Ходатайство в ФАС
Подборка наиболее важных документов по запросу Ходатайство в ФАС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Исполнение предписания ФАС России
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество с ограниченной ответственностью... обратилось... в арбитражный суд с заявлением... в котором просит признать недействительным определение Управления Федеральной антимонопольной службы... об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении сроков исполнения предписания...
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество с ограниченной ответственностью... обратилось... в арбитражный суд с заявлением... в котором просит признать недействительным определение Управления Федеральной антимонопольной службы... об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении сроков исполнения предписания...
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 104 "Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины" АПК РФ"В связи с отсутствием судебного акта о возвращении указанного платежа из федерального бюджета (справки арбитражного суда о возврате государственной пошлины), рассмотрев в судебном заседании ходатайство о зачете государственной пошлины в порядке, предусмотренном статьями 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отказала в его удовлетворении."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок получения коммерческой организацией предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок2.1. Подготовка и направление коммерческой организацией ходатайства о получении предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделки
Вопрос: Планируется подача ходатайства об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю ФАС России, нарочно. Часть документов также должна быть представлена в электронном виде. На каком материальном носителе следует представить данные: диске или флеш-карте?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения
Приказ ФАС РФ от 17.04.2008 N 129
(ред. от 20.04.2010)
"Об утверждении Формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 - 31 Федерального закона "О защите конкуренции"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.05.2008 N 11614)Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2008 г. N 11614
(ред. от 20.04.2010)
"Об утверждении Формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 - 31 Федерального закона "О защите конкуренции"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.05.2008 N 11614)Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2008 г. N 11614
Статья: Право на доступ к материалам дела и информации: от конституционного закрепления к общему принципу административного права
(Курындин П.А., Ревазов М.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В силу п. 3.82 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 339, установлено, что докладная записка, в которой описываются признаки нарушения антимонопольного законодательства, не подшивается в дело. Арбитражные суды поэтому не считают такой документ имеющим какое-либо влияние на права и свободы частного лица: "...по сути, записка, составленная специалистом-экспертом, является внутренней служебной перепиской между работником отдела контроля законодательства о защите конкуренции и его непосредственным руководителем - начальником этого отдела" <25>. Возможно, в данном деле, как описал суд, частный субъект смог неоднократно ознакомиться со всеми материалами дела. Однако в целом с таким выводом нельзя в полной мере согласиться, поскольку это как минимум акт, формирующий первоначальную позицию административного органа, квалификацию сложившихся отношений. Поэтому придание особой секретности не видится оправданным, хотя в этом Приказе установлено, что докладная записка не подшивается в материалы дела. При этом в административной практике Комиссия Федеральной антимонопольной службы удовлетворила ходатайство частного лица об ознакомлении в части ознакомления и осуществления фотосъемки, а также описями всех томов дела, которым присвоен гриф "для служебного пользования" <26>.
(Курындин П.А., Ревазов М.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В силу п. 3.82 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 339, установлено, что докладная записка, в которой описываются признаки нарушения антимонопольного законодательства, не подшивается в дело. Арбитражные суды поэтому не считают такой документ имеющим какое-либо влияние на права и свободы частного лица: "...по сути, записка, составленная специалистом-экспертом, является внутренней служебной перепиской между работником отдела контроля законодательства о защите конкуренции и его непосредственным руководителем - начальником этого отдела" <25>. Возможно, в данном деле, как описал суд, частный субъект смог неоднократно ознакомиться со всеми материалами дела. Однако в целом с таким выводом нельзя в полной мере согласиться, поскольку это как минимум акт, формирующий первоначальную позицию административного органа, квалификацию сложившихся отношений. Поэтому придание особой секретности не видится оправданным, хотя в этом Приказе установлено, что докладная записка не подшивается в материалы дела. При этом в административной практике Комиссия Федеральной антимонопольной службы удовлетворила ходатайство частного лица об ознакомлении в части ознакомления и осуществления фотосъемки, а также описями всех томов дела, которым присвоен гриф "для служебного пользования" <26>.
Статья: Цифровые экосистемы: необходимость и содержание законодательного регулирования
(Бурова А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Ярким примером может являться контроль Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России) за совершаемыми владельцами экосистем сделками слияния и поглощения. Известно, что в августе 2022 г. ФАС России одобрила сделки по приобретению экосистемой Яндекс сервиса Delivery Club, а экосистемой VK - новостного агрегатора "Новости" и рекомендательной платформы "Дзен" на основании поданных компаниями ходатайств. Одновременно ФАС России выдала предписания: холдингу Яндекс - о недопустимости установления каких-либо преимуществ для ресторанов и доставщиков, использующих сервис Яндекс.Еда по отношению к другим агрегаторам заказов; холдингу VK - о необходимости запрашивать согласия на обработку персональных данных пользователей отдельно для каждого сервиса <5>.
(Бурова А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Ярким примером может являться контроль Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России) за совершаемыми владельцами экосистем сделками слияния и поглощения. Известно, что в августе 2022 г. ФАС России одобрила сделки по приобретению экосистемой Яндекс сервиса Delivery Club, а экосистемой VK - новостного агрегатора "Новости" и рекомендательной платформы "Дзен" на основании поданных компаниями ходатайств. Одновременно ФАС России выдала предписания: холдингу Яндекс - о недопустимости установления каких-либо преимуществ для ресторанов и доставщиков, использующих сервис Яндекс.Еда по отношению к другим агрегаторам заказов; холдингу VK - о необходимости запрашивать согласия на обработку персональных данных пользователей отдельно для каждого сервиса <5>.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Нередко оспаривается наложение штрафа за непредставление ходатайства в ФАС России о приобретении доли (в порядке предварительного согласования). При рассмотрении данных споров суды исходят из того, что даже в случаях, когда сделка не нарушает конкурентную среду, но сам факт нарушения - пренебрежительное отношение общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, - нарушает публичный режим общественных отношений в сфере антимонопольного законодательства, что влечет за собой безусловное наложение штрафа <1>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Нередко оспаривается наложение штрафа за непредставление ходатайства в ФАС России о приобретении доли (в порядке предварительного согласования). При рассмотрении данных споров суды исходят из того, что даже в случаях, когда сделка не нарушает конкурентную среду, но сам факт нарушения - пренебрежительное отношение общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, - нарушает публичный режим общественных отношений в сфере антимонопольного законодательства, что влечет за собой безусловное наложение штрафа <1>.
Готовое решение: Кто и в каком порядке осуществляет контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В рамках контроля в сфере закупок продление срока исполнения предписаний не предусмотрено ни Законом N 44-ФЗ, ни Правилами N 1567. Исключение - предписания, выданные в рамках контроля гособоронзаказа. Срок их исполнения может быть продлен комиссией не более чем на сто восемьдесят календарных дней по мотивированному ходатайству (п. 2.154 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 02.12.2015 N 1197/15).
(КонсультантПлюс, 2025)В рамках контроля в сфере закупок продление срока исполнения предписаний не предусмотрено ни Законом N 44-ФЗ, ни Правилами N 1567. Исключение - предписания, выданные в рамках контроля гособоронзаказа. Срок их исполнения может быть продлен комиссией не более чем на сто восемьдесят календарных дней по мотивированному ходатайству (п. 2.154 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 02.12.2015 N 1197/15).
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)По заявлению лиц, участвующих в заявленных в ходатайстве сделке, ином действии, либо по собственной инициативе ФАС назначает очное рассмотрение ходатайства. Указанные лица вправе представлять пояснения, доказательства и приводить доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах ходатайства.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)По заявлению лиц, участвующих в заявленных в ходатайстве сделке, ином действии, либо по собственной инициативе ФАС назначает очное рассмотрение ходатайства. Указанные лица вправе представлять пояснения, доказательства и приводить доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах ходатайства.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Так, в рамках рассмотрения ходатайства ФАС России пришел к выводу о том, что планируемая сделка создает существенные риски ограничения конкуренции за счет создания новых и усиления существующих барьеров входа на агротехнологические рынки, объединяющие рынки высокотехнологического семенного материала, средств защиты растений и цифровых решений для сельского хозяйства, а также существенные риски увеличения вероятности злоупотребления объединенной компанией своей рыночной властью на этих рынках и заключения антиконкурентных соглашений (совершение ограничивающих конкуренцию совместных действий) объединенной компанией и ее ближайшими конкурентами, формирующих глобальную олигополию на этих рынках.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Так, в рамках рассмотрения ходатайства ФАС России пришел к выводу о том, что планируемая сделка создает существенные риски ограничения конкуренции за счет создания новых и усиления существующих барьеров входа на агротехнологические рынки, объединяющие рынки высокотехнологического семенного материала, средств защиты растений и цифровых решений для сельского хозяйства, а также существенные риски увеличения вероятности злоупотребления объединенной компанией своей рыночной властью на этих рынках и заключения антиконкурентных соглашений (совершение ограничивающих конкуренцию совместных действий) объединенной компанией и ее ближайшими конкурентами, формирующих глобальную олигополию на этих рынках.
Статья: Пятый антимонопольный пакет: научно-практический комментарий новелл
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Закон", 2024, N 7)Вместе с тем вызывает опасения предоставление эксперту доступа к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также к материалам рассматриваемого ФАС ходатайства, которые могут содержать коммерческую тайну, исключительно с письменного разрешения антимонопольного органа. Полагаем, что этот подход не защищает в полном объеме интересы лица, передавшего ФАС сведения, составляющие охраняемую законом тайну, даже несмотря на то, что в соответствии с законом такие сведения передаются эксперту только при условии дачи им письменного обязательства о неразглашении.
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Закон", 2024, N 7)Вместе с тем вызывает опасения предоставление эксперту доступа к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также к материалам рассматриваемого ФАС ходатайства, которые могут содержать коммерческую тайну, исключительно с письменного разрешения антимонопольного органа. Полагаем, что этот подход не защищает в полном объеме интересы лица, передавшего ФАС сведения, составляющие охраняемую законом тайну, даже несмотря на то, что в соответствии с законом такие сведения передаются эксперту только при условии дачи им письменного обязательства о неразглашении.