Идентификация пользователей сети интернет
Подборка наиболее важных документов по запросу Идентификация пользователей сети интернет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности: уголовно-правовая характеристика (ст. 280 Уголовного кодекса РФ)
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Субъект преступления по ст. 280 УК РФ требует тщательного анализа как традиционных признаков (возраст, вменяемость), так и новых характеристик, обусловленных цифровой средой. Совершенствование методик идентификации интернет-пользователей и доказывания их вины остается важной задачей для правоохранительных органов Российской Федерации. Часть 2 ст. 280 УК РФ предусматривает повышенную ответственность, если призывы совершены с использованием СМИ или Интернета, адресованы неопределенному кругу лиц через социальные сети и мессенджеры. Повышенная общественная опасность данного преступления обусловлена, во-первых, значительным увеличением аудитории, во-вторых, скоростью распространения информации, в-третьих, трудностью пресечения противоправного контента.
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Субъект преступления по ст. 280 УК РФ требует тщательного анализа как традиционных признаков (возраст, вменяемость), так и новых характеристик, обусловленных цифровой средой. Совершенствование методик идентификации интернет-пользователей и доказывания их вины остается важной задачей для правоохранительных органов Российской Федерации. Часть 2 ст. 280 УК РФ предусматривает повышенную ответственность, если призывы совершены с использованием СМИ или Интернета, адресованы неопределенному кругу лиц через социальные сети и мессенджеры. Повышенная общественная опасность данного преступления обусловлена, во-первых, значительным увеличением аудитории, во-вторых, скоростью распространения информации, в-третьих, трудностью пресечения противоправного контента.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)1) осуществлять идентификацию пользователей сети Интернет, передачу электронных сообщений которых осуществляет организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями, по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об идентификации, заключенного организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями с оператором подвижной радиотелефонной связи, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Этот порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 20.10.2021 N 1801 "Об утверждении Правил идентификации пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями" и в соответствии с ним в целях осуществления идентификации абонентский номер, выделенный пользователю сервиса обмена мгновенными сообщениями, предоставляется пользователем сервиса обмена мгновенными сообщениями организатору сервиса обмена мгновенными сообщениями. Для подтверждения абонентского номера организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями предлагает пользователю совершить действия с использованием этого абонентского номера, позволяющие достоверно установить, что сообщенный абонентский номер при регистрации в сервисе обмена мгновенными сообщениями используется пользователем;
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)1) осуществлять идентификацию пользователей сети Интернет, передачу электронных сообщений которых осуществляет организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями, по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об идентификации, заключенного организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями с оператором подвижной радиотелефонной связи, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Этот порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 20.10.2021 N 1801 "Об утверждении Правил идентификации пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями" и в соответствии с ним в целях осуществления идентификации абонентский номер, выделенный пользователю сервиса обмена мгновенными сообщениями, предоставляется пользователем сервиса обмена мгновенными сообщениями организатору сервиса обмена мгновенными сообщениями. Для подтверждения абонентского номера организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями предлагает пользователю совершить действия с использованием этого абонентского номера, позволяющие достоверно установить, что сообщенный абонентский номер при регистрации в сервисе обмена мгновенными сообщениями используется пользователем;
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) осуществлять идентификацию пользователей сети "Интернет", передачу электронных сообщений которых осуществляет организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями (далее - пользователи сервиса обмена мгновенными сообщениями), по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об идентификации, заключенного организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями с оператором подвижной радиотелефонной связи, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) осуществлять идентификацию пользователей сети "Интернет", передачу электронных сообщений которых осуществляет организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями (далее - пользователи сервиса обмена мгновенными сообщениями), по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об идентификации, заключенного организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями с оператором подвижной радиотелефонной связи, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Размещение информации на информационных ресурсах в сети Интернет в режиме ограниченного доступа осуществляется не только согласно законодательным требованиям, формирующим правовой режим различных видов информации ограниченного доступа, но и в силу реализации обладателем информации своего права на ограничение доступа к информации, определение его порядка и условий (ограничение круга лиц, имеющих доступ к информации, размещенной на личной странице в социальных сетях; предоставление доступа к информационному ресурсу в сети Интернет только после аутентификации и идентификации пользователя, а также совершения определенных действий (оплата, размещение информации, заполнение личной карточки, предоставление контактов)).
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Размещение информации на информационных ресурсах в сети Интернет в режиме ограниченного доступа осуществляется не только согласно законодательным требованиям, формирующим правовой режим различных видов информации ограниченного доступа, но и в силу реализации обладателем информации своего права на ограничение доступа к информации, определение его порядка и условий (ограничение круга лиц, имеющих доступ к информации, размещенной на личной странице в социальных сетях; предоставление доступа к информационному ресурсу в сети Интернет только после аутентификации и идентификации пользователя, а также совершения определенных действий (оплата, размещение информации, заполнение личной карточки, предоставление контактов)).
Статья: К вопросу о проблеме наследования, раздела и принудительной реализации цифровых прав
(Черных А.В.)
("Наследственное право", 2023, N 3)Необходимо отметить, что в соответствии с п. 4.2 ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <6> в некоторых случаях на операторов распространения информации в сети Интернет возложена обязанность осуществлять идентификацию пользователей сети Интернет по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи. Между тем идентификация по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи объективно не может решить обозначенную проблему, поскольку установление владельца абонентского номера оператора подвижной радиотелефонной связи не всегда возможно, в том числе благодаря распространению sim-карт без заключения договоров об оказании услуг связи, возможности использования виртуального абонентского номера оператора подвижной радиотелефонной связи.
(Черных А.В.)
("Наследственное право", 2023, N 3)Необходимо отметить, что в соответствии с п. 4.2 ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <6> в некоторых случаях на операторов распространения информации в сети Интернет возложена обязанность осуществлять идентификацию пользователей сети Интернет по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи. Между тем идентификация по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи объективно не может решить обозначенную проблему, поскольку установление владельца абонентского номера оператора подвижной радиотелефонной связи не всегда возможно, в том числе благодаря распространению sim-карт без заключения договоров об оказании услуг связи, возможности использования виртуального абонентского номера оператора подвижной радиотелефонной связи.
Статья: Форма сделок и идентификация их сторон в электронной коммерции
(Тебенев И.К.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, NN 3, 4)Необходимо отметить, что эту проблему следует отличать от проблемы допустимости и способов создания еще сложностей в идентификации личности пользователя Интернета, которую можно обозначить как проблему анонимности в Интернете <7>. Здесь мы говорим о неких дополнительных мерах, которые пользователи могут предпринять, чтобы создать еще неопределенность в вопросе о своей личности, тогда как базовая неопределенность, о которой велась речь выше, является следствием архитектуры Интернета и потому не требует никаких дополнительных действий для своего возникновения и никакими дополнительными действиями не может быть полностью устранена. Проблема сетевой анонимности, как представляется, является более актуальной для иных отраслей права, поскольку анонимность может быть использована для уклонения от ответственности, преимущественно публично-правовой, тогда как совершение сделок все же естественным образом предполагает раскрытие хотя бы части данных о личности лица <8>.
(Тебенев И.К.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, NN 3, 4)Необходимо отметить, что эту проблему следует отличать от проблемы допустимости и способов создания еще сложностей в идентификации личности пользователя Интернета, которую можно обозначить как проблему анонимности в Интернете <7>. Здесь мы говорим о неких дополнительных мерах, которые пользователи могут предпринять, чтобы создать еще неопределенность в вопросе о своей личности, тогда как базовая неопределенность, о которой велась речь выше, является следствием архитектуры Интернета и потому не требует никаких дополнительных действий для своего возникновения и никакими дополнительными действиями не может быть полностью устранена. Проблема сетевой анонимности, как представляется, является более актуальной для иных отраслей права, поскольку анонимность может быть использована для уклонения от ответственности, преимущественно публично-правовой, тогда как совершение сделок все же естественным образом предполагает раскрытие хотя бы части данных о личности лица <8>.
Статья: Правовые вопросы внедрения перспективных технологий межотраслевого назначения в условиях экономики данных
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)При этом следует учитывать, что уже в 2021 году, по данным IoT Analytics, в мире насчитывалось 426 компаний, работающих на рынке IoT-платформ. Ожидается, что объем рынка вырастет с $5 млрд в 2020 году до $28 млрд в 2026 году со среднегодовыми темпами роста в 33% <24>. Поэтому предложение о введении учета и идентификации каждой интернет-вещи вряд ли возможно реализовать. Оно выдвигалось в проекте плана мероприятий программы "Цифровая экономика" по направлению "Информационная безопасность" на 2018 - 2020 годы (программа была рассчитана до 2024 г.): разработка законодательной базы для "идентификации пользовательского интернета вещей" <25>. На наш взгляд, необходима детальная правовая регламентация процессов сбора, хранения и передачи такого рода информации.
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)При этом следует учитывать, что уже в 2021 году, по данным IoT Analytics, в мире насчитывалось 426 компаний, работающих на рынке IoT-платформ. Ожидается, что объем рынка вырастет с $5 млрд в 2020 году до $28 млрд в 2026 году со среднегодовыми темпами роста в 33% <24>. Поэтому предложение о введении учета и идентификации каждой интернет-вещи вряд ли возможно реализовать. Оно выдвигалось в проекте плана мероприятий программы "Цифровая экономика" по направлению "Информационная безопасность" на 2018 - 2020 годы (программа была рассчитана до 2024 г.): разработка законодательной базы для "идентификации пользовательского интернета вещей" <25>. На наш взгляд, необходима детальная правовая регламентация процессов сбора, хранения и передачи такого рода информации.