Границы водоохранных зон
Подборка наиболее важных документов по запросу Границы водоохранных зон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение цены договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Выполнение работ по определению береговых линий и границ водоохранных зон за пределами территориальных границ заказчика, но в пределах территории, обозначенной в договоре подряда (контракте), не свидетельствует об уменьшении объема работ и не дает право заказчику требовать уменьшения твердой цены, если он уведомлен заранее об этих работах и подписал акт приемки без возражений
(КонсультантПлюс, 2025)Выполнение работ по определению береговых линий и границ водоохранных зон за пределами территориальных границ заказчика, но в пределах территории, обозначенной в договоре подряда (контракте), не свидетельствует об уменьшении объема работ и не дает право заказчику требовать уменьшения твердой цены, если он уведомлен заранее об этих работах и подписал акт приемки без возражений
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какова ответственность за стоянку у водоемов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок определения границы водоохранной зоны
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок определения границы водоохранной зоны
Вопрос: Как проверить, входит ли земельный участок в границы водоохранной зоны?
("Официальный сайт Росреестра", 2021)"Официальный сайт Росреестра rosreestr.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Росреестра", 2021)"Официальный сайт Росреестра rosreestr.gov.ru", 2021
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
(ред. от 31.07.2025)Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
Статья: Понятие "поверхностный водный объект": от закона к судебной практике
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<16> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" // СЗ РФ. 2016. N 19. Ст. 2699.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<16> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" // СЗ РФ. 2016. N 19. Ст. 2699.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Из данного определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам (т.е. это ЗОУИТ, возникающая в силу закона). В связи с этим на них устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется, однако необходимо определение границ такой зоны и внесение их в ЕГРН (с учетом переходного положения в отношении "старых" ЗОУИТ). В 2019 году <1> неожиданно спустя всего 3 года после его введения утратило силу положение п. 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов <2>, в соответствии с которым границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считались установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Из данного определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам (т.е. это ЗОУИТ, возникающая в силу закона). В связи с этим на них устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется, однако необходимо определение границ такой зоны и внесение их в ЕГРН (с учетом переходного положения в отношении "старых" ЗОУИТ). В 2019 году <1> неожиданно спустя всего 3 года после его введения утратило силу положение п. 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов <2>, в соответствии с которым границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считались установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)в границах водоохранных зон (п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, п. 6 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022));
(КонсультантПлюс, 2025)в границах водоохранных зон (п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, п. 6 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022));
Статья: Буферные зоны объектов всемирного природного наследия в российской и зарубежной практике
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)2) создание буферной зоны ОВПН "Озеро Байкал" путем ее совмещения с водоохранной зоной озера. Современные границы водоохранной зоны утверждены в 2018 г. <51>, а ее режим сформирован прежде всего положениями ВК РФ <52>. Функциональное соответствие водоохранной зоны режиму буферной зоны ОВПН не вызывает сомнений, и признание ее таковой способно обеспечить стабильность ее границ. В случае избрания данного варианта определения буферной зоны возможен предварительный пересмотр таких границ с учетом мнения ведущих научных организаций СО РАН. Очевидно, что логичным следствием такого подхода будет и признание буферной зоной ОВПН "Озеро Байкал" его рыбохозяйственной заповедной зоны, поскольку биоразнообразие озера является одной из составляющих ВУЦ, подтвержденной Комитетом;
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)2) создание буферной зоны ОВПН "Озеро Байкал" путем ее совмещения с водоохранной зоной озера. Современные границы водоохранной зоны утверждены в 2018 г. <51>, а ее режим сформирован прежде всего положениями ВК РФ <52>. Функциональное соответствие водоохранной зоны режиму буферной зоны ОВПН не вызывает сомнений, и признание ее таковой способно обеспечить стабильность ее границ. В случае избрания данного варианта определения буферной зоны возможен предварительный пересмотр таких границ с учетом мнения ведущих научных организаций СО РАН. Очевидно, что логичным следствием такого подхода будет и признание буферной зоной ОВПН "Озеро Байкал" его рыбохозяйственной заповедной зоны, поскольку биоразнообразие озера является одной из составляющих ВУЦ, подтвержденной Комитетом;
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В Калининграде рядом со спортивным объектом городская администрация выявила размещение автомойки площадью 190 кв. м. Администрация обратилась с иском в суд о сносе самовольной постройки, ссылаясь на то, что ее размещение противоречит градостроительному регламенту территориальной зоны О-3, а также виду разрешенного использования данного земельного участка, объект находится в границах водоохранной зоны и зоны газораспределительных сетей. Несмотря на эти факты, суд отказал в иске со ссылкой лишь на то, что автомойка является некапитальным объектом. Данное дело особо выделяется на фоне других тем, что автомойка была изначально зарегистрирована как объект недвижимости, и уже после поступления искового заявления о сносе собственник объекта снял его с кадастрового учета, по-видимому, лишь в целях формирования нужных доказательств для выбранной позиции по делу <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В Калининграде рядом со спортивным объектом городская администрация выявила размещение автомойки площадью 190 кв. м. Администрация обратилась с иском в суд о сносе самовольной постройки, ссылаясь на то, что ее размещение противоречит градостроительному регламенту территориальной зоны О-3, а также виду разрешенного использования данного земельного участка, объект находится в границах водоохранной зоны и зоны газораспределительных сетей. Несмотря на эти факты, суд отказал в иске со ссылкой лишь на то, что автомойка является некапитальным объектом. Данное дело особо выделяется на фоне других тем, что автомойка была изначально зарегистрирована как объект недвижимости, и уже после поступления искового заявления о сносе собственник объекта снял его с кадастрового учета, по-видимому, лишь в целях формирования нужных доказательств для выбранной позиции по делу <1>.
Статья: Пруд: понятие, правовой режим водоохранной зоны
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Правовой режим водоохранной зоны пруда. Границы пруда
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Правовой режим водоохранной зоны пруда. Границы пруда
Статья: Судебная неустойка как способ повышения эффективности исполнения судебных постановлений, принятых по требованиям прокурора
(Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Например, решением суда в сентябре 2020 г. удовлетворены требования прокурора к Б. о признании объектов капитального строительства самовольными постройками, об обязании их снести и освободить самовольно занятый земельный участок. В ноябре 2022 г. в связи с неисполнением судебного акта истец обратился в суд с требованием о взыскании астрента в размере 2 млн единовременно и 300 000 руб. ежемесячно. В обоснование истребуемого размера неустойки указано, что постройки расположены в границах водоохранной зоны озера Байкал и особо охраняемой природной территории федерального значения, возведены с нарушением разрешенного вида использования земельного участка, строительных норм и требований, фактически используются для гостиничного обслуживания. Кроме того, приняты во внимание неоднократное привлечение должника к административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа, предпринимаемые им попытки отменить обеспечительные меры и реализовать участок с расположенными на нем самовольными постройками. Вместе с тем суд, ограничиваясь ссылкой на недопустимость создания на стороне истца необоснованного извлечения выгоды, снизил размер неустойки до 200 руб. в день. Судом апелляционной инстанции размер неустойки повышен до 1 000 руб. за каждый календарный день. Думается, неустойка в таком размере, учитывая высокую стоимость работ по сносу построек и приведению участка в первоначальное состояние, предпринимательский характер деятельности ответчика, а также неисполнение им акта в течение трех лет, не способна оказать необходимое стимулирующее воздействие.
(Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Например, решением суда в сентябре 2020 г. удовлетворены требования прокурора к Б. о признании объектов капитального строительства самовольными постройками, об обязании их снести и освободить самовольно занятый земельный участок. В ноябре 2022 г. в связи с неисполнением судебного акта истец обратился в суд с требованием о взыскании астрента в размере 2 млн единовременно и 300 000 руб. ежемесячно. В обоснование истребуемого размера неустойки указано, что постройки расположены в границах водоохранной зоны озера Байкал и особо охраняемой природной территории федерального значения, возведены с нарушением разрешенного вида использования земельного участка, строительных норм и требований, фактически используются для гостиничного обслуживания. Кроме того, приняты во внимание неоднократное привлечение должника к административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа, предпринимаемые им попытки отменить обеспечительные меры и реализовать участок с расположенными на нем самовольными постройками. Вместе с тем суд, ограничиваясь ссылкой на недопустимость создания на стороне истца необоснованного извлечения выгоды, снизил размер неустойки до 200 руб. в день. Судом апелляционной инстанции размер неустойки повышен до 1 000 руб. за каждый календарный день. Думается, неустойка в таком размере, учитывая высокую стоимость работ по сносу построек и приведению участка в первоначальное состояние, предпринимательский характер деятельности ответчика, а также неисполнение им акта в течение трех лет, не способна оказать необходимое стимулирующее воздействие.
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Подобный подход стал причиной достаточно сложного правового режима Байкальской природной территории, заключающегося в "наложении" правовых режимов различных территорий и зон в сочетании с правовыми режимами различных категорий и видов земель. Во-первых, установлены правовые требования, запрещающие и ограничивающие осуществление хозяйственной деятельности (ст. 5 - 6, 13 - 14, 18 и др. ФЗ об охране озера Байкал), и требования по осуществлению природопользования (ст. 9) в отношении всей территории БПТ. Во-вторых, установлены требования для центральной и буферной зон (ст. 8, 10 - 12, п. 2 ч. 1 ст. 14 ФЗ об охране озера Байкал). Самый строгий режим предусмотрен для центральной экологической зоны, в отношении которой действует специальный перечень запрещенных видов деятельности (ст. 11 ФЗ об охране озера Байкал и Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории") <5>. В-третьих, необходимо помнить о требованиях к осуществлению хозяйственной деятельности в границах водоохранной зоны <6> и рыбохозяйственной заповедной зоны <7> озера Байкал.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Подобный подход стал причиной достаточно сложного правового режима Байкальской природной территории, заключающегося в "наложении" правовых режимов различных территорий и зон в сочетании с правовыми режимами различных категорий и видов земель. Во-первых, установлены правовые требования, запрещающие и ограничивающие осуществление хозяйственной деятельности (ст. 5 - 6, 13 - 14, 18 и др. ФЗ об охране озера Байкал), и требования по осуществлению природопользования (ст. 9) в отношении всей территории БПТ. Во-вторых, установлены требования для центральной и буферной зон (ст. 8, 10 - 12, п. 2 ч. 1 ст. 14 ФЗ об охране озера Байкал). Самый строгий режим предусмотрен для центральной экологической зоны, в отношении которой действует специальный перечень запрещенных видов деятельности (ст. 11 ФЗ об охране озера Байкал и Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории") <5>. В-третьих, необходимо помнить о требованиях к осуществлению хозяйственной деятельности в границах водоохранной зоны <6> и рыбохозяйственной заповедной зоны <7> озера Байкал.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Постановление Правительства Российской Федерации