Хранение охотничьего оружия
Подборка наиболее важных документов по запросу Хранение охотничьего оружия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 20.8 "Нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием" КоАП РФ"Учитывая, что срок действия ранее выданных разрешений РОХа N, РОХа N, РОХа N на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему, и Лоа N лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны истек ДД.ММ.ГГГГ, и Д. с заявлением о продлении срока разрешений на хранение оружия в сроки, установленные законом, в соответствующие органы не обратился, следует согласиться с выводами мирового судьи о том, что действия Д., который фактически осуществлял незаконное хранение оружия при отсутствии разрешения на его хранение, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вопреки доводам жалобы оснований для переквалификации не имеется."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 222 "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов" УК РФ"Доводы стороны защиты о том, что огнестрельное оружие М.В. не хранил, поскольку эксперт самостоятельно собрал указанное в заключениях от 26.09.2022 и от 29.11.2022 оружие из частей гладкоствольного оружия, получили надлежащую проверку и оценку суда первой инстанции, с выводами которого соглашается суд апелляционной инстанции, учитывая также, что для квалификации действий за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 222 УК РФ, не имеет значения в разобранном состоянии или в сборе хранилось огнестрельное оружие, которому, как это следует из заключений экспертов, относится обрез охотничьего ружья, представленный в разобранном виде."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О передаче охотничьего оружия физическому лицу в целях охоты
(Дмитриев О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Есть, конечно, нюансы. Если срок в Акте окажется меньше разницы передачи и возврата в сутках или часах, то Пользователь в это время незаконно использовал оружие, собственником которого он не является <14>. Собственник же в этом случае формально не обеспечил условия сохранности и безопасности хранения охотничьего оружия, исключающие доступ к нему посторонних лиц <15>. Поэтому рекомендуем указывать срок использования с запасом по времени для непредвиденных обстоятельств.
(Дмитриев О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Есть, конечно, нюансы. Если срок в Акте окажется меньше разницы передачи и возврата в сутках или часах, то Пользователь в это время незаконно использовал оружие, собственником которого он не является <14>. Собственник же в этом случае формально не обеспечил условия сохранности и безопасности хранения охотничьего оружия, исключающие доступ к нему посторонних лиц <15>. Поэтому рекомендуем указывать срок использования с запасом по времени для непредвиденных обстоятельств.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Охотничье холодное клинковое и охотничье метательное стрелковое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, имеющие разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа на хранение и ношение охотничьего оружия. Охотничье холодное клинковое оружие регистрируется торговой организацией при продаже этого оружия в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Охотничье холодное клинковое и охотничье метательное стрелковое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, имеющие разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа на хранение и ношение охотничьего оружия. Охотничье холодное клинковое оружие регистрируется торговой организацией при продаже этого оружия в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Ситуация: Каковы правила хранения огнестрельного оружия и патронов физическими лицами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В данном материале рассматриваются правила хранения гражданского огнестрельного охотничьего оружия, спортивного оружия и оружия самообороны физическими лицами. Особенности хранения иных видов гражданского огнестрельного оружия физическими лицами в данном материале не рассматриваются.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В данном материале рассматриваются правила хранения гражданского огнестрельного охотничьего оружия, спортивного оружия и оружия самообороны физическими лицами. Особенности хранения иных видов гражданского огнестрельного оружия физическими лицами в данном материале не рассматриваются.
Статья: УАЗом по браконьеру: Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ не без повода усомнилась в законности и обоснованности приговора, постановленного мировым судьей по ч. 2 ст. 114 УК РФ в отношении егеря
(Колоколов Н.А.)
("Мировой судья", 2023, N 1)В рассматриваемый период времени государственный инспектор был наделен правом: а) проверки документов, подтверждающих право граждан на добычу охотничьих ресурсов (охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства)); б) осмотра орудий охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты, а также анализа и оценки способов охоты, применяемых при осуществлении охоты, проверки сроков охоты на соответствие срокам охоты, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) осмотра отловленных или отстрелянных диких животных, их мяса, пушнины и иной продукции; г) проверки соблюдения правил охоты, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативы биотехнических мероприятий, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормы пропускной способности охотничьих угодий), требований по использованию орудий охоты (огнестрельное, пневматическое и холодное клинковое оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование), используемых при осуществлении охоты, а также требований к проведению биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания <8>.
(Колоколов Н.А.)
("Мировой судья", 2023, N 1)В рассматриваемый период времени государственный инспектор был наделен правом: а) проверки документов, подтверждающих право граждан на добычу охотничьих ресурсов (охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства)); б) осмотра орудий охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты, а также анализа и оценки способов охоты, применяемых при осуществлении охоты, проверки сроков охоты на соответствие срокам охоты, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) осмотра отловленных или отстрелянных диких животных, их мяса, пушнины и иной продукции; г) проверки соблюдения правил охоты, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативы биотехнических мероприятий, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормы пропускной способности охотничьих угодий), требований по использованию орудий охоты (огнестрельное, пневматическое и холодное клинковое оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование), используемых при осуществлении охоты, а также требований к проведению биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания <8>.
Статья: Об интегративной взаимосвязи внесудебного и судебного разрешения административно-деликтных дел
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Например, в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <15> лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии при наличии грубого нарушения лицензионных требований и неисполнении вновь выданного предписания об устранении данных нарушений (п. п. 11, 12 ст. 20). Однако административное судопроизводство по административным делам об аннулировании лицензии в настоящее время в действующих процессуальных кодексах не регламентировано. Аналогичным образом можно вести речь о Федеральном законе "Об оружии" (ст. 26) <16>, а также о Приказе Росгвардии (п. 109) <17>, согласно которым предусмотрено направление лицензирующим органом заявления в суд об аннулировании лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия, выданных юридическому лицу, в случае неустранения допущенных им нарушений правил в сфере оборота оружия и патронов к нему в срок административного приостановления деятельности. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что вопрос об аннулировании лицензии, выданной юридическому лицу, как правило, рассматривается арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренного в АПК РФ <18>. Наряду с этим лицензии, выданные органами публичной администрации гражданам, могут быть аннулированы лицензирующим органом по решению суда общей юрисдикции о лишении специального права (п. 3 ст. 26 Федерального закона "Об оружии"), при обращении прокурора в суд с административным исковым заявлением. Суд в данном случае принимает решение по общим правилам административного искового производства в соответствии со ст. ст. 175 - 180 КАС РФ (например, решение об удовлетворении административного искового заявления прокурора о лишении гражданина специального права на приобретение, хранение и ношение охотничьего оружия, об аннулировании разрешения <19>). В данном случае интегративная взаимосвязь органа публичной администрации и судов заключается в том, что лицензирующий орган (орган публичной администрации), обеспечивает исполнение судебного решения об аннулировании выданных ранее им лицензии или разрешения.
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Например, в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <15> лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии при наличии грубого нарушения лицензионных требований и неисполнении вновь выданного предписания об устранении данных нарушений (п. п. 11, 12 ст. 20). Однако административное судопроизводство по административным делам об аннулировании лицензии в настоящее время в действующих процессуальных кодексах не регламентировано. Аналогичным образом можно вести речь о Федеральном законе "Об оружии" (ст. 26) <16>, а также о Приказе Росгвардии (п. 109) <17>, согласно которым предусмотрено направление лицензирующим органом заявления в суд об аннулировании лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия, выданных юридическому лицу, в случае неустранения допущенных им нарушений правил в сфере оборота оружия и патронов к нему в срок административного приостановления деятельности. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что вопрос об аннулировании лицензии, выданной юридическому лицу, как правило, рассматривается арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренного в АПК РФ <18>. Наряду с этим лицензии, выданные органами публичной администрации гражданам, могут быть аннулированы лицензирующим органом по решению суда общей юрисдикции о лишении специального права (п. 3 ст. 26 Федерального закона "Об оружии"), при обращении прокурора в суд с административным исковым заявлением. Суд в данном случае принимает решение по общим правилам административного искового производства в соответствии со ст. ст. 175 - 180 КАС РФ (например, решение об удовлетворении административного искового заявления прокурора о лишении гражданина специального права на приобретение, хранение и ношение охотничьего оружия, об аннулировании разрешения <19>). В данном случае интегративная взаимосвязь органа публичной администрации и судов заключается в том, что лицензирующий орган (орган публичной администрации), обеспечивает исполнение судебного решения об аннулировании выданных ранее им лицензии или разрешения.
Статья: Уголовная ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия
(Харламова А.А.)
("Мировой судья", 2024, N 3)Так, Л., являясь на основании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия и патронов к нему, выданного отделением лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Тыва, владельцем огнестрельного нарезного оружия, а именно охотничьего самозарядного карабина конструкции Симонова (ОП-СКС) калибра 7,62 мм, в нарушение правил хранения огнестрельного оружия оставил указанное оружие на кровати и вышел из дома. После этого несовершеннолетний сын Л. зашел в дом и увидел на кровати охотничий самозарядный карабин конструкции Симонова (ОП-СКС), принадлежащий отцу, и, воспользовавшись свободным доступом, взял в руки и произвел выстрел из данного карабина в область своего правого бедра, что повлекло тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Л. был признан виновным в небрежном хранении оружия, создавшем условия для его использования другим лицом и повлекшем иные тяжкие последствия <12>.
(Харламова А.А.)
("Мировой судья", 2024, N 3)Так, Л., являясь на основании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия и патронов к нему, выданного отделением лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Тыва, владельцем огнестрельного нарезного оружия, а именно охотничьего самозарядного карабина конструкции Симонова (ОП-СКС) калибра 7,62 мм, в нарушение правил хранения огнестрельного оружия оставил указанное оружие на кровати и вышел из дома. После этого несовершеннолетний сын Л. зашел в дом и увидел на кровати охотничий самозарядный карабин конструкции Симонова (ОП-СКС), принадлежащий отцу, и, воспользовавшись свободным доступом, взял в руки и произвел выстрел из данного карабина в область своего правого бедра, что повлекло тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Л. был признан виновным в небрежном хранении оружия, создавшем условия для его использования другим лицом и повлекшем иные тяжкие последствия <12>.
Ситуация: Каковы правила хранения холодного оружия физическими лицами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом охотничье холодное клинковое оружие приобретается гражданами РФ на основании разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия (в частности, огнестрельного) (ч. 6 ст. 9, ч. 12 ст. 13, ч. 1 ст. 22 Закона N 150-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом охотничье холодное клинковое оружие приобретается гражданами РФ на основании разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия (в частности, огнестрельного) (ч. 6 ст. 9, ч. 12 ст. 13, ч. 1 ст. 22 Закона N 150-ФЗ).
Ситуация: Каковы правила охоты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия (огнестрельного, пневматического, метательного стрелкового) - если это оружие используется при охоте (за исключением случаев, когда охотничье оружие передано гражданину в установленном законодательством об оружии порядке);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия (огнестрельного, пневматического, метательного стрелкового) - если это оружие используется при охоте (за исключением случаев, когда охотничье оружие передано гражданину в установленном законодательством об оружии порядке);