Хозяйствующий субъект это
Подборка наиболее важных документов по запросу Хозяйствующий субъект это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Финансовые услуги
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона... финансовая организация - это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона... финансовая организация - это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, он обоснованно применил вычеты по НДС, т.к. контрагенты являются действующими организациями, реальными и самостоятельными хозяйствующими субъектами, при этом нет доказательств наличия фактической аффилированности (взаимозависимости) с ним.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, он обоснованно применил вычеты по НДС, т.к. контрагенты являются действующими организациями, реальными и самостоятельными хозяйствующими субъектами, при этом нет доказательств наличия фактической аффилированности (взаимозависимости) с ним.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие "хозяйствующий субъект" в предпринимательском праве
(Кузнецов К.И.)
("Право и экономика", 2018, N 12)ПОНЯТИЕ "ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ" В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРАВЕ
(Кузнецов К.И.)
("Право и экономика", 2018, N 12)ПОНЯТИЕ "ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ" В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРАВЕ
Вопрос: Об НДС при оказании ООО услуг по изготовлению и поставке печатных СМИ казахстанскому хозяйствующему субъекту, если он размещает рекламные материалы ООО в этих СМИ.
(Письмо Минфина России от 28.07.2025 N 03-07-13/1/72762)Вопрос: ООО (юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ) и ТОО (юридическое лицо, не имеющее представительства в РФ и зарегистрированное на территории Республики Казахстан) намерены совершить внешнеторговую сделку, в результате которой ООО окажет для ТОО услуги по изготовлению печатной продукции (изготовит и поставит на территорию Казахстана печатные СМИ, принадлежащие ТОО), в свою очередь, ТОО окажет равноценную по стоимости услугу по размещению рекламных материалов ООО в указанных печатных СМИ.
(Письмо Минфина России от 28.07.2025 N 03-07-13/1/72762)Вопрос: ООО (юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ) и ТОО (юридическое лицо, не имеющее представительства в РФ и зарегистрированное на территории Республики Казахстан) намерены совершить внешнеторговую сделку, в результате которой ООО окажет для ТОО услуги по изготовлению печатной продукции (изготовит и поставит на территорию Казахстана печатные СМИ, принадлежащие ТОО), в свою очередь, ТОО окажет равноценную по стоимости услугу по размещению рекламных материалов ООО в указанных печатных СМИ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" либо осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" либо осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"6. Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 3, пунктов 5 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции его действие распространяется на хозяйствующих субъектов (российских и иностранных юридических лиц, включая некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность) при ведении экономической деятельности в качестве участников рынков.
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"6. Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 3, пунктов 5 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции его действие распространяется на хозяйствующих субъектов (российских и иностранных юридических лиц, включая некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность) при ведении экономической деятельности в качестве участников рынков.
Статья: Оценка и отражение в международной финансовой отчетности корпоративных действий: комбинированные инструменты
(Кузьмин А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)Эмиссионная деятельность является одной из базовых составляющих финансовой жизни хозяйствующего субъекта. В этом отношении конвертируемые облигации, являющиеся комбинированным финансовым инструментом, могут предоставить значительные преимущества корпорациям-эмитентам <1> [1, 2].
(Кузьмин А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)Эмиссионная деятельность является одной из базовых составляющих финансовой жизни хозяйствующего субъекта. В этом отношении конвертируемые облигации, являющиеся комбинированным финансовым инструментом, могут предоставить значительные преимущества корпорациям-эмитентам <1> [1, 2].
Статья: Совершенствование правового обеспечения лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов по утилизации отходов
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Увеличение отходов производства и потребления ставит перед государством и обществом задачи, направленные на развитие отрасли промышленности по обработке и утилизации отходов, привлечение в нее различных бизнес-структур. Одним из важных условий развития данной отрасли является создание эффективной системы правового обеспечения утилизации отходов. Текущее состояние правового регулирования утилизации отходов не в полной мере учитывает права и интересы хозяйствующих субъектов. Отчасти это обусловлено как отсутствием единообразных законодательных требований к "отходному" бизнесу, так и небесспорным механизмом лицензирования деятельности по утилизации отходов.
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Увеличение отходов производства и потребления ставит перед государством и обществом задачи, направленные на развитие отрасли промышленности по обработке и утилизации отходов, привлечение в нее различных бизнес-структур. Одним из важных условий развития данной отрасли является создание эффективной системы правового обеспечения утилизации отходов. Текущее состояние правового регулирования утилизации отходов не в полной мере учитывает права и интересы хозяйствующих субъектов. Отчасти это обусловлено как отсутствием единообразных законодательных требований к "отходному" бизнесу, так и небесспорным механизмом лицензирования деятельности по утилизации отходов.
Статья: Правовое регулирование группы лиц в условиях цифровой экономики
(Жариков А.А.)
("Юрист", 2021, N 7)Судебная практика демонстрирует подход, трактующий группу лиц на рынке в качестве единого хозяйствующего субъекта. Эта позиция нашла свое отражение в п. 5 ст. 2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (Приложение 19 к Договору о ЕАЭС). Одновременно судебная практика отрицает конкурентные отношения в пределах одного хозяйствующего субъекта. Следствием такого подхода является суммирование долей, входящих в одну группу лиц и действующих на одном товарном рынке, экономических субъектов, в том числе при определении доминирующего положения согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции. Все участники группы лиц независимо от положения в группе подпадают под действие антимонопольных запретов в силу рассмотрения группы лиц как единого хозяйствующего субъекта на рынке <7>.
(Жариков А.А.)
("Юрист", 2021, N 7)Судебная практика демонстрирует подход, трактующий группу лиц на рынке в качестве единого хозяйствующего субъекта. Эта позиция нашла свое отражение в п. 5 ст. 2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (Приложение 19 к Договору о ЕАЭС). Одновременно судебная практика отрицает конкурентные отношения в пределах одного хозяйствующего субъекта. Следствием такого подхода является суммирование долей, входящих в одну группу лиц и действующих на одном товарном рынке, экономических субъектов, в том числе при определении доминирующего положения согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции. Все участники группы лиц независимо от положения в группе подпадают под действие антимонопольных запретов в силу рассмотрения группы лиц как единого хозяйствующего субъекта на рынке <7>.
Статья: Теоретические и практические основы профессионального стандарта "Специалист по конкурентному праву": возможности применения
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)Стоит обратить внимание и на утверждение А.В. Молчанова о том, что нередко более года требуется выпускнику другой специальности, чтобы вникнуть в проблематику деятельности антимонопольного органа. При этом цена ошибки весьма высока: полномочия ведомства позволяют назначать высокие штрафы, применять другие существенные санкции к хозяйствующим субъектам. Это оказывает большое влияние на отраслевые рынки.
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)Стоит обратить внимание и на утверждение А.В. Молчанова о том, что нередко более года требуется выпускнику другой специальности, чтобы вникнуть в проблематику деятельности антимонопольного органа. При этом цена ошибки весьма высока: полномочия ведомства позволяют назначать высокие штрафы, применять другие существенные санкции к хозяйствующим субъектам. Это оказывает большое влияние на отраслевые рынки.
Статья: Правовые аспекты экономической зависимости хозяйствующих субъектов
(Белоусов А.Л.)
("Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД", 2024, N 2)В настоящее время актуальной задачей остается повышение качества регулирования отношений, связанных с квалификацией экономической зависимости между хозяйствующими субъектами. Это требует формирования соответствующего правового поля, в рамках которого будет выстроен четкий понятийный аппарат и определены критерии экономической зависимости между субъектами предпринимательской деятельности. В этой связи в рамках настоящего исследования рассмотрены ключевые правовые акты, в которых содержаться различные подходы к понятию и сущности отдельных видов экономической зависимости. Определена основная проблематика в регулировании данных отношений. Сделан вывод о необходимости дальнейшей проработки этого вопроса со стороны законодателя.
(Белоусов А.Л.)
("Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД", 2024, N 2)В настоящее время актуальной задачей остается повышение качества регулирования отношений, связанных с квалификацией экономической зависимости между хозяйствующими субъектами. Это требует формирования соответствующего правового поля, в рамках которого будет выстроен четкий понятийный аппарат и определены критерии экономической зависимости между субъектами предпринимательской деятельности. В этой связи в рамках настоящего исследования рассмотрены ключевые правовые акты, в которых содержаться различные подходы к понятию и сущности отдельных видов экономической зависимости. Определена основная проблематика в регулировании данных отношений. Сделан вывод о необходимости дальнейшей проработки этого вопроса со стороны законодателя.
Статья: Четыре типа хозяйствующих субъектов с позиций аудита
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)В статье предложено и обосновано выделение с позиций аудита четырех типов хозяйствующих субъектов: необязанные проходить ежегодные аудиторские проверки, субъекты обязательного аудита, общественно значимые организации и самые важные в социально-экономическом плане хозяйствующие субъекты. Дана оценка числа каждого из этих четырех типов. Описана ситуация с обязательным аудитом в ряде стран с развитой рыночной экономикой. Мотивировано введение в перспективе организаций малого бизнеса в число субъектов обязательного аудита. Аргументирована целесообразность законодательного выделения среди общественно значимых организаций таких хозяйствующих субъектов, которые должны проводить и обязательный анализ качества управления. Предложено выделение 50 - 100 организаций (банков, предприятий и т.п.), составляющих социально-экономический скелет народного хозяйства. Аргументировано и иллюстрировано более тщательное регулирование их деятельности, чем у остальных хозяйствующих субъектов.
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)В статье предложено и обосновано выделение с позиций аудита четырех типов хозяйствующих субъектов: необязанные проходить ежегодные аудиторские проверки, субъекты обязательного аудита, общественно значимые организации и самые важные в социально-экономическом плане хозяйствующие субъекты. Дана оценка числа каждого из этих четырех типов. Описана ситуация с обязательным аудитом в ряде стран с развитой рыночной экономикой. Мотивировано введение в перспективе организаций малого бизнеса в число субъектов обязательного аудита. Аргументирована целесообразность законодательного выделения среди общественно значимых организаций таких хозяйствующих субъектов, которые должны проводить и обязательный анализ качества управления. Предложено выделение 50 - 100 организаций (банков, предприятий и т.п.), составляющих социально-экономический скелет народного хозяйства. Аргументировано и иллюстрировано более тщательное регулирование их деятельности, чем у остальных хозяйствующих субъектов.
Статья: Проблемы обеспечения баланса интересов торговых сетей и производителей товаров как равноправных участников гражданских правоотношений
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Укрепление основ национальной продовольственной безопасности, активизация дополнительных мер поддержки интересов отечественных производителей и противодействие недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами - это те задачи, на решение которых были направлены внесенные изменения в Закон о торговле <13> и которые в то же время в силу динамичного развития торговых правоотношений не могут быть выполнены раз и навсегда. Вопреки ожиданиям при оценке влияния предпринятых законодательных мер фактически не обнаружено значимых преимуществ для производителей товаров по сравнению с сетями.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Укрепление основ национальной продовольственной безопасности, активизация дополнительных мер поддержки интересов отечественных производителей и противодействие недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами - это те задачи, на решение которых были направлены внесенные изменения в Закон о торговле <13> и которые в то же время в силу динамичного развития торговых правоотношений не могут быть выполнены раз и навсегда. Вопреки ожиданиям при оценке влияния предпринятых законодательных мер фактически не обнаружено значимых преимуществ для производителей товаров по сравнению с сетями.
Статья: Изменения и поправки, подготовленные в Налоговый кодекс РФ: администрирование, НДФЛ, налог на прибыль, взносы
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 10)Законопроектом предусмотрена оптимизация количества "нулевой" налоговой отчетности для хозяйствующих субъектов. Это означает, что единую (упрощенную) декларацию нужно будет сдавать один раз после того, как компания "обнулилась", - до 20-го числа, следующего за месяцем, в котором последний раз было движение на счетах в банках (в кассе организации) и в котором по декларируемым налогам последний раз были объекты налогообложения.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 10)Законопроектом предусмотрена оптимизация количества "нулевой" налоговой отчетности для хозяйствующих субъектов. Это означает, что единую (упрощенную) декларацию нужно будет сдавать один раз после того, как компания "обнулилась", - до 20-го числа, следующего за месяцем, в котором последний раз было движение на счетах в банках (в кассе организации) и в котором по декларируемым налогам последний раз были объекты налогообложения.
Статья: Модели внутреннего контроля: исторические трансформации и перспективы развития
(Сафонова М.Ф., Резниченко С.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Предмет. Эффективно функционирующая система внутреннего контроля - это гарант непрерывности деятельности хозяйствующего субъекта. Для более глубокого понимания методологии и перспектив развития моделей внутреннего контроля в России и за рубежом как гаранта экономической безопасности организаций, регионов и стран в целом требуется провести исторический экскурс его трансформации во взаимосвязи с глобальными изменениями в мировой экономике.
(Сафонова М.Ф., Резниченко С.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Предмет. Эффективно функционирующая система внутреннего контроля - это гарант непрерывности деятельности хозяйствующего субъекта. Для более глубокого понимания методологии и перспектив развития моделей внутреннего контроля в России и за рубежом как гаранта экономической безопасности организаций, регионов и стран в целом требуется провести исторический экскурс его трансформации во взаимосвязи с глобальными изменениями в мировой экономике.
Статья: Право на деловую репутацию как элемент правового статуса субъектов предпринимательской деятельности
(Незнамова А.А.)
("Юрист", 2023, N 12)Под субъектами предпринимательской деятельности следует понимать любых хозяйствующих субъектов: это индивидуальные предприниматели и юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие коммерческую деятельность, субъекты как малого, среднего, так и крупного бизнеса. Действительно, законодатель обозначает предпринимательских субъектов так же. Например, в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ <5> указывается, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся микропредприятия, малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели.
(Незнамова А.А.)
("Юрист", 2023, N 12)Под субъектами предпринимательской деятельности следует понимать любых хозяйствующих субъектов: это индивидуальные предприниматели и юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие коммерческую деятельность, субъекты как малого, среднего, так и крупного бизнеса. Действительно, законодатель обозначает предпринимательских субъектов так же. Например, в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ <5> указывается, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся микропредприятия, малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели.