Группа лиц антимонопольное
Подборка наиболее важных документов по запросу Группа лиц антимонопольное (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Группа лиц" Федерального закона "О защите конкуренции""По смыслу данной нормы для целей применения антимонопольных запретов группа лиц рассматривается как один участник рынка."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9 "Группа лиц" Федерального закона "О защите конкуренции""По смыслу данной нормы для целей применения антимонопольных запретов группа лиц рассматривается как один участник рынка. Если иное не установлено специальными положениями Закона о защите конкуренции, не вытекает из характера связей участников группы и не противоречит существу соответствующего антимонопольного запрета, то при установлении нарушений антимонопольного законодательства следует исходить из оценки допустимости поведения действующей в общем экономическом интересе группы лиц в отношении третьих лиц (иных участников рынка)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Исключение антимонопольного иммунитета на подконтрольную группу лиц при заключении картеля на торгах
(Радионов Г.Г.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)"Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3
(Радионов Г.Г.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)"Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3
Вопрос: По вопросам осуществления расчета суммарной выручки от реализации товаров и определения группы лиц в отношении паевого инвестиционного фонда для целей определения необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)На фоне дискуссии о наличии интереса у юридического лица, которая была описана выше, еще более остро стоит вопрос о возможности существования определенного интереса корпоративной группы, которая сама по себе не является юридическим лицом. В этой связи стоит отметить, что в российской юридической литературе весьма активно обсуждается вопрос о наличии полной или частичной правоспособности корпоративных групп (предпринимательских объединений) <1>. Представляется, что уже сама постановка вопроса о правоспособности группы предполагает наличие общего модуса поведения всех участников группы, объединенных общим интересом. Весьма ярко это подчеркнуто в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 года N 2, где говорится, что для целей применения антимонопольных запретов группа лиц рассматривается как один участник рынка. По общему правилу при установлении нарушений антимонопольного законодательства следует исходить из оценки допустимости поведения действующей в общем экономическом интересе группы лиц в отношении третьих лиц (иных участников рынка) <2>. Таким образом, интерес корпоративной группы может быть выявлен при противопоставлении группы всем остальным участникам экономической деятельности, которые не входят в состав группы. При этом корпоративная группа также может описываться экономическими характеристиками (показателями), необходимыми для оценки улучшения или ухудшения ее положения.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)На фоне дискуссии о наличии интереса у юридического лица, которая была описана выше, еще более остро стоит вопрос о возможности существования определенного интереса корпоративной группы, которая сама по себе не является юридическим лицом. В этой связи стоит отметить, что в российской юридической литературе весьма активно обсуждается вопрос о наличии полной или частичной правоспособности корпоративных групп (предпринимательских объединений) <1>. Представляется, что уже сама постановка вопроса о правоспособности группы предполагает наличие общего модуса поведения всех участников группы, объединенных общим интересом. Весьма ярко это подчеркнуто в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 года N 2, где говорится, что для целей применения антимонопольных запретов группа лиц рассматривается как один участник рынка. По общему правилу при установлении нарушений антимонопольного законодательства следует исходить из оценки допустимости поведения действующей в общем экономическом интересе группы лиц в отношении третьих лиц (иных участников рынка) <2>. Таким образом, интерес корпоративной группы может быть выявлен при противопоставлении группы всем остальным участникам экономической деятельности, которые не входят в состав группы. При этом корпоративная группа также может описываться экономическими характеристиками (показателями), необходимыми для оценки улучшения или ухудшения ее положения.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)1) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом в антимонопольный орган в утвержденной форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)1) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом в антимонопольный орган в утвержденной форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Таким образом, если любое физическое или юридическое лицо приобретает <6> право распоряжаться более чем 25% акций общества, и при этом размеры активов приобретателя и объекта экономической концентрации с учетом их групп лиц превышают пороговые значения, установленные в ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, и до этого соответствующим пакетом акций это лицо не распоряжалось, то независимо от того, входит ли приобретатель и (или) приобретаемое лицо в одну группу лиц, такая сделка требует предварительного согласования с антимонопольными органами <7>.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Таким образом, если любое физическое или юридическое лицо приобретает <6> право распоряжаться более чем 25% акций общества, и при этом размеры активов приобретателя и объекта экономической концентрации с учетом их групп лиц превышают пороговые значения, установленные в ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, и до этого соответствующим пакетом акций это лицо не распоряжалось, то независимо от того, входит ли приобретатель и (или) приобретаемое лицо в одну группу лиц, такая сделка требует предварительного согласования с антимонопольными органами <7>.
Статья: О статусе группы лиц в конкурентном праве
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)М.А. Егорова и Д.А. Петров указывали на то, что применительно к группе лиц законодатель не наделяет ее правосубъектностью. А в тех немногих судебных актах, в которых предприняты попытки определить синергетический эффект от поведения в составе группы лиц, превалирует позиция, согласно которой группой лиц является совокупность хозяйствующих субъектов, действующих на определенном товарном рынке в едином экономическом интересе и в силу особых связей (имущественных, родственных, управленческих, договорных и иных) способных оказать влияние на состояние конкуренции на товарном рынке [4, с. 303]. Следствием такого подхода является установление для группы лиц правового режима единого хозяйствующего субъекта, что хотя и лишает смысла конкуренцию внутри такого образования, но не исключает ее полностью. Авторы указывают, что, хотя группа лиц на рынке действует совместно и единообразно, но доктринальным признаком группы лиц признается отсутствие ее общей правосубъектности. Фактически собственная автономная правосубъектность всех участников группы подчиняется единому интересу, что означает аффилированность, или связанность, в смысле гражданского законодательства и собственно понятие "группа лиц" в антимонопольном законодательстве.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)М.А. Егорова и Д.А. Петров указывали на то, что применительно к группе лиц законодатель не наделяет ее правосубъектностью. А в тех немногих судебных актах, в которых предприняты попытки определить синергетический эффект от поведения в составе группы лиц, превалирует позиция, согласно которой группой лиц является совокупность хозяйствующих субъектов, действующих на определенном товарном рынке в едином экономическом интересе и в силу особых связей (имущественных, родственных, управленческих, договорных и иных) способных оказать влияние на состояние конкуренции на товарном рынке [4, с. 303]. Следствием такого подхода является установление для группы лиц правового режима единого хозяйствующего субъекта, что хотя и лишает смысла конкуренцию внутри такого образования, но не исключает ее полностью. Авторы указывают, что, хотя группа лиц на рынке действует совместно и единообразно, но доктринальным признаком группы лиц признается отсутствие ее общей правосубъектности. Фактически собственная автономная правосубъектность всех участников группы подчиняется единому интересу, что означает аффилированность, или связанность, в смысле гражданского законодательства и собственно понятие "группа лиц" в антимонопольном законодательстве.
Статья: Правовая регламентация группы лиц как единого хозяйствующего субъекта по законодательству России
(Паращук С.А.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)<7> См.: Раевская Т.С. Правовое регулирование отношений зависимости между юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и Англией: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 110; Олейникова О.А. О соотношении понятий "аффилированные лица" и "группа лиц" в антимонопольном законодательстве // Юрист. 2016. N 20. С. 42 - 46.
(Паращук С.А.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)<7> См.: Раевская Т.С. Правовое регулирование отношений зависимости между юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и Англией: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 110; Олейникова О.А. О соотношении понятий "аффилированные лица" и "группа лиц" в антимонопольном законодательстве // Юрист. 2016. N 20. С. 42 - 46.
Статья: Комментарий к Постановлению КС РФ от 30.03.2023 N 12-П
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Минимальный размер штрафа (1/10 НМЦК, но не более 1/25 совокупного размера выручки от реализации и не менее 100 000 руб.) возможен, если юридическое лицо (группа лиц) добровольно заявило в антимонопольный орган о заключении картельного соглашения либо об осуществлении недопустимых согласованных действий и в совокупности выполнило следующие условия (примечание 5 к ст. 14.32 КоАП РФ):
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Минимальный размер штрафа (1/10 НМЦК, но не более 1/25 совокупного размера выручки от реализации и не менее 100 000 руб.) возможен, если юридическое лицо (группа лиц) добровольно заявило в антимонопольный орган о заключении картельного соглашения либо об осуществлении недопустимых согласованных действий и в совокупности выполнило следующие условия (примечание 5 к ст. 14.32 КоАП РФ):
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- отнесение управляющей организации и управляемого общества к группе лиц ограничения, установленные антимонопольным законодательством для группы лиц.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- отнесение управляющей организации и управляемого общества к группе лиц ограничения, установленные антимонопольным законодательством для группы лиц.