной оплачиваемой деятельностью, запрет на осуществление которой предусмотрен для отдельных лиц, однако это может свидетельствовать об осуществлении предпринимательской деятельности.
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Применять НПД могут физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - ИП). Зарегистрироваться в качестве самозанятых могут также граждане других государств - членов ЕАЭС. Однако есть ряд ограничений по субъектному составу. В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 422-ФЗ, например, не вправе применять данный налоговый режим лица, имеющие работников, сами состоящие в трудовых отношениях с работодателем, занимающиеся определенными видами деятельности, а также налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 млн руб., и др.). Государственные и муниципальные служащие вправе применять НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений (п. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 422-ФЗ). Согласно разъяснениям Минтруда Российской Федерации (далее также - РФ) <2> сама по себе сдача в аренду (наем) жилых помещений не может быть квалифицирована в качестве занятия иной оплачиваемой деятельностью, запрет на осуществление которой предусмотрен для отдельных лиц, однако это может свидетельствовать об осуществлении предпринимательской деятельности.
Готовое решение: Какие есть особенности приема на работу действующих и бывших военнослужащих
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим также, что у некоторых действующих военнослужащих может быть обязанность самим заранее сообщать по месту службы о намерении осуществлять иную оплачиваемую деятельность. Например, такая обязанность есть у военнослужащих ФСБ России. Однако вам он не обязан сообщать, выполнил он такое требование или нет (законом это не предусмотрено). Это следует из пп. "г" п. 1 Приказа ФСБ России от 14.05.2024 N 188.
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим также, что у некоторых действующих военнослужащих может быть обязанность самим заранее сообщать по месту службы о намерении осуществлять иную оплачиваемую деятельность. Например, такая обязанность есть у военнослужащих ФСБ России. Однако вам он не обязан сообщать, выполнил он такое требование или нет (законом это не предусмотрено). Это следует из пп. "г" п. 1 Приказа ФСБ России от 14.05.2024 N 188.
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Еще одно исключение из рассматриваемого запрета предусматривается Законом о противодействии коррупции в отношении глав муниципальных образований, которые замещают свою должность на непостоянной основе. В 2015 г. в Закон о противодействии коррупции была введена ч. 3.1 ст. 12.1, которая фактически позволила таким лицам заниматься иной оплачиваемой деятельностью, в том числе замещать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Еще одно исключение из рассматриваемого запрета предусматривается Законом о противодействии коррупции в отношении глав муниципальных образований, которые замещают свою должность на непостоянной основе. В 2015 г. в Закон о противодействии коррупции была введена ч. 3.1 ст. 12.1, которая фактически позволила таким лицам заниматься иной оплачиваемой деятельностью, в том числе замещать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Статья: Необоснованный самоотвод арбитров в международном коммерческом арбитраже
(Логунов А.В.)
("Третейский суд", 2024, N 1/2)Большинство современных правопорядков и регламентов международных судебных органов <11> предусматривают возможность заявления самоотвода до начала рассмотрения спора по существу (с некоторыми исключениями). Планируя такие ограничения, следует помнить о том, что арбитры на порядок чаще сталкиваются с необходимостью заявления самоотвода по сравнению с судьями, например (которые (с некоторыми исключениями) не вправе совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой деятельностью). В связи с этим логично не вводить запрет на заявление самоотвода после начала рассмотрения спора по существу, а установить обязанность арбитров обосновать самоотвод, чтобы обоснованность была определяющим критерием допустимости самоотвода после формирования состава арбитров.
(Логунов А.В.)
("Третейский суд", 2024, N 1/2)Большинство современных правопорядков и регламентов международных судебных органов <11> предусматривают возможность заявления самоотвода до начала рассмотрения спора по существу (с некоторыми исключениями). Планируя такие ограничения, следует помнить о том, что арбитры на порядок чаще сталкиваются с необходимостью заявления самоотвода по сравнению с судьями, например (которые (с некоторыми исключениями) не вправе совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой деятельностью). В связи с этим логично не вводить запрет на заявление самоотвода после начала рассмотрения спора по существу, а установить обязанность арбитров обосновать самоотвод, чтобы обоснованность была определяющим критерием допустимости самоотвода после формирования состава арбитров.
Готовое решение: Как заполнить титульный лист и подраздел 1 разд. 1 "Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате зарегистрированного лица (ЗЛ)" формы ЕФС-1 (до 1 января 2024 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)2. Как заполнить подраздел 1 разд. 1 "Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате зарегистрированного лица (ЗЛ)" формы ЕФС-1
(КонсультантПлюс, 2023)2. Как заполнить подраздел 1 разд. 1 "Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате зарегистрированного лица (ЗЛ)" формы ЕФС-1
Статья: Правоограничительные административно-правовые средства противодействия коррупции в сфере государственного управления
(Фадеева И.В., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Правовой запрет - юридически закрепленная недопустимость совершения определенных действий под угрозой применения предусмотренных соответствующей правовой нормой санкций, влекущих неблагоприятные последствия для нарушителя. В числе основных можно выделить запрет на замещение одновременно нескольких должностей государственной или муниципальной службы; на использование материальных, информационных и финансовых ресурсов в личных целях; осуществление предпринимательской или иной оплачиваемой деятельности; открытие счетов и хранение денег в иностранных банках; приобретение ценных бумаг, если получение дохода по ним может вызвать конфликт интересов; участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией; получение подарков и вознаграждений, кроме установленных законом случаев, и др. Кроме того, в случае увольнения со службы бывшему сотруднику запрещается разглашать служебную или конфиденциальную информацию третьим лицам.
(Фадеева И.В., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Правовой запрет - юридически закрепленная недопустимость совершения определенных действий под угрозой применения предусмотренных соответствующей правовой нормой санкций, влекущих неблагоприятные последствия для нарушителя. В числе основных можно выделить запрет на замещение одновременно нескольких должностей государственной или муниципальной службы; на использование материальных, информационных и финансовых ресурсов в личных целях; осуществление предпринимательской или иной оплачиваемой деятельности; открытие счетов и хранение денег в иностранных банках; приобретение ценных бумаг, если получение дохода по ним может вызвать конфликт интересов; участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией; получение подарков и вознаграждений, кроме установленных законом случаев, и др. Кроме того, в случае увольнения со службы бывшему сотруднику запрещается разглашать служебную или конфиденциальную информацию третьим лицам.
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)установление для соответствующей области деятельности работников антикоррупционных стандартов (стандартов и кодексов поведения), то есть единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в этой области (п. 5 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Антикоррупционные стандарты для работников рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Например, можно определить, какие подарки получать допускается, как должны регулироваться иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;
(КонсультантПлюс, 2025)установление для соответствующей области деятельности работников антикоррупционных стандартов (стандартов и кодексов поведения), то есть единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в этой области (п. 5 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Антикоррупционные стандарты для работников рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Например, можно определить, какие подарки получать допускается, как должны регулироваться иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора платежной системы и иной деятельностью, но при условии, если это не противоречит законодательству РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора платежной системы и иной деятельностью, но при условии, если это не противоречит законодательству РФ.
Статья: Актуальные вопросы взаимодействия органов публичной власти федеральной территории и субъекта Российской Федерации
(Кан К.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Нельзя обойти вниманием при рассмотрении аспектов взаимодействия органов федеральной территории и субъекта РФ и кадровые вопросы. Особенно важным здесь видится регулирование антикоррупционного аспекта кадрового наполнения органов федеральной территории. Так, положения федерального закона позволяют членам Совета федеральной территории, замещающим должность на непостоянной основе, одновременно замещать государственные должности и должности государственной гражданской службы Российской Федерации, Краснодарского края, а также заниматься предпринимательской деятельностью, иной оплачиваемой деятельностью и деятельностью по управлению коммерческими и некоммерческими организациями (в том числе на платной основе).
(Кан К.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Нельзя обойти вниманием при рассмотрении аспектов взаимодействия органов федеральной территории и субъекта РФ и кадровые вопросы. Особенно важным здесь видится регулирование антикоррупционного аспекта кадрового наполнения органов федеральной территории. Так, положения федерального закона позволяют членам Совета федеральной территории, замещающим должность на непостоянной основе, одновременно замещать государственные должности и должности государственной гражданской службы Российской Федерации, Краснодарского края, а также заниматься предпринимательской деятельностью, иной оплачиваемой деятельностью и деятельностью по управлению коммерческими и некоммерческими организациями (в том числе на платной основе).
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается право работника на выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству, т.е. в свободное от основной работы время. Несмотря на то что положения трудового законодательства распространяются на государственных и муниципальных служащих с особенностями, установленными профильными законами, а на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы и вовсе не распространяются, государственные (и муниципальные) служащие в целом имеют право на осуществление иной оплачиваемой деятельности по совместительству.
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается право работника на выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству, т.е. в свободное от основной работы время. Несмотря на то что положения трудового законодательства распространяются на государственных и муниципальных служащих с особенностями, установленными профильными законами, а на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы и вовсе не распространяются, государственные (и муниципальные) служащие в целом имеют право на осуществление иной оплачиваемой деятельности по совместительству.