Граждане выезжающие из районов крайнего севера
Подборка наиболее важных документов по запросу Граждане выезжающие из районов крайнего севера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансово-правовой статус субъекта Российской Федерации, находящегося в особых условиях: проблемы теории и практики
(Лагутин И.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<6> Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2018. N 4; Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 N 9-П "По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова" // СЗ РФ. 2022. N 11. Ст. 1780.
(Лагутин И.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<6> Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2018. N 4; Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 N 9-П "По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова" // СЗ РФ. 2022. N 11. Ст. 1780.
Нормативные акты
Статья: Правовое регулирование индивидуальных методов управления развитием субъектов Российской Федерации в бюджетном праве
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Например, предусмотрены различные меры поддержки для регионов, относящихся к Арктической зоне <7>. К числу мер поддержки арктических регионов, прямо указанных в Стратегии развития Арктической зоны, которые обеспечиваются за счет бюджетных средств и требуют принятия или изменения соответствующих правовых актов (в том числе актов о бюджетах), можно отнести, например, внедрение механизмов субсидирования некоторых видов перевозок и финансирование расходов, связанных с предоставлением жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Например, предусмотрены различные меры поддержки для регионов, относящихся к Арктической зоне <7>. К числу мер поддержки арктических регионов, прямо указанных в Стратегии развития Арктической зоны, которые обеспечиваются за счет бюджетных средств и требуют принятия или изменения соответствующих правовых актов (в том числе актов о бюджетах), можно отнести, например, внедрение механизмов субсидирования некоторых видов перевозок и финансирование расходов, связанных с предоставлением жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Статья: К вопросу о запрете деятельности по содержанию и использованию животных в цирках
(Горохов Д.Б.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<22> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" // СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. 2004. N 6. Ст. 450; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобами граждан А.А. Анохина и П.И. Зелинского и запросами Железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону" // СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2277; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 33. Ст. 4948. (Постановление); Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в связи с запросами Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края" // СЗ РФ. 2013. N 25. Ст. 3206; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой" // СЗ РФ. 2019. N 8. Ст. 820.
(Горохов Д.Б.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<22> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" // СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. 2004. N 6. Ст. 450; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобами граждан А.А. Анохина и П.И. Зелинского и запросами Железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону" // СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2277; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 33. Ст. 4948. (Постановление); Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в связи с запросами Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края" // СЗ РФ. 2013. N 25. Ст. 3206; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой" // СЗ РФ. 2019. N 8. Ст. 820.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)<1> См.: Бондарь Н.С. Правовая определенность - универсальный принцип конституционного нормоконтроля (практика Конституционного Суда РФ). С. 525 - 533; Постановление КС РФ от 24.05.2001 N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" // СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276; Постановление КС РФ от 20.12.2010 N 21-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина" // СЗ РФ. 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7214.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)<1> См.: Бондарь Н.С. Правовая определенность - универсальный принцип конституционного нормоконтроля (практика Конституционного Суда РФ). С. 525 - 533; Постановление КС РФ от 24.05.2001 N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" // СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276; Постановление КС РФ от 20.12.2010 N 21-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина" // СЗ РФ. 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7214.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Конституция РФ и правовая система России в целом основаны на принципе верховенства права, необходимость в реализации которого находит проявление в ряде конституционных положений (в частности, в ч. 1 ст. 1, ст. 15 и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Из этого принципа права вытекает предписание о постоянстве закона во времени, которое предполагает поддержание доверия граждан к закону и сохранение разумной стабильности правового регулирования, а также наличие возможности у адресатов норм адаптироваться к законодательным изменениям. Для российского законодателя соблюдение постоянства закона во времени носит обязательный характер, подтверждаемый правовой позицией КС РФ (абз. 3 п. 4 мотивировочной части Постановления КС РФ от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" <1>), в которой нашли практическое применение современные теоретические наработки по теме верховенства права <2>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Конституция РФ и правовая система России в целом основаны на принципе верховенства права, необходимость в реализации которого находит проявление в ряде конституционных положений (в частности, в ч. 1 ст. 1, ст. 15 и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Из этого принципа права вытекает предписание о постоянстве закона во времени, которое предполагает поддержание доверия граждан к закону и сохранение разумной стабильности правового регулирования, а также наличие возможности у адресатов норм адаптироваться к законодательным изменениям. Для российского законодателя соблюдение постоянства закона во времени носит обязательный характер, подтверждаемый правовой позицией КС РФ (абз. 3 п. 4 мотивировочной части Постановления КС РФ от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" <1>), в которой нашли практическое применение современные теоретические наработки по теме верховенства права <2>.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Такие выплаты по правовой природе можно отнести к льготам, поскольку они ориентированы главным образом на предоставление одной категории лиц преимущественного права перед лицами других категорий на пользование благами и гарантиями социальной защиты и социального обеспечения <1>. Однако, поскольку они являются единовременными социальными выплатами согласно нормам Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон о жилищных субсидиях) <2>, их можно отнести к социальным компенсациям.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Такие выплаты по правовой природе можно отнести к льготам, поскольку они ориентированы главным образом на предоставление одной категории лиц преимущественного права перед лицами других категорий на пользование благами и гарантиями социальной защиты и социального обеспечения <1>. Однако, поскольку они являются единовременными социальными выплатами согласно нормам Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон о жилищных субсидиях) <2>, их можно отнести к социальным компенсациям.
Ситуация: Кто может получить субсидию на приобретение жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (кроме лиц, получивших в соответствии с ранее действовавшим законодательством денежную компенсацию за освобождаемое жилье);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (кроме лиц, получивших в соответствии с ранее действовавшим законодательством денежную компенсацию за освобождаемое жилье);
Ситуация: Как получить жилищный сертификат?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)5. Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (кроме лиц, получивших в соответствии с ранее действовавшим законодательством денежную компенсацию за освобождаемое жилье).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)5. Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (кроме лиц, получивших в соответствии с ранее действовавшим законодательством денежную компенсацию за освобождаемое жилье).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<3> Указанный принцип предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. См.: Постановления Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" (СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276), от 20 декабря 2010 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина" (СЗ РФ. 2010. N 52 (ч. I). Ст. 7214).
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<3> Указанный принцип предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. См.: Постановления Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" (СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276), от 20 декабря 2010 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина" (СЗ РФ. 2010. N 52 (ч. I). Ст. 7214).