Границы водного объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Границы водного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 27 ЗК РФ "Ограничения оборотоспособности земельных участков"1.1.3. Нахождение водного объекта (его части) в границах публичного земельного участка само по себе не препятствует предоставлению такого участка в аренду (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Постановление Правительства Российской Федерации
Статья: Понятие "поверхностный водный объект": от закона к судебной практике
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<16> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" // СЗ РФ. 2016. N 19. Ст. 2699.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<16> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" // СЗ РФ. 2016. N 19. Ст. 2699.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
(ред. от 31.07.2025)4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В настоящее время в ЕГРН появляется все больше границ населенных пунктов, границ земельных участков лесного фонда, земельных участков сельскохозяйственного назначения, ориентиров, позволяющих определить границы водных объектов (в виде соответствующих зон с особыми условиями использования территории), тем не менее многие из них по-прежнему отсутствуют в ЕГРН. В этой связи материалы землеустройства колхозов и совхозов не теряют своей востребованности.
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В настоящее время в ЕГРН появляется все больше границ населенных пунктов, границ земельных участков лесного фонда, земельных участков сельскохозяйственного назначения, ориентиров, позволяющих определить границы водных объектов (в виде соответствующих зон с особыми условиями использования территории), тем не менее многие из них по-прежнему отсутствуют в ЕГРН. В этой связи материалы землеустройства колхозов и совхозов не теряют своей востребованности.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)3 - 4. В комментируемой статье сохранено понятие о поверхностных водных объектах как о единстве поверхностных вод и покрытых ими земель. Данное юридическое представление основывается на воззрениях естественной науки о том, что водная масса и вмещающее ее понижение земной поверхности есть единый природный комплекс <1>. При этом границей водного объекта выступает береговая линия, ориентиры для установления которой определяются применительно к разным видам водных объектов. Комментируемые нормы ВК РФ направлены на решение вопросов, сложившихся в рамках реализации положений ранее действовавшего водного законодательства.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)3 - 4. В комментируемой статье сохранено понятие о поверхностных водных объектах как о единстве поверхностных вод и покрытых ими земель. Данное юридическое представление основывается на воззрениях естественной науки о том, что водная масса и вмещающее ее понижение земной поверхности есть единый природный комплекс <1>. При этом границей водного объекта выступает береговая линия, ориентиры для установления которой определяются применительно к разным видам водных объектов. Комментируемые нормы ВК РФ направлены на решение вопросов, сложившихся в рамках реализации положений ранее действовавшего водного законодательства.
Статья: Побочные продукты животноводства: приняты новые документы
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий;
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий;
Статья: Пределы цифровизации правовой охраны окружающей среды и природопользования
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)<28> См.: п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" // СЗ РФ. 2016. N 19. Ст. 2699.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)<28> См.: п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" // СЗ РФ. 2016. N 19. Ст. 2699.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В обязанности Роскадастра согласно п. 3 ч. 2 комментируемой статьи входит ведение реестра границ, указанного в п. 3 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона. Данный реестр границ включает реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В обязанности Роскадастра согласно п. 3 ч. 2 комментируемой статьи входит ведение реестра границ, указанного в п. 3 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона. Данный реестр границ включает реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий.
Статья: К вопросу о категориях земель в свете Определения Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе от 30 ноября 2021 г. N 2642-О "О прекращении производства по делу о проверке конституционности положений статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Шигорева"
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Так, КС РФ указал, что "исходя из концепции единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, однако, не следует, что собственник лишен возможности наделить заинтересованное лицо правом пользования как земельным участком, так и расположенным в его границах водным объектом". Однако, на наш взгляд, такое суждение хотя и верно, однако в некотором смысле это попытка "подогнать решение под ответ" и решение существующей проблемы ненадлежащими средствами.
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Так, КС РФ указал, что "исходя из концепции единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, однако, не следует, что собственник лишен возможности наделить заинтересованное лицо правом пользования как земельным участком, так и расположенным в его границах водным объектом". Однако, на наш взгляд, такое суждение хотя и верно, однако в некотором смысле это попытка "подогнать решение под ответ" и решение существующей проблемы ненадлежащими средствами.
Статья: Понятие территории федеральной территории "Сириус"
(Майборода В.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Таким образом, на современном этапе регулирования отношений по территориальному определению публично-правового субъекта - федеральной территории можно исходить из следующих постулатов: во-первых, границы федеральной территории закреплены в законе только как границы публично-правового субъекта; во-вторых, границы федеральной территории в части сухопутных границ не подлежат согласованию с органами публичной власти сопредельных субъектов России, в отличие от ординарного правового режима изменения границ между субъектами, вопреки предполагавшемуся мнению, высказанному в литературе <5>; и, в-третьих, пространственные пределы федеральной территории в части морских границ не имеют запрета к вовлечению в состав федеральной территории, в отличие от запрета, институционализированного применительно к субъектам России; в-четвертых, пространственные пределы федеральной территории в части морских границ имеют возможность для установления иначе, нежели границы водного объекта <6>.
(Майборода В.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Таким образом, на современном этапе регулирования отношений по территориальному определению публично-правового субъекта - федеральной территории можно исходить из следующих постулатов: во-первых, границы федеральной территории закреплены в законе только как границы публично-правового субъекта; во-вторых, границы федеральной территории в части сухопутных границ не подлежат согласованию с органами публичной власти сопредельных субъектов России, в отличие от ординарного правового режима изменения границ между субъектами, вопреки предполагавшемуся мнению, высказанному в литературе <5>; и, в-третьих, пространственные пределы федеральной территории в части морских границ не имеют запрета к вовлечению в состав федеральной территории, в отличие от запрета, институционализированного применительно к субъектам России; в-четвертых, пространственные пределы федеральной территории в части морских границ имеют возможность для установления иначе, нежели границы водного объекта <6>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Определение понятия водоохранной зоны и особенности ее правового режима закреплены в ст. 65 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ). Согласно п. 1 указанной статьи водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Определение понятия водоохранной зоны и особенности ее правового режима закреплены в ст. 65 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ). Согласно п. 1 указанной статьи водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В действующем законодательстве имеются положения, допускающие образование зон общего пользования. Зонирование выступает способом установления правового режима в различных сферах, в том числе в области общего пользования, в отношении которого применяется как зонирование, связанное с установлением ЗОУТ, так и территориальное зонирование. Необходимость выделения ЗОУТ в сфере общего пользования объясняется спецификой функций и характеристик определенных объектов. К их числу относится береговая полоса, представляющая собой полосу земли вдоль береговой линии (границы водного объекта), размер которой имеет расчетное значение в зависимости от вида и протяженности водного объекта. Береговая полоса входит в состав водоохранной зоны <1>, и на нее распространяется режим ЗОУТ <2>, следовательно, береговую полосу можно определить как зону с особыми условиями использования территорий общего пользования. Режим общего пользования также распространяется на водоохранную зону, поскольку она входит в состав водного объекта общего пользования <3>. Вместе с тем режим зоны общего пользования - береговой полосы и режим водоохранной зоны общего пользования имеют определенные различия, но более подробное рассмотрение данного вопроса выходит за пределы предмета настоящего исследования.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В действующем законодательстве имеются положения, допускающие образование зон общего пользования. Зонирование выступает способом установления правового режима в различных сферах, в том числе в области общего пользования, в отношении которого применяется как зонирование, связанное с установлением ЗОУТ, так и территориальное зонирование. Необходимость выделения ЗОУТ в сфере общего пользования объясняется спецификой функций и характеристик определенных объектов. К их числу относится береговая полоса, представляющая собой полосу земли вдоль береговой линии (границы водного объекта), размер которой имеет расчетное значение в зависимости от вида и протяженности водного объекта. Береговая полоса входит в состав водоохранной зоны <1>, и на нее распространяется режим ЗОУТ <2>, следовательно, береговую полосу можно определить как зону с особыми условиями использования территорий общего пользования. Режим общего пользования также распространяется на водоохранную зону, поскольку она входит в состав водного объекта общего пользования <3>. Вместе с тем режим зоны общего пользования - береговой полосы и режим водоохранной зоны общего пользования имеют определенные различия, но более подробное рассмотрение данного вопроса выходит за пределы предмета настоящего исследования.