Гражданский служащий налоговых органов вправе
Подборка наиболее важных документов по запросу Гражданский служащий налоговых органов вправе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02.05.2024 N 88-2843/2024 (УИД 27RS0013-01-2022-001082-47)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Сокращая истицу на основании организационно-штатных мероприятий, ей не были предложены вакантные должности на момент проведения этих мероприятий, а именно: должности начальника отдела учета налогоплательщиков и начальника отдела работы с налогоплательщиками. Никаких иных организационно-штатных мероприятий не проводилось.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Суд первой инстанции, признавая незаконным увольнение истца, руководствуясь статьями 4, 31, 33, 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", исходил из того, что на момент проведения процедуры предупреждения о предстоящем увольнении в отношении К.Е.СА. в связи с сокращением ее должности, в иных налоговых инспекциях по Хабаровскому краю имелись вакантные должности, относящиеся к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории "руководители", которые ей не предлагались, пришел к выводу о нарушении порядка увольнения К.Е.СБ., несоблюдении гарантий, связанных с сокращением должности государственного гражданского служащего в части не предоставления всех имеющихся вакантных должностей в государственном органе. При этом суд указал, что ответчиком не представлены доказательства несоответствия К.Е.СА. имеющимся вакантным должностям в инспекциях налоговой службы.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Сокращая истицу на основании организационно-штатных мероприятий, ей не были предложены вакантные должности на момент проведения этих мероприятий, а именно: должности начальника отдела учета налогоплательщиков и начальника отдела работы с налогоплательщиками. Никаких иных организационно-штатных мероприятий не проводилось.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Суд первой инстанции, признавая незаконным увольнение истца, руководствуясь статьями 4, 31, 33, 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", исходил из того, что на момент проведения процедуры предупреждения о предстоящем увольнении в отношении К.Е.СА. в связи с сокращением ее должности, в иных налоговых инспекциях по Хабаровскому краю имелись вакантные должности, относящиеся к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории "руководители", которые ей не предлагались, пришел к выводу о нарушении порядка увольнения К.Е.СБ., несоблюдении гарантий, связанных с сокращением должности государственного гражданского служащего в части не предоставления всех имеющихся вакантных должностей в государственном органе. При этом суд указал, что ответчиком не представлены доказательства несоответствия К.Е.СА. имеющимся вакантным должностям в инспекциях налоговой службы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Основанием к вынесению вышеуказанного приказа послужил протокол заседания комиссии по соблюдению требований и служебному поведению государственных гражданских служащих Инспекции Федеральной налоговой службы и урегулированию конфликта интересов.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Основанием к вынесению вышеуказанного приказа послужил протокол заседания комиссии по соблюдению требований и служебному поведению государственных гражданских служащих Инспекции Федеральной налоговой службы и урегулированию конфликта интересов.
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В этой связи показательным является пример из судебной практики, свидетельствующий о формальных нарушениях со стороны работодателя. Так, в Павловском городском суде Нижегородской области 05.11.2019 рассматривалось исковое заявление М. к ИФНС России по Нижегородской области о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда <17>. В суде было установлено, что 15 июля 2019 г. работодателем был издан приказ о применении дисциплинарного взыскания в отношении истца, в результате которого М. был уволен со службы в связи с утратой доверия. Решение было принято на основании доклада должностных лиц ИФНС, представленного по результатам проведенной проверки соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В этой связи показательным является пример из судебной практики, свидетельствующий о формальных нарушениях со стороны работодателя. Так, в Павловском городском суде Нижегородской области 05.11.2019 рассматривалось исковое заявление М. к ИФНС России по Нижегородской области о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда <17>. В суде было установлено, что 15 июля 2019 г. работодателем был издан приказ о применении дисциплинарного взыскания в отношении истца, в результате которого М. был уволен со службы в связи с утратой доверия. Решение было принято на основании доклада должностных лиц ИФНС, представленного по результатам проведенной проверки соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 14. Основные права гражданского служащего
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 14. Основные права гражданского служащего
Статья: Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 N 207), очень фрагментарны по сравнению со стандартами, определенными указами Президента РФ в отношении государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности РФ. Они не содержат механизма направления при проведении проверок запросов в кредитные организации, налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Нет унифицированного порядка проведения проверок соблюдения руководителями федеральных государственных учреждений иных антикоррупционных ограничений, создания комиссий по конфликту интересов. При этом субъектам РФ рекомендовано руководствоваться указанными Правилами.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 N 207), очень фрагментарны по сравнению со стандартами, определенными указами Президента РФ в отношении государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности РФ. Они не содержат механизма направления при проведении проверок запросов в кредитные организации, налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Нет унифицированного порядка проведения проверок соблюдения руководителями федеральных государственных учреждений иных антикоррупционных ограничений, создания комиссий по конфликту интересов. При этом субъектам РФ рекомендовано руководствоваться указанными Правилами.
Статья: Спор о признании незаконным отказа в предоставлении и взыскании имущественного или социального налогового вычета по НДФЛ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Размер госпошлины при подаче административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 3 000 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Размер госпошлины при подаче административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 3 000 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Статья: Основания для признания договора с самозанятым трудовым договором: что учитывают суды и контролирующие органы
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Не секрет, что иногда работодатели в целях снижения налоговой нагрузки и ухода от предоставления гарантий, предусмотренных трудовым законодательством РФ, пытаются подменить трудовые отношения отношениями гражданско-правового характера, в том числе путем заключения договоров с самозанятыми. Нередко работодатели ставят условием "приема на работу" регистрацию физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход (далее - НПД). Однако в нынешней ситуации, когда мы наблюдаем усиление контроля за нелегальной трудовой занятостью, это весьма рискованно. Шансы быть "пойманным" контролирующими органами растут, а последствия такого уклонения от оформления трудовых отношений весьма печальны (особенно в случаях, когда данное нарушение обнаруживается налоговыми органами).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Не секрет, что иногда работодатели в целях снижения налоговой нагрузки и ухода от предоставления гарантий, предусмотренных трудовым законодательством РФ, пытаются подменить трудовые отношения отношениями гражданско-правового характера, в том числе путем заключения договоров с самозанятыми. Нередко работодатели ставят условием "приема на работу" регистрацию физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход (далее - НПД). Однако в нынешней ситуации, когда мы наблюдаем усиление контроля за нелегальной трудовой занятостью, это весьма рискованно. Шансы быть "пойманным" контролирующими органами растут, а последствия такого уклонения от оформления трудовых отношений весьма печальны (особенно в случаях, когда данное нарушение обнаруживается налоговыми органами).
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Например, при рассмотрении административных дел о взыскании налогов речь идет не только о защите интересов конкретного налогоплательщика, публично-правового образования, полномочий налогового органа, но и о защите интересов общества в целом, интересов населения определенного региона, муниципального образования в пополнении бюджета, средства которого служат для удовлетворения потребностей населения страны, региона, решения вопросов местного значения.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Например, при рассмотрении административных дел о взыскании налогов речь идет не только о защите интересов конкретного налогоплательщика, публично-правового образования, полномочий налогового органа, но и о защите интересов общества в целом, интересов населения определенного региона, муниципального образования в пополнении бюджета, средства которого служат для удовлетворения потребностей населения страны, региона, решения вопросов местного значения.
Вопрос: О присвоении физлицам ИНН, его формировании и применении.
(Письмо Минфина России от 01.12.2022 N 03-01-11/117812)ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.
(Письмо Минфина России от 01.12.2022 N 03-01-11/117812)ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.
Статья: Финансовое право как отрасль права и законодательства: к вопросу о пределах публично-правового и частноправового регулирования
(Покачалова Е.В., Гудкова М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Известно, что большая часть норм налогового законодательства носит императивный характер, но, к примеру, в ст. 73 НК РФ закреплено, что обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов может быть обеспечена залогом. Залог имущества возникает на основании договора между налоговым органом и залогодателем, где залогодателем могут быть сам налогоплательщик или третье лицо. При этом предметом залога может быть имущество, в отношении которого применяются нормы гражданского законодательства, если иное не установлено настоящей статьей, т.е. налоговым законодательством. Данный пример является ярким проявлением диспозитивного метода правового регулирования, который весьма эстетично показывает взаимодействие частных и публичных интересов в налоговом праве, благодаря которому удовлетворяются как частные, так и государственные интересы.
(Покачалова Е.В., Гудкова М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Известно, что большая часть норм налогового законодательства носит императивный характер, но, к примеру, в ст. 73 НК РФ закреплено, что обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов может быть обеспечена залогом. Залог имущества возникает на основании договора между налоговым органом и залогодателем, где залогодателем могут быть сам налогоплательщик или третье лицо. При этом предметом залога может быть имущество, в отношении которого применяются нормы гражданского законодательства, если иное не установлено настоящей статьей, т.е. налоговым законодательством. Данный пример является ярким проявлением диспозитивного метода правового регулирования, который весьма эстетично показывает взаимодействие частных и публичных интересов в налоговом праве, благодаря которому удовлетворяются как частные, так и государственные интересы.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2021 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12)Возможность привлечения физического лица к ответственности за вред, причиненный бюджету в связи с совершением соответствующего налогового преступления, еще до наступления признаков невозможности исполнения юридическим лицом налоговых обязательств, не исключается только в тех случаях, когда судом установлено, что юридическое лицо служит лишь прикрытием для действий контролирующего его физического лица (т.е. de facto не является самостоятельным участником экономической деятельности).
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12)Возможность привлечения физического лица к ответственности за вред, причиненный бюджету в связи с совершением соответствующего налогового преступления, еще до наступления признаков невозможности исполнения юридическим лицом налоговых обязательств, не исключается только в тех случаях, когда судом установлено, что юридическое лицо служит лишь прикрытием для действий контролирующего его физического лица (т.е. de facto не является самостоятельным участником экономической деятельности).
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Ликвидация акционерного общества.
Признают ли недействительным решение о госрегистрации ликвидации АО, если сообщение о ликвидации было опубликовано, но кредитор не был уведомлен
(КонсультантПлюс, 2025)Кассационная инстанция соглашается с выводом апелляционного суда, что ликвидационной комиссией в нарушение статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации не выполнены обязанности по письменному уведомлению кредитора - Алимбаева Т.А. о ликвидации юридического лица. Однако данный вывод также не может служить основанием для удовлетворения требований о признании недействительной государственной регистрации, предъявленных к налоговому органу.
Признают ли недействительным решение о госрегистрации ликвидации АО, если сообщение о ликвидации было опубликовано, но кредитор не был уведомлен
(КонсультантПлюс, 2025)Кассационная инстанция соглашается с выводом апелляционного суда, что ликвидационной комиссией в нарушение статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации не выполнены обязанности по письменному уведомлению кредитора - Алимбаева Т.А. о ликвидации юридического лица. Однако данный вывод также не может служить основанием для удовлетворения требований о признании недействительной государственной регистрации, предъявленных к налоговому органу.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Следовательно, сейчас роль трудового стажа минимальна - только для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, государственных гражданских и муниципальных служащих, а также для учета периодов деятельности, имевших место до 2002 г.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Следовательно, сейчас роль трудового стажа минимальна - только для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, государственных гражданских и муниципальных служащих, а также для учета периодов деятельности, имевших место до 2002 г.
Статья: Перспективы дифференциации на примере производства по делам о преступлениях в сфере экономической и предпринимательской деятельности
(Сычев П.Г.)
("Мировой судья", 2021, N 1)- ч. 1.1 ст. 140 УПК о том, что поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198 - 199.2 УК, служили только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
(Сычев П.Г.)
("Мировой судья", 2021, N 1)- ч. 1.1 ст. 140 УПК о том, что поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198 - 199.2 УК, служили только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;