Императивный мандат
Подборка наиболее важных документов по запросу Императивный мандат (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы досрочного прекращения полномочий депутатов Государственной Думы
(Орлова А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)4. Васькова Л.Г. Партийный императивный мандат - новая модель взаимоотношений депутата и избирателей / Л.Г. Васькова // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 11. С. 19 - 22.
(Орлова А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)4. Васькова Л.Г. Партийный императивный мандат - новая модель взаимоотношений депутата и избирателей / Л.Г. Васькова // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 11. С. 19 - 22.
Статья: Сравнительно-правовой анализ местных советов народных депутатов советского периода и представительных органов местного самоуправления
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Современный депутат представительного органа обладает свободным мандатом, в отличие от депутата МСНД, который обладал императивным мандатом. С.А. Авакьян отмечает, что "императивный мандат подразумевает обязательные наказы для депутатов и их отчетность перед избирателями, а также возможность отзыва депутатов. В свою очередь, свободный мандат позволяет депутатам не быть связанными наказами, информировать избирателей, но при этом исключает возможность отзыва депутата" <13>. В настоящее время народные избранники выдвигаются политическими партиями, и, соответственно, статус их иной. Он был определен ст. 24 и ст. 35.1 ФЗ N 131. При этом он более стал "зависимым от политической партии" и по нормам ст. 18 ФЗ N 33, согласно которым депутат не может выйти из фракции, а если он не соблюдает этот запрет, то его полномочия как депутата прекращаются. Сегодняшний депутат - это юридически уполномоченный представитель народа, но фактически он стал заложником политической партии. Формально обладая свободным мандатом, в реальности народный избранник подчиняется партийной дисциплине и установкам. Он словно связан невидимыми нитями партийного контроля <14>. Современный депутатский мандат все больше напоминает партийный императивный мандат <15>. Распределение мест по спискам партий привело к тому, что депутаты стали менее ответственными перед своими избирателями, и в результате, как пишет Н.М. Чепурнова, утрачена такая форма связи с народом, как наказы избирателей <16>.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Современный депутат представительного органа обладает свободным мандатом, в отличие от депутата МСНД, который обладал императивным мандатом. С.А. Авакьян отмечает, что "императивный мандат подразумевает обязательные наказы для депутатов и их отчетность перед избирателями, а также возможность отзыва депутатов. В свою очередь, свободный мандат позволяет депутатам не быть связанными наказами, информировать избирателей, но при этом исключает возможность отзыва депутата" <13>. В настоящее время народные избранники выдвигаются политическими партиями, и, соответственно, статус их иной. Он был определен ст. 24 и ст. 35.1 ФЗ N 131. При этом он более стал "зависимым от политической партии" и по нормам ст. 18 ФЗ N 33, согласно которым депутат не может выйти из фракции, а если он не соблюдает этот запрет, то его полномочия как депутата прекращаются. Сегодняшний депутат - это юридически уполномоченный представитель народа, но фактически он стал заложником политической партии. Формально обладая свободным мандатом, в реальности народный избранник подчиняется партийной дисциплине и установкам. Он словно связан невидимыми нитями партийного контроля <14>. Современный депутатский мандат все больше напоминает партийный императивный мандат <15>. Распределение мест по спискам партий привело к тому, что депутаты стали менее ответственными перед своими избирателями, и в результате, как пишет Н.М. Чепурнова, утрачена такая форма связи с народом, как наказы избирателей <16>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Отзыв может быть определен как форма народовластия, как составляющая императивного мандата, как мера конституционно-правовой ответственности выборного лица. В зависимости от субъекта, реализующего право отзыва, в науке конституционного права различают отзыв: главой государства, представительным органом, избирательным корпусом <3>.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Отзыв может быть определен как форма народовластия, как составляющая императивного мандата, как мера конституционно-правовой ответственности выборного лица. В зависимости от субъекта, реализующего право отзыва, в науке конституционного права различают отзыв: главой государства, представительным органом, избирательным корпусом <3>.
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Правовое регулирование статуса депутата, члена выборного органа МС, выборного должностного лица МС осуществляется с учетом принципа свободного политического мандата. Данный подход является доминирующим и в зарубежных странах, о чем свидетельствуют данные, представленные в специальном Докладе Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), посвященном отзыву мэров и избранных представителей <14>. Так, в Докладе отмечается, что в мире отзыв разрешен как минимум в 25 государствах, при этом в Европе можно найти лишь несколько примеров того, как национальное законодательство допускает досрочное прекращение мандата избранных представителей путем их отзыва населением, будь то на местном или центральном уровне; подчеркивается, что конституционное право в большинстве стран не поддерживает императивный мандат, предполагающий подотчетность и ответственность перед избирателями в течение всего срока избрания.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Правовое регулирование статуса депутата, члена выборного органа МС, выборного должностного лица МС осуществляется с учетом принципа свободного политического мандата. Данный подход является доминирующим и в зарубежных странах, о чем свидетельствуют данные, представленные в специальном Докладе Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), посвященном отзыву мэров и избранных представителей <14>. Так, в Докладе отмечается, что в мире отзыв разрешен как минимум в 25 государствах, при этом в Европе можно найти лишь несколько примеров того, как национальное законодательство допускает досрочное прекращение мандата избранных представителей путем их отзыва населением, будь то на местном или центральном уровне; подчеркивается, что конституционное право в большинстве стран не поддерживает императивный мандат, предполагающий подотчетность и ответственность перед избирателями в течение всего срока избрания.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Модель власти в сильной степени предопределяет виды властных органов, их конституционный статус, порой также и наименование. Но все же у этого вопроса есть и самостоятельные оттенки. И они могут оказывать существенное влияние на представительство. К примеру, избрание Президента Российской Федерации всенародным голосованием предопределяет его восприятие как представительного органа. Но даже при системе выборов это не создает императивный мандат для главы государства, он воспринимается как орган представительства народа и защиты общегосударственных интересов. Конституция РФ возлагает на него и определенные задачи в отношении простых граждан, но эти задачи как бы дополняют в статусе Президента его призвание быть "лицом" Российского государства. Причем законодательство исходит из того, что Президент не может быть представителем части граждан, не случайно Федеральный закон 2001 г. "О политических партиях" предполагает для Президента РФ, если он член какой-то партии, возможность приостановления партийного мандата.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Модель власти в сильной степени предопределяет виды властных органов, их конституционный статус, порой также и наименование. Но все же у этого вопроса есть и самостоятельные оттенки. И они могут оказывать существенное влияние на представительство. К примеру, избрание Президента Российской Федерации всенародным голосованием предопределяет его восприятие как представительного органа. Но даже при системе выборов это не создает императивный мандат для главы государства, он воспринимается как орган представительства народа и защиты общегосударственных интересов. Конституция РФ возлагает на него и определенные задачи в отношении простых граждан, но эти задачи как бы дополняют в статусе Президента его призвание быть "лицом" Российского государства. Причем законодательство исходит из того, что Президент не может быть представителем части граждан, не случайно Федеральный закон 2001 г. "О политических партиях" предполагает для Президента РФ, если он член какой-то партии, возможность приостановления партийного мандата.
Статья: К вопросу о некоторых проблемах совершенствования правового положения депутатов представительных органов Республики Беларусь
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Статья посвящена исследованию различных аспектов правового положения депутата представительных органов, в частности определению конституционно-правового статуса депутата, анализу сущности депутатского мандата, его формирования и видов, особенностей отзыва депутата в Республике Беларусь. Автором предлагается снизить двадцатипроцентную численность граждан, инициирующих отзыв депутата, а также ставится под сомнение фактическая реализация на практике императивного мандата депутата в Беларуси. Обосновывается вывод о необходимости установления обязанности для всех кандидатов в депутаты иметь предвыборную программу. Подчеркивается важность введения на законодательном уровне обязательного принесения каждым депутатом присяги как условия осуществления депутатских полномочий.
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Статья посвящена исследованию различных аспектов правового положения депутата представительных органов, в частности определению конституционно-правового статуса депутата, анализу сущности депутатского мандата, его формирования и видов, особенностей отзыва депутата в Республике Беларусь. Автором предлагается снизить двадцатипроцентную численность граждан, инициирующих отзыв депутата, а также ставится под сомнение фактическая реализация на практике императивного мандата депутата в Беларуси. Обосновывается вывод о необходимости установления обязанности для всех кандидатов в депутаты иметь предвыборную программу. Подчеркивается важность введения на законодательном уровне обязательного принесения каждым депутатом присяги как условия осуществления депутатских полномочий.