Государство как субъект международного частного права
Подборка наиболее важных документов по запросу Государство как субъект международного частного права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государство как субъект публичного права: теоретико-правовой аспект
(Шматова Е.С.)
("Юрист", 2023, N 10)<1> Петросян М.А. Государство как субъект международного частного права // Актуальные проблемы права: мат. V Междунар. науч. конф. (Москва, декабрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 189.
(Шматова Е.С.)
("Юрист", 2023, N 10)<1> Петросян М.А. Государство как субъект международного частного права // Актуальные проблемы права: мат. V Междунар. науч. конф. (Москва, декабрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 189.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<417> См.: Звонова Е.А. Современные проблемы государственных долгов и суверенных дефолтов в странах Евросоюза // Вестник Финансового университета. 2016. N 4. С. 105 - 118. Демидов И.А. Государство как субъект международного частного права: Дис. ... канд. юрид. наук. 2005.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<417> См.: Звонова Е.А. Современные проблемы государственных долгов и суверенных дефолтов в странах Евросоюза // Вестник Финансового университета. 2016. N 4. С. 105 - 118. Демидов И.А. Государство как субъект международного частного права: Дис. ... канд. юрид. наук. 2005.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.11.2015 N 330-ФЗ
(ред. от 08.06.2020)
"О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации"5. В целях взаимодействия с Гаагской конференцией по международному частному праву по вопросам, связанным с исполнением Российской Федерацией положений Конвенции, компетентные органы предоставляют уполномоченному органу по его запросам информацию, связанную с проставлением апостиля компетентными органами.
(ред. от 08.06.2020)
"О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации"5. В целях взаимодействия с Гаагской конференцией по международному частному праву по вопросам, связанным с исполнением Российской Федерацией положений Конвенции, компетентные органы предоставляют уполномоченному органу по его запросам информацию, связанную с проставлением апостиля компетентными органами.
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения дел с участием иностранных лиц в арбитражном процессе
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Согласно сведениям, размещенным на интернет-сайте Гаагской конференции по международному частному праву <2>, Российская Федерация указала, что к числу органов, уполномоченных направлять запросы о правовой помощи, относятся: Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды первой инстанции (и другие федеральные суды).
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Согласно сведениям, размещенным на интернет-сайте Гаагской конференции по международному частному праву <2>, Российская Федерация указала, что к числу органов, уполномоченных направлять запросы о правовой помощи, относятся: Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды первой инстанции (и другие федеральные суды).
Статья: Соотношение санкций, публичного порядка и сверхимперативных норм в международном частном праве
(Абросимова Е.А., Рзаев Р.Г. оглы)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Для начала важно понимать сущность и правовую природу санкций. В литературе существует немало определений, которые раскрывают содержание данного термина. Так, в 1938 году Британский королевский институт международных отношений дал чересчур широкое определение понятию "международная санкция" как "действие, предпринимаемое членами международного сообщества против существующих или угрожающих нарушений права" <13>. Отечественные ученые-правоведы также неоднократно давали определение данному понятию. К примеру, В.А. Василенко считал, что под международно-правовыми санкциями понимается "система вооруженных и невооруженных принудительных мер, которые в случае необходимости могут применяться как децентрализованно (отдельными государствами), так и централизованно (международными организациями) против субъектов международного права, нарушающих международный порядок" <14>. В общем и целом под санкциями понимаются инструменты ведения внешней политики государств, целью введения которых является усугубление и подрыв экономического положения в определенном государстве в качестве предупредительной меры или понуждения к прекращению определенных действий со стороны подсанкционного государства, если такие действия рассматриваются "авторами" санкций в качестве противоправных в глобальном смысле этого слова. Санкции могут быть введены как в отношении группы компаний, организаций, так и в отношении отдельных категорий граждан, которые ведут предпринимательскую деятельность, то есть адресатами санкций являются конкретные субъекты, связанные с государством по принципу происхождения или регистрации, а также менее очевидным образом. В данном контексте международное частное право рассматривается как отрасль, которая регулирует частноправовые отношения с иностранным элементом, которые в рассматриваемом контексте складываются между подсанкционными лицами и лицами из стран, вводящих такие санкции. И невозможно не отметить, что введение санкции напрямую повлияло и влияет на ход деятельности таких организаций. В соответствии с опросом "Индекс деловой среды РСПП" были определены убытки в ходе экономической деятельности предприятий в Российской Федерации: 48,1% организаций полагают, что санкции влияют на их функционирование, 38,9% опровергают данный факт, а 13% затрудняются дать ответ на данный вопрос <15>.
(Абросимова Е.А., Рзаев Р.Г. оглы)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Для начала важно понимать сущность и правовую природу санкций. В литературе существует немало определений, которые раскрывают содержание данного термина. Так, в 1938 году Британский королевский институт международных отношений дал чересчур широкое определение понятию "международная санкция" как "действие, предпринимаемое членами международного сообщества против существующих или угрожающих нарушений права" <13>. Отечественные ученые-правоведы также неоднократно давали определение данному понятию. К примеру, В.А. Василенко считал, что под международно-правовыми санкциями понимается "система вооруженных и невооруженных принудительных мер, которые в случае необходимости могут применяться как децентрализованно (отдельными государствами), так и централизованно (международными организациями) против субъектов международного права, нарушающих международный порядок" <14>. В общем и целом под санкциями понимаются инструменты ведения внешней политики государств, целью введения которых является усугубление и подрыв экономического положения в определенном государстве в качестве предупредительной меры или понуждения к прекращению определенных действий со стороны подсанкционного государства, если такие действия рассматриваются "авторами" санкций в качестве противоправных в глобальном смысле этого слова. Санкции могут быть введены как в отношении группы компаний, организаций, так и в отношении отдельных категорий граждан, которые ведут предпринимательскую деятельность, то есть адресатами санкций являются конкретные субъекты, связанные с государством по принципу происхождения или регистрации, а также менее очевидным образом. В данном контексте международное частное право рассматривается как отрасль, которая регулирует частноправовые отношения с иностранным элементом, которые в рассматриваемом контексте складываются между подсанкционными лицами и лицами из стран, вводящих такие санкции. И невозможно не отметить, что введение санкции напрямую повлияло и влияет на ход деятельности таких организаций. В соответствии с опросом "Индекс деловой среды РСПП" были определены убытки в ходе экономической деятельности предприятий в Российской Федерации: 48,1% организаций полагают, что санкции влияют на их функционирование, 38,9% опровергают данный факт, а 13% затрудняются дать ответ на данный вопрос <15>.
Статья: Трансграничные нефтегазовые сделки в международном частном праве: понятие, виды, особенности регулирования
(Андриянов Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)В.В. Романова, например, продолжает использовать ранее закрепленный в ст. 162 ГК РФ термин "внешнеэкономическая сделка" <16>. И.П. Марчуков пишет, что "к ним прежде всего следует отнести договоры по экспорту или импорту энергетических ресурсов, сторонами которых являются предприниматели и предпринимательские структуры - субъекты МЧП разных государств (резиденты и нерезиденты)" <17>. Такие сделки являются специальной разновидностью общих международных контрактов (договоров купли-продажи, перевозки и т.д.). По мнению В.А. Канашевского, "их можно именовать по-разному - международными коммерческими сделками, трансграничными коммерческими сделками, международными торговыми сделками и т.п., - терминология определяющего значения не имеет, поскольку ни один из указанных терминов не имеет какого-либо "легального воплощения" (иными словами, не используется в нормативных актах)" <18>. О.В. Меркушова отмечает актуальность "международного частноправового регулирования договорно-правовых основ коммерческой деятельности транснациональных субъектов в сфере недропользования" <19>. Отдельные аспекты трансграничных нефтегазовых сделок были исследованы В.Н. Ануровым <20>, Д.О. Кутафиным <21>, Я.К. Федосовым <22>, Н.Г. Дорониной, Н.Г. Семилютиной <23> и др., однако тема еще не получила своего полноценного теоретического развития.
(Андриянов Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)В.В. Романова, например, продолжает использовать ранее закрепленный в ст. 162 ГК РФ термин "внешнеэкономическая сделка" <16>. И.П. Марчуков пишет, что "к ним прежде всего следует отнести договоры по экспорту или импорту энергетических ресурсов, сторонами которых являются предприниматели и предпринимательские структуры - субъекты МЧП разных государств (резиденты и нерезиденты)" <17>. Такие сделки являются специальной разновидностью общих международных контрактов (договоров купли-продажи, перевозки и т.д.). По мнению В.А. Канашевского, "их можно именовать по-разному - международными коммерческими сделками, трансграничными коммерческими сделками, международными торговыми сделками и т.п., - терминология определяющего значения не имеет, поскольку ни один из указанных терминов не имеет какого-либо "легального воплощения" (иными словами, не используется в нормативных актах)" <18>. О.В. Меркушова отмечает актуальность "международного частноправового регулирования договорно-правовых основ коммерческой деятельности транснациональных субъектов в сфере недропользования" <19>. Отдельные аспекты трансграничных нефтегазовых сделок были исследованы В.Н. Ануровым <20>, Д.О. Кутафиным <21>, Я.К. Федосовым <22>, Н.Г. Дорониной, Н.Г. Семилютиной <23> и др., однако тема еще не получила своего полноценного теоретического развития.
Статья: Государственная политика в сфере семейного предпринимательства и его поддержка
(Левушкин А.Н., Измайлов В.В.)
("Современный юрист", 2021, N 1)С позиции международного частного права новыми субъектами стали также и физические лица, являющиеся резидентами государств постсоветского пространства (в настоящее время государства - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Казахстан, Армения, Кыргызстан и Беларусь (ст. 5 ФЗ N 422)), готовых вести на условиях эксперимента предпринимательскую деятельность в качестве самозанятых на территории регионов РФ, определенных ФЗ N 422.
(Левушкин А.Н., Измайлов В.В.)
("Современный юрист", 2021, N 1)С позиции международного частного права новыми субъектами стали также и физические лица, являющиеся резидентами государств постсоветского пространства (в настоящее время государства - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Казахстан, Армения, Кыргызстан и Беларусь (ст. 5 ФЗ N 422)), готовых вести на условиях эксперимента предпринимательскую деятельность в качестве самозанятых на территории регионов РФ, определенных ФЗ N 422.
Статья: Особенности направления запросов о правовой помощи по делам о преступлениях, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий
(Дамирчиев Э.И. оглы)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 4)Вместе с тем возникает вопрос о допустимости электронной информации, полученной напрямую от поставщика услуг, поскольку международное сотрудничество в борьбе с преступностью реализуется на уровне государств, выступающих, по сути, основным субъектом международного права, а не частных юридических лиц.
(Дамирчиев Э.И. оглы)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 4)Вместе с тем возникает вопрос о допустимости электронной информации, полученной напрямую от поставщика услуг, поскольку международное сотрудничество в борьбе с преступностью реализуется на уровне государств, выступающих, по сути, основным субъектом международного права, а не частных юридических лиц.
Статья: К вопросу о способах разрешения космических споров
(Засемкова О.Ф.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 1)Засемкова Олеся Федоровна, доцент кафедры международного частного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.
(Засемкова О.Ф.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 1)Засемкова Олеся Федоровна, доцент кафедры международного частного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.
Статья: Трансформация договора возмездного оказания услуг в цифровой экономике
(Ворникова Е.Д.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)Учитывая оказание цифровых услуг с использованием сети Интернет вне территориальных границ конкретного государства, в подавляющем большинстве отношений по оказанию услуг может быть выявлен иностранный элемент. Это не означает, что появляется новый субъект, но на практике иностранный элемент открывает возможность применения механизмов международного частного права и особых правовых режимов предпринимательской деятельности.
(Ворникова Е.Д.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)Учитывая оказание цифровых услуг с использованием сети Интернет вне территориальных границ конкретного государства, в подавляющем большинстве отношений по оказанию услуг может быть выявлен иностранный элемент. Это не означает, что появляется новый субъект, но на практике иностранный элемент открывает возможность применения механизмов международного частного права и особых правовых режимов предпринимательской деятельности.
Статья: Совершенствование российского судопроизводства в условиях экономических санкций: неисполнимость юрисдикционного соглашения и антиисковый запрет (часть 2)
(Щукин А.И.)
("Закон", 2021, N 2)Щукин Андрей Игоревич, ведущий научный сотрудник отдела международного частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.
(Щукин А.И.)
("Закон", 2021, N 2)Щукин Андрей Игоревич, ведущий научный сотрудник отдела международного частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Учитывая многообразие критериев выявления иностранного элемента, а также факт оказания большинства услуг посредством сети Интернет, то есть виртуально и вне территориальных границ конкретного государства, в отношениях на цифровой платформе иностранный элемент может быть выявлен в любой момент. В связи с выявлением иностранного элемента технологические аспекты оказания услуг не меняются, а меняется их правовое регулирование. У субъектов исследуемых отношений появляется возможность применения механизмов международного частного права, а публично-правовое регулирование осуществляется с применением особых правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности. В связи с изложенным автор монографии не проводит строгого различия между отношениями с иностранным элементом и "внутренними" отношениями без иностранного элемента. Отношения на цифровой платформе редко формируются без иностранного элемента.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Учитывая многообразие критериев выявления иностранного элемента, а также факт оказания большинства услуг посредством сети Интернет, то есть виртуально и вне территориальных границ конкретного государства, в отношениях на цифровой платформе иностранный элемент может быть выявлен в любой момент. В связи с выявлением иностранного элемента технологические аспекты оказания услуг не меняются, а меняется их правовое регулирование. У субъектов исследуемых отношений появляется возможность применения механизмов международного частного права, а публично-правовое регулирование осуществляется с применением особых правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности. В связи с изложенным автор монографии не проводит строгого различия между отношениями с иностранным элементом и "внутренними" отношениями без иностранного элемента. Отношения на цифровой платформе редко формируются без иностранного элемента.
Статья: Транснациональное коммерческое право: эволюция понятия
(Фонотова О.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)Вопросы, затрагивающие правовое регулирование отношений с участием нескольких стран, регулируются международным публичным правом (International Public Law). Оно представляет собой свод норм, которые устанавливают преимущественно право государств в их отношениях друг с другом, а также право международных организаций и даже отдельных частных лиц в отношениях с государствами, когда задействованы международные публичные факторы. Такое право государств (наций, народов) основано на международных договорах, общих принципах права, международных обычаях, общепризнанных как обязательные и подлежащие исполнению государствами, и выраженных в решениях международных трибуналов. С другой стороны, традиционно международное частное право (Private International Law) в основном состоит из набора внутренних национальных правовых норм, касающихся разрешения проблемы коллизии национального права отдельных юрисдикций, претендующего на регулирование частноправовых отношений, имеющих международную характеристику. Следовательно, в термине "международный" прослеживается правовая связь между государствами, выступающими в качестве субъектов властных отношений (международное публичное право), либо связь между правовыми системами отдельных национальных правопорядков, призванных урегулировать частные взаимодействия (международное частное право).
(Фонотова О.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)Вопросы, затрагивающие правовое регулирование отношений с участием нескольких стран, регулируются международным публичным правом (International Public Law). Оно представляет собой свод норм, которые устанавливают преимущественно право государств в их отношениях друг с другом, а также право международных организаций и даже отдельных частных лиц в отношениях с государствами, когда задействованы международные публичные факторы. Такое право государств (наций, народов) основано на международных договорах, общих принципах права, международных обычаях, общепризнанных как обязательные и подлежащие исполнению государствами, и выраженных в решениях международных трибуналов. С другой стороны, традиционно международное частное право (Private International Law) в основном состоит из набора внутренних национальных правовых норм, касающихся разрешения проблемы коллизии национального права отдельных юрисдикций, претендующего на регулирование частноправовых отношений, имеющих международную характеристику. Следовательно, в термине "международный" прослеживается правовая связь между государствами, выступающими в качестве субъектов властных отношений (международное публичное право), либо связь между правовыми системами отдельных национальных правопорядков, призванных урегулировать частные взаимодействия (международное частное право).