Гранты сельхозпроизводителям
Подборка наиболее важных документов по запросу Гранты сельхозпроизводителям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Отчет об эффективности использования средств поддержки приоритетных направлений агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (полугодовая, годовая)
(Приказ Минсельхоза России от 16.01.2025 N 11)Раздел I. Сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, получивших поддержку в виде грантов
(Приказ Минсельхоза России от 16.01.2025 N 11)Раздел I. Сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, получивших поддержку в виде грантов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Гранты в форме субсидий
(КонсультантПлюс, 2025)Грант в форме субсидии с/х товаропроизводителю не подлежит возврату, если показатели результативности не были достигнуты из-за обстоятельств непреодолимой силы: погодных условий и пр.
(КонсультантПлюс, 2025)Грант в форме субсидии с/х товаропроизводителю не подлежит возврату, если показатели результативности не были достигнуты из-за обстоятельств непреодолимой силы: погодных условий и пр.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 N 07АП-11938/2022 по делу N А45-16903/2022
Требование: О взыскании средств субсидии, использованных не по целевому назначению.
Решение: Требование удовлетворено в части.Однако такое перераспределение внутри плана расходов суд не считает возможным квалифицировать как нецелевое расходование средств. За время подачи заявки и получения средств, на момент приобретения оборудования цены на рынке Российской Федерации могли измениться, что приводит к тому, что по учтенной в плане расходов смете товар приобрести не представляется возможным (при этом какие то товары становятся дешевле, а какие то дороже). Учитывая, что целями предоставления гранта было приобретение оборудования для развития материально-технической базы сельскохозяйственного производителя, эта цель достигнута, оборудование приобретено, то перераспределение сумм расходов внутри согласованного плана расходов не приводит к нецелевому расходованию средств гранат и не может являться основанием для возврата таких средств в бюджет.
Требование: О взыскании средств субсидии, использованных не по целевому назначению.
Решение: Требование удовлетворено в части.Однако такое перераспределение внутри плана расходов суд не считает возможным квалифицировать как нецелевое расходование средств. За время подачи заявки и получения средств, на момент приобретения оборудования цены на рынке Российской Федерации могли измениться, что приводит к тому, что по учтенной в плане расходов смете товар приобрести не представляется возможным (при этом какие то товары становятся дешевле, а какие то дороже). Учитывая, что целями предоставления гранта было приобретение оборудования для развития материально-технической базы сельскохозяйственного производителя, эта цель достигнута, оборудование приобретено, то перераспределение сумм расходов внутри согласованного плана расходов не приводит к нецелевому расходованию средств гранат и не может являться основанием для возврата таких средств в бюджет.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой анализ запрета на создание дискриминационных условий при предоставлении субсидий в сфере сельского хозяйства
(Сайдашева М.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)2. Ельникова Е.В. Правовые проблемы исполнения условий предоставления субсидий (грантов) сельскохозяйственным товаропроизводителям // Сельское хозяйство. 2022. N 3. С. 30 - 38. https://doi.org/10.7256/2453-8809.2022.3.39423 [El'nikova E.V. Legal problems of fulfillment of conditions for granting subsidies (grants) to agricultural producers // Agriculture. 2022; (3): 30 - 38 (In Russ.) https://doi.org/10.7256/2453-8809.2022.3.39423].
(Сайдашева М.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)2. Ельникова Е.В. Правовые проблемы исполнения условий предоставления субсидий (грантов) сельскохозяйственным товаропроизводителям // Сельское хозяйство. 2022. N 3. С. 30 - 38. https://doi.org/10.7256/2453-8809.2022.3.39423 [El'nikova E.V. Legal problems of fulfillment of conditions for granting subsidies (grants) to agricultural producers // Agriculture. 2022; (3): 30 - 38 (In Russ.) https://doi.org/10.7256/2453-8809.2022.3.39423].
Статья: Региональное законодательство об органической продукции: состояние и проблемы
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Актами органов исполнительной власти обеспечивается детализация правового регулирования отношений в области производства оргпродукции. Так, в Республике Мордовия региональным Министерством сельского хозяйства и продовольствия утверждено Положение о Рабочей группе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия по созданию условий для устойчивого развития производства и реализации органической продукции <10>. Согласно Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 октября 2012 года N 1260 из краевого бюджета на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции выделяется грант "Агростартап", одним из критериев для предоставления которого рассматривается наличие в проекте создания и (или) развития хозяйства мероприятий по производству органической продукции. В целях популяризации производства и потребления органической продукции на территории Белгородской области Правительством области установлен День производителя органической продукции, который должен праздноваться ежегодно с организацией встреч, проведением выставок и ярмарок органической продукции и иных продуктов здорового питания, а также других акций <11>.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Актами органов исполнительной власти обеспечивается детализация правового регулирования отношений в области производства оргпродукции. Так, в Республике Мордовия региональным Министерством сельского хозяйства и продовольствия утверждено Положение о Рабочей группе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия по созданию условий для устойчивого развития производства и реализации органической продукции <10>. Согласно Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 октября 2012 года N 1260 из краевого бюджета на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции выделяется грант "Агростартап", одним из критериев для предоставления которого рассматривается наличие в проекте создания и (или) развития хозяйства мероприятий по производству органической продукции. В целях популяризации производства и потребления органической продукции на территории Белгородской области Правительством области установлен День производителя органической продукции, который должен праздноваться ежегодно с организацией встреч, проведением выставок и ярмарок органической продукции и иных продуктов здорового питания, а также других акций <11>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48
(ред. от 15.12.2022)
"О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"Не относятся к социальным выплатам по смыслу статьи 159.2 УК РФ гранты, стипендии, предоставляемые физическим лицам и организациям в целях поддержки науки, образования, культуры и искусства, субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, на поддержку малого и среднего предпринимательства. Мошенничество при получении указанных выплат квалифицируется по статье 159 УК РФ.
(ред. от 15.12.2022)
"О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"Не относятся к социальным выплатам по смыслу статьи 159.2 УК РФ гранты, стипендии, предоставляемые физическим лицам и организациям в целях поддержки науки, образования, культуры и искусства, субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, на поддержку малого и среднего предпринимательства. Мошенничество при получении указанных выплат квалифицируется по статье 159 УК РФ.
Вопрос: Как сельхозпроизводителям предоставляются субсидии из бюджета?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Субсидии из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ предоставляются сельхозпроизводителям в порядке, предусмотренном федеральными и региональными программами. Заявителем может быть крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель, являющийся главой такого хозяйства, основными видами деятельности которых являются производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции. Заявителем может быть также гражданин РФ, обязующийся в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты принятия решения региональной комиссии по отбору проектов о предоставлении ему гранта "Агростартап", осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств при условии внесения в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения сведений, которые представляются собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, на которых осуществляется или планируется осуществлять сельскохозяйственное производство.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Субсидии из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ предоставляются сельхозпроизводителям в порядке, предусмотренном федеральными и региональными программами. Заявителем может быть крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель, являющийся главой такого хозяйства, основными видами деятельности которых являются производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции. Заявителем может быть также гражданин РФ, обязующийся в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты принятия решения региональной комиссии по отбору проектов о предоставлении ему гранта "Агростартап", осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств при условии внесения в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения сведений, которые представляются собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, на которых осуществляется или планируется осуществлять сельскохозяйственное производство.
Вопрос: О перечислении субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования на расчетный счет страховщика.
(Письмо Минфина России от 07.08.2024 N 02-08-10/74066)Вопрос: О перечислении субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования на расчетный счет страховщика.
(Письмо Минфина России от 07.08.2024 N 02-08-10/74066)Вопрос: О перечислении субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования на расчетный счет страховщика.
Статья: Оценка правовой поддержки предпринимательской деятельности: проблемы и точки роста (на примере Забайкальского края)
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Наиболее востребованными федеральными антикризисными мерами для предпринимателей края являются: снижение ставок по упрощенной системе налогообложения (УСН) и налогу на имущество (72,7%), налоговые каникулы по УСН и патентной системе налогообложения (ПСН) для впервые зарегистрированных ИП (50,9%), мораторий на проведение проверок контролирующими органами (49,1%), субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (34,5%), отсрочка и льготная ставка по арендным платежам арендаторам муниципального имущества (25,5%), применение минимальных размеров административных штрафов (21,8%).
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Наиболее востребованными федеральными антикризисными мерами для предпринимателей края являются: снижение ставок по упрощенной системе налогообложения (УСН) и налогу на имущество (72,7%), налоговые каникулы по УСН и патентной системе налогообложения (ПСН) для впервые зарегистрированных ИП (50,9%), мораторий на проведение проверок контролирующими органами (49,1%), субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (34,5%), отсрочка и льготная ставка по арендным платежам арендаторам муниципального имущества (25,5%), применение минимальных размеров административных штрафов (21,8%).
Статья: Некоторые проблемы стимулирования предпринимательской активности субъектов агробизнеса
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Большинство указанных проблем, несомненно, находятся в поле пристального внимания государства, которое должно предпринять все необходимые меры для того, чтобы заранее исключить ценовые диспаритеты, низкие цены сбыта продукции и тем самым исключить возможность возникновения убытков у аграриев и не допустить сокращения их количества. В период кризиса такая поддержка особенно важна. В этой связи государство не только увеличивает объемы финансирования отрасли (в 2022 г. аграриям выделено 233 млрд руб. дополнительной поддержки), сохраняя прежние меры поддержки аграриев (субсидии на различные цели, гранты, компенсация части затрат и пр.), но и вводит новые меры поддержки. В качестве примера приведем абсолютно новый федеральный проект "Развитие овощеводства и картофелеводства", который стартует с 1 января 2023 г. На поддержку в рамках данного проекта могут рассчитывать сельхозтоваропроизводители, а также самозанятые и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства. Субсидии из федерального бюджета им будут предоставляться на проведение агротехнологических работ, на производство овощей, в том числе элитных сортов, в открытом и защищенном грунтах - в теплицах и парниках с использованием технологии досвечивания. Размер субсидии для конкретного получателя будет зависеть от объема произведенной в хозяйстве продукции. Еще одно нововведение затронет тех сельхозпроизводителей, которые строят или модернизируют овощехранилища. Они смогут получить субсидию, покрывающую 25% стоимости работ.
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Большинство указанных проблем, несомненно, находятся в поле пристального внимания государства, которое должно предпринять все необходимые меры для того, чтобы заранее исключить ценовые диспаритеты, низкие цены сбыта продукции и тем самым исключить возможность возникновения убытков у аграриев и не допустить сокращения их количества. В период кризиса такая поддержка особенно важна. В этой связи государство не только увеличивает объемы финансирования отрасли (в 2022 г. аграриям выделено 233 млрд руб. дополнительной поддержки), сохраняя прежние меры поддержки аграриев (субсидии на различные цели, гранты, компенсация части затрат и пр.), но и вводит новые меры поддержки. В качестве примера приведем абсолютно новый федеральный проект "Развитие овощеводства и картофелеводства", который стартует с 1 января 2023 г. На поддержку в рамках данного проекта могут рассчитывать сельхозтоваропроизводители, а также самозанятые и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства. Субсидии из федерального бюджета им будут предоставляться на проведение агротехнологических работ, на производство овощей, в том числе элитных сортов, в открытом и защищенном грунтах - в теплицах и парниках с использованием технологии досвечивания. Размер субсидии для конкретного получателя будет зависеть от объема произведенной в хозяйстве продукции. Еще одно нововведение затронет тех сельхозпроизводителей, которые строят или модернизируют овощехранилища. Они смогут получить субсидию, покрывающую 25% стоимости работ.
Статья: Особенности криминологической характеристики лиц, совершивших преступления в сфере освоения бюджетных средств, выделенных на поддержку сельского хозяйства
(Ларичев В.Д.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Среди должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выделяются: глава (заместитель, главный бухгалтер) исполнительного комитета сельского поселения муниципального района, секретарь конкурсной комиссии по развитию сельскохозяйственных территорий, ведущий специалист развития малых форм хозяйствования, руководитель государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия, ведущий ветеринарный врач государственного бюджетного учреждения (ГБУ) районной ветеринарной станции.
(Ларичев В.Д.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Среди должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выделяются: глава (заместитель, главный бухгалтер) исполнительного комитета сельского поселения муниципального района, секретарь конкурсной комиссии по развитию сельскохозяйственных территорий, ведущий специалист развития малых форм хозяйствования, руководитель государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия, ведущий ветеринарный врач государственного бюджетного учреждения (ГБУ) районной ветеринарной станции.
Статья: Налог на профессиональный доход: потенциал внедрения в деятельность личных подсобных хозяйств граждан
(Загурский А.О.)
("Финансы", 2025, N 7)Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке также установлено, что средства федерального бюджета в виде субсидий предоставляются кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, предоставленным гражданам, ведущим ЛПХ, при условии применения ими НПД <7>. Как видно из положений вышеназванных правовых актов, меры государственной поддержки ЛПХ, как прямые (субсидии, гранты), так и косвенные (компенсация кредитным организациям выпадающих доходов), применяются к ЛПХ с учетом их правового статуса плательщика НПД. Подобные институциональные преобразования важны, так как доступ к финансированию для ЛПХ достаточно ограничен, что связано с проблемами в получении кредитов, а также нехваткой государственных субсидий [6].
(Загурский А.О.)
("Финансы", 2025, N 7)Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке также установлено, что средства федерального бюджета в виде субсидий предоставляются кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, предоставленным гражданам, ведущим ЛПХ, при условии применения ими НПД <7>. Как видно из положений вышеназванных правовых актов, меры государственной поддержки ЛПХ, как прямые (субсидии, гранты), так и косвенные (компенсация кредитным организациям выпадающих доходов), применяются к ЛПХ с учетом их правового статуса плательщика НПД. Подобные институциональные преобразования важны, так как доступ к финансированию для ЛПХ достаточно ограничен, что связано с проблемами в получении кредитов, а также нехваткой государственных субсидий [6].
Статья: Развитие учетно-аналитического обеспечения деятельности сельскохозяйственных организаций на основе аутсорсинга
(Широбоков В.Г., Бабичева Н.Э., Созонов А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Потребности в информационной поддержке принимаемых решений у крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) по сравнению с крупными сельскохозяйственными организациями существенно различаются. Эти хозяйствующие субъекты специализируются на производстве нескольких видов сельскохозяйственной продукции. Большинство КФХ функционирует как индивидуальные предприниматели. Отдельные хозяйства имеют статус юридического лица и относятся к малому бизнесу. Возможность приобретения дорогостоящего оборудования, предназначенного для обработки экономической информации и пакетов программ, у фермеров ограничена. Неоднозначно решается вопрос о необходимости ведения бухгалтерского учета. С одной стороны, фермеры имеют право применять упрощенные системы налогообложения и, соответственно, могут не организовывать полную систему бухгалтерского учета. С другой стороны, КФХ обязаны представлять государственным органам управления специализированные формы отчетности. Субъекты малого бизнеса, претендующие на получение государственной помощи в соответствии с соглашениями, заключенными с органами государственного управления, представляют отчетность о достижении параметров производства, подтверждающих обоснованность получения субсидий. Фермерам необходима информация об эффективности тех или иных видов деятельности, своевременности расчетов по налогам, достижении размеров индикаторов, дающих право на получение целевого финансирования. В связи с отсутствием в штате фермерских хозяйств бухгалтеров учетно-аналитическое обслуживание осуществляется на аутсорсинговой основе. Аутсорсинговые компании не только выполняют учетные функции, но и реализуют функцию контроля за соблюдением расчетной дисциплины и целевым использованием государственного финансирования; готовят аналитическую информацию об эффективности тех или иных видов деятельности. Также они могут оказывать услуги по подготовке заявок на получение субсидий, льготных кредитов, грантов различных фондов; составлять бизнес-планы; осуществлять аналитическое обоснование инвестиционных проектов.
(Широбоков В.Г., Бабичева Н.Э., Созонов А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Потребности в информационной поддержке принимаемых решений у крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) по сравнению с крупными сельскохозяйственными организациями существенно различаются. Эти хозяйствующие субъекты специализируются на производстве нескольких видов сельскохозяйственной продукции. Большинство КФХ функционирует как индивидуальные предприниматели. Отдельные хозяйства имеют статус юридического лица и относятся к малому бизнесу. Возможность приобретения дорогостоящего оборудования, предназначенного для обработки экономической информации и пакетов программ, у фермеров ограничена. Неоднозначно решается вопрос о необходимости ведения бухгалтерского учета. С одной стороны, фермеры имеют право применять упрощенные системы налогообложения и, соответственно, могут не организовывать полную систему бухгалтерского учета. С другой стороны, КФХ обязаны представлять государственным органам управления специализированные формы отчетности. Субъекты малого бизнеса, претендующие на получение государственной помощи в соответствии с соглашениями, заключенными с органами государственного управления, представляют отчетность о достижении параметров производства, подтверждающих обоснованность получения субсидий. Фермерам необходима информация об эффективности тех или иных видов деятельности, своевременности расчетов по налогам, достижении размеров индикаторов, дающих право на получение целевого финансирования. В связи с отсутствием в штате фермерских хозяйств бухгалтеров учетно-аналитическое обслуживание осуществляется на аутсорсинговой основе. Аутсорсинговые компании не только выполняют учетные функции, но и реализуют функцию контроля за соблюдением расчетной дисциплины и целевым использованием государственного финансирования; готовят аналитическую информацию об эффективности тех или иных видов деятельности. Также они могут оказывать услуги по подготовке заявок на получение субсидий, льготных кредитов, грантов различных фондов; составлять бизнес-планы; осуществлять аналитическое обоснование инвестиционных проектов.
Вопрос: В каком размере ИП, главе КФХ, признавать доход в виде полученного гранта при формировании декларации по УСН за 2022 г., если грант получен 25.08.2022 в размере 10 млн руб., по состоянию на 31.12.2022 израсходовано 5 млн руб.?
(Консультация эксперта, 2023)Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предусмотрена возможность участия сельскохозяйственных товаропроизводителей любой организационно-правовой формы и организаций агропромышленного комплекса в реализации мероприятий государственной программы.
(Консультация эксперта, 2023)Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предусмотрена возможность участия сельскохозяйственных товаропроизводителей любой организационно-правовой формы и организаций агропромышленного комплекса в реализации мероприятий государственной программы.
Статья: Совершенствование системы землеустройства в контексте пространственного развития России
(Аверьянова Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Большая часть территорий Волго-Уральского макрорегиона находится в зоне рискованного земледелия. Именно поэтому регионам необходимо строить свою земельную политику с учетом данной климатической особенности, предусматривать меры, направленные на сокращение как производственных рисков (например, через систему специально предусмотренных мелиоративных мероприятий, проводимых в отношении земель, используемых для сельскохозяйственного производства), так и экономических для самих сельскохозяйственных товаропроизводителей (например, через системы государственной поддержки и страхования).
(Аверьянова Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Большая часть территорий Волго-Уральского макрорегиона находится в зоне рискованного земледелия. Именно поэтому регионам необходимо строить свою земельную политику с учетом данной климатической особенности, предусматривать меры, направленные на сокращение как производственных рисков (например, через систему специально предусмотренных мелиоративных мероприятий, проводимых в отношении земель, используемых для сельскохозяйственного производства), так и экономических для самих сельскохозяйственных товаропроизводителей (например, через системы государственной поддержки и страхования).