Гражданско-Правовая ответственность в закупках
Подборка наиболее важных документов по запросу Гражданско-Правовая ответственность в закупках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)"Вестник арбитражной практики", 2021, N 5
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)"Вестник арбитражной практики", 2021, N 5
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Специфика возмещения убытков участниками контрактной системы
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)В правоотношениях по государственным закупкам гражданско-правовая ответственность имеет ряд специфических особенностей, обусловленных прежде всего правовой природой государственного контракта. К числу таких особенностей можно отнести: более детальное регулирование условий, мер и объема ответственности; возможность применения мер ответственности еще до заключения контракта (т.н. преддоговорная ответственность); применение в дополнение к имеющимся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) специальных санкций за правонарушения (например, внесение в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП); сочетание гражданско-правовой и административной ответственности.
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)В правоотношениях по государственным закупкам гражданско-правовая ответственность имеет ряд специфических особенностей, обусловленных прежде всего правовой природой государственного контракта. К числу таких особенностей можно отнести: более детальное регулирование условий, мер и объема ответственности; возможность применения мер ответственности еще до заключения контракта (т.н. преддоговорная ответственность); применение в дополнение к имеющимся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) специальных санкций за правонарушения (например, внесение в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП); сочетание гражданско-правовой и административной ответственности.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)За совершение коррупционных нарушений, в том числе в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ, сотрудники заказчика, равно как и иных организаций - участников закупочного процесса, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность (ч. 1 ст. 13 Закона о противодействии коррупции).
(КонсультантПлюс, 2025)За совершение коррупционных нарушений, в том числе в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ, сотрудники заказчика, равно как и иных организаций - участников закупочного процесса, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность (ч. 1 ст. 13 Закона о противодействии коррупции).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Государство в рамках своих позитивных обязанностей вырабатывает разные меры по борьбе с недобросовестностью. В частности, с целью обеспечения защиты прав и законных интересов участников закупок Федеральная антимонопольная служба России с 2011 г. ведет в порядке, установленном Правительством РФ, публичные реестры недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) <1>, предусмотренные ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2> (далее - Закон N 223-ФЗ) и ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Закон N 44-ФЗ). Законодательство выделяет три ситуации недобросовестного поведения участника торгов, которые являются основанием для его включения в реестр недобросовестных поставщиков: 1) уклонение победителя торгов от заключения договора; 2) уклонение единственного участника торгов от заключения контракта; 3) расторжение заказчиком контракта, если поставщик не выполняет его после подписания или выполняет недобросовестно, т.е. в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Включение поставщика в такой реестр может являться основанием для его последующего недопущения к участию в торгах, так как согласно п. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и п. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик услуг (работ) вправе установить одним из требований к участнику закупки отсутствие его в реестре недобросовестных поставщиков. Однажды допущенное хозяйствующим субъектом недобросовестное поведение лишает его возможности на два года вести коммерческую деятельность посредством участия в торгах. Более того, ФАС России разработал целый ряд экономических механизмов, применяемых в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок, которые, кроме привлечения заказчиком поставщика к гражданско-правовой ответственности, позволяют реализовать "принцип неотвратимости наказания недобросовестного поставщика за неисполнение им условий договора" <4>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Государство в рамках своих позитивных обязанностей вырабатывает разные меры по борьбе с недобросовестностью. В частности, с целью обеспечения защиты прав и законных интересов участников закупок Федеральная антимонопольная служба России с 2011 г. ведет в порядке, установленном Правительством РФ, публичные реестры недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) <1>, предусмотренные ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2> (далее - Закон N 223-ФЗ) и ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Закон N 44-ФЗ). Законодательство выделяет три ситуации недобросовестного поведения участника торгов, которые являются основанием для его включения в реестр недобросовестных поставщиков: 1) уклонение победителя торгов от заключения договора; 2) уклонение единственного участника торгов от заключения контракта; 3) расторжение заказчиком контракта, если поставщик не выполняет его после подписания или выполняет недобросовестно, т.е. в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Включение поставщика в такой реестр может являться основанием для его последующего недопущения к участию в торгах, так как согласно п. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и п. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик услуг (работ) вправе установить одним из требований к участнику закупки отсутствие его в реестре недобросовестных поставщиков. Однажды допущенное хозяйствующим субъектом недобросовестное поведение лишает его возможности на два года вести коммерческую деятельность посредством участия в торгах. Более того, ФАС России разработал целый ряд экономических механизмов, применяемых в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок, которые, кроме привлечения заказчиком поставщика к гражданско-правовой ответственности, позволяют реализовать "принцип неотвратимости наказания недобросовестного поставщика за неисполнение им условий договора" <4>.
Статья: Проблемы толкования признаков злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Труднее решать вопросы с возникновением у бюджетного учреждения (и иных заказчиков по закупкам) ответственности (гражданско-правовой или административной), вызванной нарушением законодательства о закупках субъектами, указанными в составе ст. 200.4. Например, если вследствие такого нарушения имело место неисполнение условий гражданско-правового договора, что повлекло привлечение бюджетного учреждения к ответственности с выплатой контрагенту неустойки. Или если в результате умышленных действий работников бюджетной организации она была привлечена к административной ответственности (в сфере защиты прав потребителей или противодействия коррупции, например), размер которой составил более 2,25 млн руб. В связи с этим актуализируется вопрос, можно ли такой ущерб считать удовлетворяющим признаку состава.
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Труднее решать вопросы с возникновением у бюджетного учреждения (и иных заказчиков по закупкам) ответственности (гражданско-правовой или административной), вызванной нарушением законодательства о закупках субъектами, указанными в составе ст. 200.4. Например, если вследствие такого нарушения имело место неисполнение условий гражданско-правового договора, что повлекло привлечение бюджетного учреждения к ответственности с выплатой контрагенту неустойки. Или если в результате умышленных действий работников бюджетной организации она была привлечена к административной ответственности (в сфере защиты прав потребителей или противодействия коррупции, например), размер которой составил более 2,25 млн руб. В связи с этим актуализируется вопрос, можно ли такой ущерб считать удовлетворяющим признаку состава.