Идентификация опасностей и оценка рисков
Подборка наиболее важных документов по запросу Идентификация опасностей и оценка рисков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как работодателю организовать охрану труда в организации
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Как выявить (идентифицировать) опасности
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Как выявить (идентифицировать) опасности
Типовая ситуация: Охрана труда: основные документы и обязанности работодателя и работника
(Издательство "Главная книга", 2025)Минтруд утвердил примерный перечень опасностей и мер по управлению рисками, а также рекомендации по выявлению опасностей и по оценке рисков. Организация может оценить риски сама, но из-за сложности нормативной базы лучше поручить это аккредитованной организации. Это может сделать фирма из реестра Минтруда, проводившая спецоценку. Она выявит опасности, оценит связанные с ними риски, составит перечень рисков и разработает план по управлению ими (п. п. 88 - 90 Рекомендаций Минтруда).
(Издательство "Главная книга", 2025)Минтруд утвердил примерный перечень опасностей и мер по управлению рисками, а также рекомендации по выявлению опасностей и по оценке рисков. Организация может оценить риски сама, но из-за сложности нормативной базы лучше поручить это аккредитованной организации. Это может сделать фирма из реестра Минтруда, проводившая спецоценку. Она выявит опасности, оценит связанные с ними риски, составит перечень рисков и разработает план по управлению ими (п. п. 88 - 90 Рекомендаций Минтруда).
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками.
(ред. от 29.09.2025)Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками.
Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 36
"Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Комментарий к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Процедура анализа риска может включать планирование работ, идентификацию опасностей аварий, оценку риска аварий, установление степени опасности возможных аварий, а также разработку и своевременную корректировку мероприятий по снижению риска аварий.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Процедура анализа риска может включать планирование работ, идентификацию опасностей аварий, оценку риска аварий, установление степени опасности возможных аварий, а также разработку и своевременную корректировку мероприятий по снижению риска аварий.
Статья: Перспективы правового регулирования общественных отношений в сфере здравоохранения в условиях применения искусственного интеллекта
(Киселев А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Второй вариант предполагает следующую задачу: в биоресурсных центрах могут быть сосредоточены лаборатории, изучающие внешние угрозы биобезопасности Российской Федерации и разрабатывающие меры по противодействию угрозам. Работа таких центров должна охватывать не только функционирование систем биозащиты, таких как идентификация опасностей, оценка рисков и управление ими, но и разработку технологий обнаружения и обеззараживания, а также реагирование на кризисные ситуации. Данное направление предполагает, что такая структура управления рисками в области биобезопасности должна концентрировать ресурсы на наиболее вероятных рисках и не ставить под угрозу развитие биологических наук.
(Киселев А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Второй вариант предполагает следующую задачу: в биоресурсных центрах могут быть сосредоточены лаборатории, изучающие внешние угрозы биобезопасности Российской Федерации и разрабатывающие меры по противодействию угрозам. Работа таких центров должна охватывать не только функционирование систем биозащиты, таких как идентификация опасностей, оценка рисков и управление ими, но и разработку технологий обнаружения и обеззараживания, а также реагирование на кризисные ситуации. Данное направление предполагает, что такая структура управления рисками в области биобезопасности должна концентрировать ресурсы на наиболее вероятных рисках и не ставить под угрозу развитие биологических наук.
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Так, например, идентификация опасностей и оценка уровней профессиональных рисков в Правительстве Челябинской области устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками и соответствующим процедурам управления. Однако в качестве опасностей для губернатора Челябинской области определены выполняемые работы (на персональном компьютере, работа с оргтехникой), командировки (передвижение на транспортном средстве), передвижение по административно-бытовому корпусу, аварийные ситуации (эвакуация при пожаре); уровень риска признан средним, по приемлемости - допустимым; корректирующие меры не требуются. Предлагаемые подходы к выявлению и установлению профессиональных рисков нельзя признать перспективными.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Так, например, идентификация опасностей и оценка уровней профессиональных рисков в Правительстве Челябинской области устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками и соответствующим процедурам управления. Однако в качестве опасностей для губернатора Челябинской области определены выполняемые работы (на персональном компьютере, работа с оргтехникой), командировки (передвижение на транспортном средстве), передвижение по административно-бытовому корпусу, аварийные ситуации (эвакуация при пожаре); уровень риска признан средним, по приемлемости - допустимым; корректирующие меры не требуются. Предлагаемые подходы к выявлению и установлению профессиональных рисков нельзя признать перспективными.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Срок, в который работодателю необходимо провести мероприятия по выявлению (идентификации) опасностей и оценке профессиональных рисков, нормативными правовыми актами не определен. Вместе с тем работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (ч. 3 ст. 214 ТК РФ, п. 25 Примерного положения, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н). Неосуществление работодателем мероприятий по выявлению (идентификации) опасностей и оценке профессиональных рисков может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Срок, в который работодателю необходимо провести мероприятия по выявлению (идентификации) опасностей и оценке профессиональных рисков, нормативными правовыми актами не определен. Вместе с тем работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (ч. 3 ст. 214 ТК РФ, п. 25 Примерного положения, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н). Неосуществление работодателем мероприятий по выявлению (идентификации) опасностей и оценке профессиональных рисков может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Готовое решение: Как оценить уровень профессиональных рисков в организации
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуется оценивать уровень профессиональных рисков для всех выявленных (идентифицированных) опасностей (п. 21 Примерного положения).
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуется оценивать уровень профессиональных рисков для всех выявленных (идентифицированных) опасностей (п. 21 Примерного положения).
Статья: Процедуры и документирование контроля рисков в коммерческих организациях: практический аспект
(Сафонова М.Ф., Тимошенко А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)В определении категории "риск" заложены вероятность возникновения опасности и серьезность ее последствий. В связи с этим можно воспользоваться методикой по идентификации опасностей, оценке рисков и определению мер управления разд. 4.2 ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков" с учетом предложенных ранее трех этапов действий: формулирование общей идеологической политики; установка единой методологической основы; унификация, автоматизация контрольных процедур <1>.
(Сафонова М.Ф., Тимошенко А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)В определении категории "риск" заложены вероятность возникновения опасности и серьезность ее последствий. В связи с этим можно воспользоваться методикой по идентификации опасностей, оценке рисков и определению мер управления разд. 4.2 ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков" с учетом предложенных ранее трех этапов действий: формулирование общей идеологической политики; установка единой методологической основы; унификация, автоматизация контрольных процедур <1>.
Готовое решение: Как проводить инструктажи по охране труда на рабочем месте
(КонсультантПлюс, 2025)обучение требованиям охраны труда в организации (у ИП), оказывающей услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках СОУТ и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов;
(КонсультантПлюс, 2025)обучение требованиям охраны труда в организации (у ИП), оказывающей услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках СОУТ и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов;