Группа государств против коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Группа государств против коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие легализации коррупционных доходов: сравнительно-правовой анализ опыта России и Армении
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Параллельно реализуется Антикоррупционная стратегия <14>, направленная на выявление и предотвращение коррупционных преступлений, а также повышение транспарентности государственных институтов. Важными элементами стратегии являются совершенствование системы декларирования доходов и активов должностных лиц, улучшение работы механизмов уголовного преследования за коррупционные правонарушения и развитие институтов общественного контроля. Особое внимание уделяется реформированию антикоррупционных органов, внедрению механизмов проверки соответствия расходов должностных лиц их официальным доходам, а также международному сотрудничеству в рамках Группы государств против коррупции (далее - ГРЕКО) <15> и Конвенции ООН против коррупции.
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Параллельно реализуется Антикоррупционная стратегия <14>, направленная на выявление и предотвращение коррупционных преступлений, а также повышение транспарентности государственных институтов. Важными элементами стратегии являются совершенствование системы декларирования доходов и активов должностных лиц, улучшение работы механизмов уголовного преследования за коррупционные правонарушения и развитие институтов общественного контроля. Особое внимание уделяется реформированию антикоррупционных органов, внедрению механизмов проверки соответствия расходов должностных лиц их официальным доходам, а также международному сотрудничеству в рамках Группы государств против коррупции (далее - ГРЕКО) <15> и Конвенции ООН против коррупции.
Статья: Международный контроль в сфере противодействия коррупции: вчера, сегодня, завтра
(Спиридонов А.П., Мурашкин И.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 2)Следующим механизмом, предусматривающим международный контроль в сфере противодействия коррупции, стала деятельность созданной в 1999 г. Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), направленная на обеспечение исполнения положения Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 2009. Сентябрь. N 9) (далее - Конвенция СЕ), которая ратифицирована Российской Федерацией в 2006 г. (Федеральный закон от 25.07.2006 N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" // Российская газета. 28.07.2006. N 164), а официально вступила Россия в международную организацию 01.02.2007. Деятельность Российской Федерации была подвергнута Оценочным процедурам Оценочных раундов, которые продлились вплоть до 2021 года. Высшие органы государственной власти Российской Федерации активно включились в работу по реализации рекомендаций ГРЕКО (Указ Президента Российской Федерации от 03.02.2007 N 129 "Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года" // Текст Указа официально опубликован не был. СПС "Гарант" (дата обращения: 24.12.2023)), главенствующая роль в которой отводилась органам прокуратуры РФ (Приказ Генерального прокурора РФ от 26 августа 2009 года N 282 "Об организации работы по реализации рекомендаций Группы государств против коррупции" // Текст Приказа официально опубликован не был. СПС "Гарант" (дата обращения: 24.12.2023)). В целом эта работа благоприятно повлияла на создание правовых механизмов противодействия коррупции в Российской Федерации. В частности, в рамках выполнения указанных рекомендаций был принят пакет федеральных законов (Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. N 52 (часть I). Ст. 6228; Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // Собрание законодательства РФ. 20.07.2009. N 29. Ст. 3609; Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" // Собрание законодательства РФ. 10.12.2012. N 50 (часть IV). Ст. 6953), подзаконных нормативных и локальных правовых актов. Однако политизированность подходов руководящих структур Евросоюза и ГРЕКО сделала невозможным дальнейшее участие Российской Федерации в работе данной международной организации (Федеральный закон от 28.02.2023 N 42-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" // Собрание законодательства РФ. 06.03.2023. N 10. Ст. 1565; Сообщение МИД РФ от 04.07.2023 // Собрание законодательства РФ. 11.09.2023. N 35. Ст. 6808).
(Спиридонов А.П., Мурашкин И.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 2)Следующим механизмом, предусматривающим международный контроль в сфере противодействия коррупции, стала деятельность созданной в 1999 г. Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), направленная на обеспечение исполнения положения Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 2009. Сентябрь. N 9) (далее - Конвенция СЕ), которая ратифицирована Российской Федерацией в 2006 г. (Федеральный закон от 25.07.2006 N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" // Российская газета. 28.07.2006. N 164), а официально вступила Россия в международную организацию 01.02.2007. Деятельность Российской Федерации была подвергнута Оценочным процедурам Оценочных раундов, которые продлились вплоть до 2021 года. Высшие органы государственной власти Российской Федерации активно включились в работу по реализации рекомендаций ГРЕКО (Указ Президента Российской Федерации от 03.02.2007 N 129 "Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года" // Текст Указа официально опубликован не был. СПС "Гарант" (дата обращения: 24.12.2023)), главенствующая роль в которой отводилась органам прокуратуры РФ (Приказ Генерального прокурора РФ от 26 августа 2009 года N 282 "Об организации работы по реализации рекомендаций Группы государств против коррупции" // Текст Приказа официально опубликован не был. СПС "Гарант" (дата обращения: 24.12.2023)). В целом эта работа благоприятно повлияла на создание правовых механизмов противодействия коррупции в Российской Федерации. В частности, в рамках выполнения указанных рекомендаций был принят пакет федеральных законов (Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. N 52 (часть I). Ст. 6228; Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // Собрание законодательства РФ. 20.07.2009. N 29. Ст. 3609; Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" // Собрание законодательства РФ. 10.12.2012. N 50 (часть IV). Ст. 6953), подзаконных нормативных и локальных правовых актов. Однако политизированность подходов руководящих структур Евросоюза и ГРЕКО сделала невозможным дальнейшее участие Российской Федерации в работе данной международной организации (Федеральный закон от 28.02.2023 N 42-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" // Собрание законодательства РФ. 06.03.2023. N 10. Ст. 1565; Сообщение МИД РФ от 04.07.2023 // Собрание законодательства РФ. 11.09.2023. N 35. Ст. 6808).
Нормативные акты
"Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию"
(заключена в г. Страсбурге 27.01.1999)учитывая принятие Комитетом министров на его 102-й сессии 4 мая 1998 года резолюции (98) 7, в которой было поручено разработать частичное и расширенное соглашение о создании Группы государств против коррупции (ГРЕКО) с целью расширения возможностей ее членов в борьбе с коррупцией путем осуществления наблюдения за выполнением их обязательств в этой области,
(заключена в г. Страсбурге 27.01.1999)учитывая принятие Комитетом министров на его 102-й сессии 4 мая 1998 года резолюции (98) 7, в которой было поручено разработать частичное и расширенное соглашение о создании Группы государств против коррупции (ГРЕКО) с целью расширения возможностей ее членов в борьбе с коррупцией путем осуществления наблюдения за выполнением их обязательств в этой области,
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"а) подготовить с участием Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и до 10 декабря 2021 г. представить предложения по детализации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаемых в сети "Интернет", с учетом рекомендаций Группы государств против коррупции;
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"а) подготовить с участием Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и до 10 декабря 2021 г. представить предложения по детализации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаемых в сети "Интернет", с учетом рекомендаций Группы государств против коррупции;
Статья: Незаконный состав суда как основание отмены приговора суда в апелляционном порядке
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2022, N 3)На рассматриваемое обстоятельство было обращено внимание международной организацией - Группой государств против коррупции (ГРЕКО), которая рекомендовала предоставить возможность обжаловать решения, отклоняющие заявление об отводе, в качестве вопроса, отдельного от предмета рассмотрения уголовного дела, позволяя достигнуть равновесия между интересами сторон и исключением необоснованной задержки при отправлении правосудия (подп. 195, 196 Четвертого раунда оценки в отношении РФ): "Для формирования единообразной практики при решении вопроса о заявленных отводах и обеспечения объективности при их рассмотрении необходимо распространить практику по рассмотрению заявлений об отводах не самим судьей, а председателем данного суда, его заместителем или председателем судебного состава" <4>.
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2022, N 3)На рассматриваемое обстоятельство было обращено внимание международной организацией - Группой государств против коррупции (ГРЕКО), которая рекомендовала предоставить возможность обжаловать решения, отклоняющие заявление об отводе, в качестве вопроса, отдельного от предмета рассмотрения уголовного дела, позволяя достигнуть равновесия между интересами сторон и исключением необоснованной задержки при отправлении правосудия (подп. 195, 196 Четвертого раунда оценки в отношении РФ): "Для формирования единообразной практики при решении вопроса о заявленных отводах и обеспечения объективности при их рассмотрении необходимо распространить практику по рассмотрению заявлений об отводах не самим судьей, а председателем данного суда, его заместителем или председателем судебного состава" <4>.
Статья: Основные этапы развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)<14> 1 февраля 2007 г. Российская Федерация вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО) и сразу пошла по пути имплементации положений указанных Конвенций на основе 26 рекомендаций ГРЕКО.
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)<14> 1 февраля 2007 г. Российская Федерация вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО) и сразу пошла по пути имплементации положений указанных Конвенций на основе 26 рекомендаций ГРЕКО.
Статья: Ехал ГРЕКО через реку... О введении уголовной ответственности арбитров за преступления коррупционной направленности
(Гребельский А.В.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4)Во исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации перед Группой государств против коррупции (ГРЕКО) в ноябре 2020 г. вступили в силу поправки к Уголовному кодексу РФ, устанавливающие ответственность за подкуп арбитра (третейского судьи). Вновь введенная статья 200.7 предусматривает максимальную санкцию в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет с выплатой штрафа в размере до девяностократной суммы подкупа и с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет. Чтобы понять, насколько адекватны меры, принятые отечественным законодателем, в настоящей работе анализируется правовое регулирование, посвященное уголовной ответственности арбитров в зарубежных странах, и предлагаются аргументы "за" и "против" такой ответственности. В заключение обосновывается необходимость принятия дополнительных гарантий, направленных на защиту целостности арбитража, в связи с возможным недобросовестным использованием участниками третейских разбирательств антикоррупционной новеллы.
(Гребельский А.В.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4)Во исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации перед Группой государств против коррупции (ГРЕКО) в ноябре 2020 г. вступили в силу поправки к Уголовному кодексу РФ, устанавливающие ответственность за подкуп арбитра (третейского судьи). Вновь введенная статья 200.7 предусматривает максимальную санкцию в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет с выплатой штрафа в размере до девяностократной суммы подкупа и с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет. Чтобы понять, насколько адекватны меры, принятые отечественным законодателем, в настоящей работе анализируется правовое регулирование, посвященное уголовной ответственности арбитров в зарубежных странах, и предлагаются аргументы "за" и "против" такой ответственности. В заключение обосновывается необходимость принятия дополнительных гарантий, направленных на защиту целостности арбитража, в связи с возможным недобросовестным использованием участниками третейских разбирательств антикоррупционной новеллы.
Статья: Уголовная статья о подкупе арбитра - необходимость или преждевременная мера?
(Гераков Р.В.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)<3> Проект Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию", подготовленный в целях реализации рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО): https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_glskfoyufo/activity/combatmg-corruption/expertise/npa?item=49811764 (дата посещения - 20.08.2022); Генпрокуратура предлагает сажать за подкуп третейских судей // РИА "Новости": https://ria.ru/20140602/1010333806.html (дата посещения - 20.08.2022).
(Гераков Р.В.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)<3> Проект Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию", подготовленный в целях реализации рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО): https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_glskfoyufo/activity/combatmg-corruption/expertise/npa?item=49811764 (дата посещения - 20.08.2022); Генпрокуратура предлагает сажать за подкуп третейских судей // РИА "Новости": https://ria.ru/20140602/1010333806.html (дата посещения - 20.08.2022).
Статья: Международные аспекты противодействия коррупции и достижение целей устойчивого развития
(Буй Ши Нам, Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Прошло совсем немного времени, за которое российское законодательство имплементировало основные положения международных, в том числе европейских, антикоррупционных соглашений в свою правовую систему, был создан национальный механизм противодействия коррупции. Однако Россия была вынуждена прекратить участие в работе Группы государств против коррупции (ГРЕКО) ввиду дискриминационного отношения к ее представителям, обусловленного политическими мотивами. В результате Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. была денонсирована.
(Буй Ши Нам, Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Прошло совсем немного времени, за которое российское законодательство имплементировало основные положения международных, в том числе европейских, антикоррупционных соглашений в свою правовую систему, был создан национальный механизм противодействия коррупции. Однако Россия была вынуждена прекратить участие в работе Группы государств против коррупции (ГРЕКО) ввиду дискриминационного отношения к ее представителям, обусловленного политическими мотивами. В результате Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. была денонсирована.
Статья: Парламент в странах ближнего зарубежья
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Важность ограничения депутатского иммунитета в деле борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти отмечена в позиции групп государств против коррупции (GRECO - Органа Совета Европы по антикоррупционному мониторингу), которая в своих решениях неоднократно рекомендовала бывшим странам СССР ограничить действие депутатской неприкосновенности в отношении коррупционных преступлений (Россия, Украина, Молдова).
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Важность ограничения депутатского иммунитета в деле борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти отмечена в позиции групп государств против коррупции (GRECO - Органа Совета Европы по антикоррупционному мониторингу), которая в своих решениях неоднократно рекомендовала бывшим странам СССР ограничить действие депутатской неприкосновенности в отношении коррупционных преступлений (Россия, Украина, Молдова).