Имущество в хозяйственном ведении налог на имущество
Подборка наиболее важных документов по запросу Имущество в хозяйственном ведении налог на имущество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1102 "Обязанность возвратить неосновательное обогащение" ГК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Имущество передано в хозяйственное ведение ФГУП (истца). Факт несения истцом расходов по уплате налога на имущество подтвержден платежными поручениями, истцом также представлены копии налоговых деклараций, в которых конкретизировано налогооблагаемое имущество, переданное в пользование.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Имущество передано в хозяйственное ведение ФГУП (истца). Факт несения истцом расходов по уплате налога на имущество подтвержден платежными поручениями, истцом также представлены копии налоговых деклараций, в которых конкретизировано налогооблагаемое имущество, переданное в пользование.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.11.2024 N Ф09-5822/24 по делу N А50-2078/2024
Требование: О взыскании расходов на содержание общего имущества здания в виде уплаченного налога на имущество.
Обстоятельства: Истец указал, что уплатил налог на имущество, которое, по его мнению, отнесено к общему имуществу - лестничные клетки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как иные собственники помещений не обращались с требованием о признании права общей долевой собственности на спорное имущество, истец от права собственности на помещения не отказывался; заявив о праве общей собственности, он фактически оспаривает свое зарегистрированное право; не доказано, что плательщиком налога на имущество должен являться ответчик, перенесение личной обязанности по уплате налогов на иных лиц законом не предусмотрено.Если право индивидуальной собственности на общее имущество зарегистрировано в ЕГРН за одной организацией, то плательщиком налога на имущество в отношении общего имущества в здании должна признаваться именно она, поскольку плательщиками этого налога признаются балансодержатели имущества, являющегося объектом налогообложения, находящегося у юридического лица на праве собственности (праве оперативного управления, хозяйственного ведения), зарегистрированного в установленном законодательством порядке.
Требование: О взыскании расходов на содержание общего имущества здания в виде уплаченного налога на имущество.
Обстоятельства: Истец указал, что уплатил налог на имущество, которое, по его мнению, отнесено к общему имуществу - лестничные клетки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как иные собственники помещений не обращались с требованием о признании права общей долевой собственности на спорное имущество, истец от права собственности на помещения не отказывался; заявив о праве общей собственности, он фактически оспаривает свое зарегистрированное право; не доказано, что плательщиком налога на имущество должен являться ответчик, перенесение личной обязанности по уплате налогов на иных лиц законом не предусмотрено.Если право индивидуальной собственности на общее имущество зарегистрировано в ЕГРН за одной организацией, то плательщиком налога на имущество в отношении общего имущества в здании должна признаваться именно она, поскольку плательщиками этого налога признаются балансодержатели имущества, являющегося объектом налогообложения, находящегося у юридического лица на праве собственности (праве оперативного управления, хозяйственного ведения), зарегистрированного в установленном законодательством порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении объекта незавершенного строительства, прекращении права собственности на объект незавершенного строительства - МКД и снятии его с кадастрового учета.
(Письмо Минфина России от 22.07.2025 N 03-05-05-01/70766)Согласно пункту 5 статьи 382 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (права хозяйственного ведения) на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности (в хозяйственном ведении) налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено статьей 382 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 22.07.2025 N 03-05-05-01/70766)Согласно пункту 5 статьи 382 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (права хозяйственного ведения) на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности (в хозяйственном ведении) налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено статьей 382 Кодекса.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Если при изъятии собственником у унитарного предприятия имущества, закрепленного за этим унитарным предприятием на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, перехода права собственности на это имущество не происходит, то объект налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Если при изъятии собственником у унитарного предприятия имущества, закрепленного за этим унитарным предприятием на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, перехода права собственности на это имущество не происходит, то объект налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает".
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 13-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"С учетом изложенного конституционным принципам справедливости и соразмерности налогообложения при решении вопроса о возможности амортизации имущества, полученного государственным (муниципальным) унитарным предприятием в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, использовавшего бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений для приобретения (создания) данного имущества, соответствует подход, когда в случае долевого участия в финансировании создания соответствующего имущества самого унитарного предприятия для той части стоимости имущества, которая создана за счет его средств, возможность амортизации во всяком случае не утрачивается. С этим подходом согласуется содержащееся в Налоговом кодексе Российской Федерации регулирование, которое не исключает возможности амортизации имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, однако фактически ограничивает данное право той частью имущества, которая создана налогоплательщиком за счет иных средств (пункт 1 статьи 257).
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"С учетом изложенного конституционным принципам справедливости и соразмерности налогообложения при решении вопроса о возможности амортизации имущества, полученного государственным (муниципальным) унитарным предприятием в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, использовавшего бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений для приобретения (создания) данного имущества, соответствует подход, когда в случае долевого участия в финансировании создания соответствующего имущества самого унитарного предприятия для той части стоимости имущества, которая создана за счет его средств, возможность амортизации во всяком случае не утрачивается. С этим подходом согласуется содержащееся в Налоговом кодексе Российской Федерации регулирование, которое не исключает возможности амортизации имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, однако фактически ограничивает данное право той частью имущества, которая создана налогоплательщиком за счет иных средств (пункт 1 статьи 257).
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2023 N 28-П
"По делу о проверке конституционности статей 248 и 249, пункта 1 статьи 251 и статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 3 статьи 5 и пункта 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой общества с ограниченной ответственностью "Предприятие строительных работ энергетики"С учетом непрерывности предпринимательской деятельности и возможности получения отрицательного финансового результата реализация имущества (как добровольная, так и осуществленная в ходе конкурсного производства), будучи неразрывно связанной с предшествующей хозяйственной деятельностью (предполагающей ведение налогового учета и уплату налогов), не может без специального указания на то законодателя и помимо его воли выводиться из-под общих правил налогообложения прибыли. В частности, вынужденный характер реализации имущества, вызванный невозможностью удовлетворить требования кредиторов, сам по себе не свидетельствует о необходимости отказа от установления достоверного финансового результата для целей определения действительного размера налогового обязательства в связи с тем или иным фактом хозяйственной деятельности.
"По делу о проверке конституционности статей 248 и 249, пункта 1 статьи 251 и статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 3 статьи 5 и пункта 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой общества с ограниченной ответственностью "Предприятие строительных работ энергетики"С учетом непрерывности предпринимательской деятельности и возможности получения отрицательного финансового результата реализация имущества (как добровольная, так и осуществленная в ходе конкурсного производства), будучи неразрывно связанной с предшествующей хозяйственной деятельностью (предполагающей ведение налогового учета и уплату налогов), не может без специального указания на то законодателя и помимо его воли выводиться из-под общих правил налогообложения прибыли. В частности, вынужденный характер реализации имущества, вызванный невозможностью удовлетворить требования кредиторов, сам по себе не свидетельствует о необходимости отказа от установления достоверного финансового результата для целей определения действительного размера налогового обязательства в связи с тем или иным фактом хозяйственной деятельности.
Типовая ситуация: Как рассчитать налог на имущество (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Государственные (муниципальные) учреждения не могут быть собственниками имущества, находящегося у них на балансе, или владеть им на праве хозяйственного ведения, а имущество казны и вовсе не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. В связи с этим организации бюджетной сферы должны рассчитывать налог на имущество организаций, исходя из среднегодовой стоимости имущества (Письма Минфина от 25.03.2020 N 03-05-05-01/23473, от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16408).
(Издательство "Главная книга", 2025)Государственные (муниципальные) учреждения не могут быть собственниками имущества, находящегося у них на балансе, или владеть им на праве хозяйственного ведения, а имущество казны и вовсе не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. В связи с этим организации бюджетной сферы должны рассчитывать налог на имущество организаций, исходя из среднегодовой стоимости имущества (Письма Минфина от 25.03.2020 N 03-05-05-01/23473, от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16408).
Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, созданного собственником и переданного в уставный фонд ГУП, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 03-03-06/3/63269)Следовательно, при получении ГУП имущества от собственника имущества унитарного предприятия в хозяйственное ведение при отсутствии расходов ГУП его первоначальная стоимость будет равна нулю, вследствие чего амортизация по такому имуществу не начисляется.
(Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 03-03-06/3/63269)Следовательно, при получении ГУП имущества от собственника имущества унитарного предприятия в хозяйственное ведение при отсутствии расходов ГУП его первоначальная стоимость будет равна нулю, вследствие чего амортизация по такому имуществу не начисляется.
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении жилых помещений, в том числе квартир.
(Письмо Минфина России от 24.12.2024 N 03-05-05-01/130432)В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 24.12.2024 N 03-05-05-01/130432)В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль имущества, полученного унитарным предприятием от собственника, а также об объекте налогообложения и налоговой базе по налогу на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 09.10.2023 N 07-01-09/95729)По заключению Департамента налоговой политики, в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Получая имущество безвозмездно от собственника имущества этого предприятия, унитарное предприятие не несет фактических расходов по его приобретению. При этом стоимость такого имущества не учитывается в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса. Таким образом, при получении унитарным предприятием имущества от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение его первоначальная стоимость будет равна нулю, вследствие чего амортизация по такому имуществу не начисляется.
(Письмо Минфина России от 09.10.2023 N 07-01-09/95729)По заключению Департамента налоговой политики, в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Получая имущество безвозмездно от собственника имущества этого предприятия, унитарное предприятие не несет фактических расходов по его приобретению. При этом стоимость такого имущества не учитывается в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса. Таким образом, при получении унитарным предприятием имущества от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение его первоначальная стоимость будет равна нулю, вследствие чего амортизация по такому имуществу не начисляется.
Статья: Лучшее - враг хорошего. Когда налог на имущество организаций заплатит арендатор
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 2)Обратите внимание! Что же касается "кадастровой" недвижимости, то налог на имущество с такого объекта всегда должен уплачивать тот, кому это имущество принадлежит на праве собственности или праве хозяйственного ведения, независимо от применяемых правил бухучета. Поэтому при аренде такой недвижимости налогоплательщиком всегда является арендодатель (подп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ).
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 2)Обратите внимание! Что же касается "кадастровой" недвижимости, то налог на имущество с такого объекта всегда должен уплачивать тот, кому это имущество принадлежит на праве собственности или праве хозяйственного ведения, независимо от применяемых правил бухучета. Поэтому при аренде такой недвижимости налогоплательщиком всегда является арендодатель (подп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ).
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)С учетом изложенного конституционным принципам справедливости и соразмерности налогообложения при решении вопроса о возможности амортизации имущества, полученного государственным (муниципальным) унитарным предприятием в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, использовавшего бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений для приобретения (создания) данного имущества, соответствует подход, когда в случае долевого участия в финансировании создания соответствующего имущества самого унитарного предприятия для той части стоимости имущества, которая создана за счет его средств, возможность амортизации во всяком случае не утрачивается.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)С учетом изложенного конституционным принципам справедливости и соразмерности налогообложения при решении вопроса о возможности амортизации имущества, полученного государственным (муниципальным) унитарным предприятием в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, использовавшего бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений для приобретения (создания) данного имущества, соответствует подход, когда в случае долевого участия в финансировании создания соответствующего имущества самого унитарного предприятия для той части стоимости имущества, которая создана за счет его средств, возможность амортизации во всяком случае не утрачивается.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- которое находится на территории РФ и принадлежит организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, если налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- которое находится на территории РФ и принадлежит организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, если налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вопрос: Облагаются ли налогом на имущество организаций неотделимые капитальные улучшения арендованного недвижимого имущества?
(Консультация эксперта, 2025)Движимое имущество не относится к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций.
(Консультация эксперта, 2025)Движимое имущество не относится к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В Письме Минфина России от 20.03.2007 N 03-11-04/2/65 сделан вывод о том, что муниципальное унитарное предприятие имеет право учитывать в составе расходов стоимость основных средств, полученных в хозяйственное ведение от Управления по муниципальному имуществу как до перехода на упрощенную систему налогообложения, так и в период применения упрощенной системы налогообложения.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В Письме Минфина России от 20.03.2007 N 03-11-04/2/65 сделан вывод о том, что муниципальное унитарное предприятие имеет право учитывать в составе расходов стоимость основных средств, полученных в хозяйственное ведение от Управления по муниципальному имуществу как до перехода на упрощенную систему налогообложения, так и в период применения упрощенной системы налогообложения.
Статья: Сделки с объектами незавершенного строительства
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, NN 6, 7)В письме от 27 мая 2020 года N 03-0505-01/44384 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, учтенных на балансе как в качестве основных средств, так и в качестве других активов, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты недвижимого имущества поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, NN 6, 7)В письме от 27 мая 2020 года N 03-0505-01/44384 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, учтенных на балансе как в качестве основных средств, так и в качестве других активов, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты недвижимого имущества поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.