ГПХ с госслужащим
Подборка наиболее важных документов по запросу ГПХ с госслужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства при привлечении к трудовой деятельности государственного (муниципального) служащего (в т.ч. бывшего)
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается незаконным привлечением к трудовой деятельности заключение госорганом трудового или гражданско-правового договора с государственным (муниципальным) служащим (в т.ч. бывшим) без извещения по его прежнему месту работы, даже если он трудоустраивается на должность, не относящуюся к должностям муниципальной или госслужбы
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается незаконным привлечением к трудовой деятельности заключение госорганом трудового или гражданско-правового договора с государственным (муниципальным) служащим (в т.ч. бывшим) без извещения по его прежнему месту работы, даже если он трудоустраивается на должность, не относящуюся к должностям муниципальной или госслужбы
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Уведомление о приеме на работу госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило государственную (муниципальную) службу, реорганизован или упразднен, соответствующее сообщение подлежит направлению в государственный (муниципальный) орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного) органа.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило государственную (муниципальную) службу, реорганизован или упразднен, соответствующее сообщение подлежит направлению в государственный (муниципальный) орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного) органа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какую ответственность может понести бывший госслужащий, уволившийся менее года назад с госслужбы, заключивший гражданско-правовой договор об оказании услуг с коммерческой организацией на сумму более 100 000 руб. в месяц и не сообщивший этой организации о своем статусе?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Какую ответственность может понести бывший госслужащий, уволившийся менее года назад с госслужбы, заключивший гражданско-правовой договор об оказании услуг с коммерческой организацией на сумму более 100 000 руб. в месяц и не сообщивший этой организации о своем статусе?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Какую ответственность может понести бывший госслужащий, уволившийся менее года назад с госслужбы, заключивший гражданско-правовой договор об оказании услуг с коммерческой организацией на сумму более 100 000 руб. в месяц и не сообщивший этой организации о своем статусе?
Готовое решение: Каков порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Несообщение либо несоблюдение порядка сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (или муниципальным) служащим по последнему месту его службы, когда это обязательно, влечет административную ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ (подробнее об этом см. разд. 3 настоящего материала). При этом привлечение к ответственности не освобождает от обязанности направить такое сообщение. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, ч. 4, 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, п. п. 10, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46.
(КонсультантПлюс, 2025)Несообщение либо несоблюдение порядка сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (или муниципальным) служащим по последнему месту его службы, когда это обязательно, влечет административную ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ (подробнее об этом см. разд. 3 настоящего материала). При этом привлечение к ответственности не освобождает от обязанности направить такое сообщение. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, ч. 4, 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, п. п. 10, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", -
(ред. от 04.11.2025)Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", -
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"11. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица - работодатели либо заказчики работ (услуг), которые привлекли к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного (муниципального) служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"11. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица - работодатели либо заказчики работ (услуг), которые привлекли к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного (муниципального) служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
Статья: Представители публично-правовых образований в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)В Положении о наблюдательном совете публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" <22> лишь повторены нормы Закона о том, что члены НС, не являющиеся лицами, занимающими должности государственной гражданской службы, осуществляют свою деятельность на основании гражданско-правового договора в соответствии с законодательством.
(Петров И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)В Положении о наблюдательном совете публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" <22> лишь повторены нормы Закона о том, что члены НС, не являющиеся лицами, занимающими должности государственной гражданской службы, осуществляют свою деятельность на основании гражданско-правового договора в соответствии с законодательством.
Статья: Прием на работу бывшего служащего: главные правила и опасные детали, которые нередко пропускают
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Вопреки утверждениям заявителя, предусмотренный Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим, исчисляемый в календарном порядке, начинает течь со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом.
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Вопреки утверждениям заявителя, предусмотренный Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим, исчисляемый в календарном порядке, начинает течь со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)При этом предъявление соискателем решения комиссии о согласии на замещение должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации не освобождает работодателя от обязанности уведомить государственный (муниципальный) орган о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)При этом предъявление соискателем решения комиссии о согласии на замещение должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации не освобождает работодателя от обязанности уведомить государственный (муниципальный) орган о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим.
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Также вполне справедливо возложение обязанности отправки уведомления о факте избрания (назначения) бывшего госслужащего в органы управления и контроля юридического лица на само это юридическое лицо. Конституционный Суд РФ при разрешении конкретных дел указал, что члены совета директоров и ревизионной комиссии, соглашаясь на осуществление определенной деятельности в интересах общества, принимают на себя обязанность по выполнению необходимой для этого функции по управлению и (или) контролю за деятельностью общества, и по существу, речь идет о заключении договора между обществом и членами совета директоров и ревизионной комиссии. При этом такая деятельность предполагает осуществление обществом предусмотренных законом выплат в пользу членов совета директоров и ревизионной комиссии по решению общего собрания акционеров <38>. То есть можно говорить, по сути, о выполнении части условий действующей ст. 12 Закона о противодействии коррупции, за исключением установленного размера вознаграждения в 100 тыс. руб. в месяц за выполнение бывшим госслужащим работ (услуг) на основании гражданско-правового договора.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Также вполне справедливо возложение обязанности отправки уведомления о факте избрания (назначения) бывшего госслужащего в органы управления и контроля юридического лица на само это юридическое лицо. Конституционный Суд РФ при разрешении конкретных дел указал, что члены совета директоров и ревизионной комиссии, соглашаясь на осуществление определенной деятельности в интересах общества, принимают на себя обязанность по выполнению необходимой для этого функции по управлению и (или) контролю за деятельностью общества, и по существу, речь идет о заключении договора между обществом и членами совета директоров и ревизионной комиссии. При этом такая деятельность предполагает осуществление обществом предусмотренных законом выплат в пользу членов совета директоров и ревизионной комиссии по решению общего собрания акционеров <38>. То есть можно говорить, по сути, о выполнении части условий действующей ст. 12 Закона о противодействии коррупции, за исключением установленного размера вознаграждения в 100 тыс. руб. в месяц за выполнение бывшим госслужащим работ (услуг) на основании гражданско-правового договора.
Статья: Правовые проблемы применения статьи 19.29 КоАП
(Жубрин Р.В., Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 8)Статьей 19.29 КоАП предусмотрена ответственность за привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом N 273-ФЗ.
(Жубрин Р.В., Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 8)Статьей 19.29 КоАП предусмотрена ответственность за привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом N 273-ФЗ.