Границы товарного рынка
Подборка наиболее важных документов по запросу Границы товарного рынка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Заявитель не согласен с претензией об установлении, поддержании монопольно высокой цены
(КонсультантПлюс, 2025)повышены цены на SMS-сообщения, но в аналитическом отчете о доминирующем положении не определены продуктовые границы товарного рынка
(КонсультантПлюс, 2025)повышены цены на SMS-сообщения, но в аналитическом отчете о доминирующем положении не определены продуктовые границы товарного рынка
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке" КоАП РФ"Суды пришли к выводу, что размер штрафа за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, подлежит исчислению исходя не из общей территории деятельности такого хозяйствующего субъекта, а из границ рынка предоставляемой услуги с учетом территории, на которой допущено конкретное нарушение, влекущее применение административного наказания. Соответственно, для определения размера выручки в целях расчета административного штрафа по названной статье необходимо определить границы товарного рынка, на котором совершено правонарушение и в пределах которого установлено доминирующее положение нарушителя."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Категории "цифровая платформа" и "цифровой товарный рынок" для целей конкурентного права
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Принятие "пятого антимонопольного пакета" и далее Федерального закона "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации" <*> (далее - Закон о платформенной экономике), в которых дается определение цифровой платформы, привело к кардинальному изменению правового регулирования конкурентных отношений. Обращаем внимание, что в качестве первой цели Закона о платформенной экономике названо развитие предпринимательства и конкуренции. С формированием платформенной экономики правовая и экономическая наука столкнулась с необходимостью решения целого ряда сложнейших вопросов, в частности: что есть цифровая платформа для целей конкурентного права? должны ли меняться законодательные подходы к определению продуктовых и географических границ товарного рынка в платформенной экономике? что есть цифровой товарный рынок? В настоящей статье мы попытаемся высказать свой авторский подход по вышеуказанным проблемам.
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Принятие "пятого антимонопольного пакета" и далее Федерального закона "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации" <*> (далее - Закон о платформенной экономике), в которых дается определение цифровой платформы, привело к кардинальному изменению правового регулирования конкурентных отношений. Обращаем внимание, что в качестве первой цели Закона о платформенной экономике названо развитие предпринимательства и конкуренции. С формированием платформенной экономики правовая и экономическая наука столкнулась с необходимостью решения целого ряда сложнейших вопросов, в частности: что есть цифровая платформа для целей конкурентного права? должны ли меняться законодательные подходы к определению продуктовых и географических границ товарного рынка в платформенной экономике? что есть цифровой товарный рынок? В настоящей статье мы попытаемся высказать свой авторский подход по вышеуказанным проблемам.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220
(ред. от 12.03.2020)
"Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026)III. Определение продуктовых границ товарного рынка
(ред. от 12.03.2020)
"Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026)III. Определение продуктовых границ товарного рынка
Статья: Маркетинговое исследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Его используют налоговые органы для проверки цен, применяемых налогоплательщиками, антимонопольные органы в целях определения географических и продуктовых границ товарных рынков в рамках исполнения своих полномочий по контролю за экономической концентрацией и конкуренцией на товарных рынках (абз. 10 п. 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Отчет о маркетинговом исследовании можно использовать также при обосновании размера таможенной стоимости товаров, при пересмотре кадастровой стоимости и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Его используют налоговые органы для проверки цен, применяемых налогоплательщиками, антимонопольные органы в целях определения географических и продуктовых границ товарных рынков в рамках исполнения своих полномочий по контролю за экономической концентрацией и конкуренцией на товарных рынках (абз. 10 п. 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Отчет о маркетинговом исследовании можно использовать также при обосновании размера таможенной стоимости товаров, при пересмотре кадастровой стоимости и др.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)- продуктовые границы товарного рынка исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)- продуктовые границы товарного рынка исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок получения коммерческой организацией предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок- изменение продуктовых или географических границ товарного рынка;
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)В соответствии с пунктом 10.3 Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушений пункта 2 части 1 статьи 11, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства; в) определение географических границ товарного рынка <1>; г) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)В соответствии с пунктом 10.3 Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушений пункта 2 части 1 статьи 11, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства; в) определение географических границ товарного рынка <1>; г) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.
Статья: Анализ товарного рынка как инструмент развития конкуренции: правовые аспекты
(Борисова Л.Н.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)В статье рассматриваются вопросы, связанные с ограничением конкуренции, основанным на сужении заказчиком границ товарного рынка, и указываются возможные способы решения этой проблемы.
(Борисова Л.Н.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)В статье рассматриваются вопросы, связанные с ограничением конкуренции, основанным на сужении заказчиком границ товарного рынка, и указываются возможные способы решения этой проблемы.
Статья: О некоторых аспектах установления доминирующего положения на цифровых рынках в российском антимонопольном законодательстве
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2024, N 8)Антимонопольный орган, применяя имеющийся у него инструментарий для анализа конкуренции на товарных рынках, использовал комбинацию методов определения границ товарных рынков присутствия цифровых платформ, достаточно успешно провел целый ряд расследований, которые завершились решением о признании владельцев цифровых платформ нарушившими положения законодательства о защите конкуренции. Также ФАС России достаточно подробно изучала механизмы взаимодействия и модели работы цифровых платформ для анализа корректной категории потребителей их услуг.
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2024, N 8)Антимонопольный орган, применяя имеющийся у него инструментарий для анализа конкуренции на товарных рынках, использовал комбинацию методов определения границ товарных рынков присутствия цифровых платформ, достаточно успешно провел целый ряд расследований, которые завершились решением о признании владельцев цифровых платформ нарушившими положения законодательства о защите конкуренции. Также ФАС России достаточно подробно изучала механизмы взаимодействия и модели работы цифровых платформ для анализа корректной категории потребителей их услуг.
Последние изменения: Недобросовестная конкуренция
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС России разъяснила, как устанавливаются географические границы товарного рынка при рассмотрении заявлений о нарушении ст. ст. 14.4, 14.8 Закона о защите конкуренции.
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС России разъяснила, как устанавливаются географические границы товарного рынка при рассмотрении заявлений о нарушении ст. ст. 14.4, 14.8 Закона о защите конкуренции.
Статья: Анализ товарного рынка: методологические вопросы правового регулирования в условиях цифровизации экономики
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Анализируя и соблюдая все этапы анализа, влияющие на конечный результат, важно не упустить их последовательности, что в дальнейшем позволит прийти к правильным выводам. Так, анализ рынка начинается с определения временного интервала и продуктовых границ, которые определяются из существа правонарушения субъекта, являющегося объектом антимонопольного контроля. Далее проводится определение географических границ, то есть определение территории, где объект антимонопольного контроля фактически осуществляет действия, нарушающие законодательство, и далее с учетом существа правонарушения производится установление территории, где потребитель приобретает ранее определенный товар, выявляются субъектный состав и доли участников рынка. Изменение установленной последовательности этапов анализа может привести к неверным выводам по его итогам. Например, если пропустить этап определения продуктовых границ товарного рынка, а определять сразу географические границы, то не будет ясно, на каком товарном рынке выявлять географию продаж, либо, пропустив первые этапы, не будет понятно, на каком рынке и в пределах какого временного интервала определять доли и уровень экономической концентрации.
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Анализируя и соблюдая все этапы анализа, влияющие на конечный результат, важно не упустить их последовательности, что в дальнейшем позволит прийти к правильным выводам. Так, анализ рынка начинается с определения временного интервала и продуктовых границ, которые определяются из существа правонарушения субъекта, являющегося объектом антимонопольного контроля. Далее проводится определение географических границ, то есть определение территории, где объект антимонопольного контроля фактически осуществляет действия, нарушающие законодательство, и далее с учетом существа правонарушения производится установление территории, где потребитель приобретает ранее определенный товар, выявляются субъектный состав и доли участников рынка. Изменение установленной последовательности этапов анализа может привести к неверным выводам по его итогам. Например, если пропустить этап определения продуктовых границ товарного рынка, а определять сразу географические границы, то не будет ясно, на каком товарном рынке выявлять географию продаж, либо, пропустив первые этапы, не будет понятно, на каком рынке и в пределах какого временного интервала определять доли и уровень экономической концентрации.
Статья: Китайская концепция киберсуверенитета и ее значение для правового регулирования искусственного интеллекта и обеспечения информационно-психологической безопасности в условиях защиты конкуренции
(Егорова М.А.)
("Предпринимательское право", 2024, N 3)Такие меры, несомненно, имеют политический аспект, но и направлены на ограничение с помощью административных мер конкуренции со стороны китайских компаний для их американских конкурентов в географических границах товарного рынка США и иных государств и недопущение их на соответствующие рынки или устранение с них.
(Егорова М.А.)
("Предпринимательское право", 2024, N 3)Такие меры, несомненно, имеют политический аспект, но и направлены на ограничение с помощью административных мер конкуренции со стороны китайских компаний для их американских конкурентов в географических границах товарного рынка США и иных государств и недопущение их на соответствующие рынки или устранение с них.
Статья: Комментарий к содержанию пятого антимонопольного пакета
(Грушин Ю.О.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Кроме того, товарный рынок не является константой, а обоснованно определяется ФАС для каждого конкретного случая. Для иллюстрации этого представим ситуацию, при которой пользователи сим-карт могли бы осуществлять звонки только на сим-карты того же оператора: в таком случае рынок мобильной связи оказался бы раздробленным на несколько кластеров, что поставило бы вопрос об определении границ товарного рынка и взаимозаменяемости товаров (услуг). При этом разные по силе сетевые эффекты наблюдались бы в каждом из кластеров.
(Грушин Ю.О.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Кроме того, товарный рынок не является константой, а обоснованно определяется ФАС для каждого конкретного случая. Для иллюстрации этого представим ситуацию, при которой пользователи сим-карт могли бы осуществлять звонки только на сим-карты того же оператора: в таком случае рынок мобильной связи оказался бы раздробленным на несколько кластеров, что поставило бы вопрос об определении границ товарного рынка и взаимозаменяемости товаров (услуг). При этом разные по силе сетевые эффекты наблюдались бы в каждом из кластеров.