Государственный надзор в сфере труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный надзор в сфере труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13 "Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации""В ходе проверки было установлено, что Общество 14 сентября 2021 года привлекло к трудовой деятельности гражданина Республики Таджикистан У. вместе с тем в нарушение требований части 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в установленный законом срок не уведомило территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора с названным иностранным гражданином.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Топ-8 ответов на вопросы о составлении графика отпусков
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 12)Также не забываем, что функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда осуществляет Роструд, а не Минтруд России. Поэтому безопаснее прислушаться именно к позиции Роструда и указывать в графике точные даты будущих отпусков работников.
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 12)Также не забываем, что функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда осуществляет Роструд, а не Минтруд России. Поэтому безопаснее прислушаться именно к позиции Роструда и указывать в графике точные даты будущих отпусков работников.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Преобразование службы занятости потребовало уточнения и корректировки закрепленной в Законе о занятости системы органов государственной службы занятости, объединяющей: уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по обеспечению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; государственные учреждения службы занятости населения (ст. 15). В соответствии с Федеральным законом о занятости государственная служба занятости включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения (Минтруд России); федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы (Роструд России); исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения; государственные учреждения, сформированные субъектами Российской Федерации в целях осуществления полномочий в сфере занятости населения (государственные учреждения службы занятости) (ст. 12).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Преобразование службы занятости потребовало уточнения и корректировки закрепленной в Законе о занятости системы органов государственной службы занятости, объединяющей: уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по обеспечению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; государственные учреждения службы занятости населения (ст. 15). В соответствии с Федеральным законом о занятости государственная служба занятости включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения (Минтруд России); федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы (Роструд России); исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения; государственные учреждения, сформированные субъектами Российской Федерации в целях осуществления полномочий в сфере занятости населения (государственные учреждения службы занятости) (ст. 12).
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 14. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 14. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы
Приказ Роструда от 31.10.2018 N 361-к
"Об утверждении карты коррупционных рисков и мер по их минимизации Федеральной службы по труду и занятости"1. Осуществление государственного надзора в сфере труда
"Об утверждении карты коррупционных рисков и мер по их минимизации Федеральной службы по труду и занятости"1. Осуществление государственного надзора в сфере труда
Статья: Контроль за соблюдением трудового законодательства в предпринимательской деятельности как функция государственного управления
(Бармина О.Н., Татаринов А.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 2)В трудовом праве эти два понятия переплетены, носят смешанный характер. Какое значение имеют эти, как кажется, чисто теоретические рассуждения? Нам представляется, что происходящие в последнее время изменения в правовом регулировании позволяют делать осторожные выводы о том, что государство все же пытается усилить профилактическую составляющую в контрольно-надзорной деятельности в сфере трудового законодательства: принято Постановление Правительства РФ от 21 июля 2021 г. N 1230 (ред. от 27.01.2022) "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" <11>, оно пришло на смену Положению о федеральном государственный надзоре в сфере труда <12>.
(Бармина О.Н., Татаринов А.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 2)В трудовом праве эти два понятия переплетены, носят смешанный характер. Какое значение имеют эти, как кажется, чисто теоретические рассуждения? Нам представляется, что происходящие в последнее время изменения в правовом регулировании позволяют делать осторожные выводы о том, что государство все же пытается усилить профилактическую составляющую в контрольно-надзорной деятельности в сфере трудового законодательства: принято Постановление Правительства РФ от 21 июля 2021 г. N 1230 (ред. от 27.01.2022) "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" <11>, оно пришло на смену Положению о федеральном государственный надзоре в сфере труда <12>.
Ситуация: Что делать в случае незаконного увольнения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Незаконные действия работодателя вы можете обжаловать в государственную инспекцию труда, которая осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере труда (ч. 1 ст. 353, абз. 2 ст. 356 ТК РФ; п. п. 3, 8 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Незаконные действия работодателя вы можете обжаловать в государственную инспекцию труда, которая осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере труда (ч. 1 ст. 353, абз. 2 ст. 356 ТК РФ; п. п. 3, 8 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230).
Статья: Чем запомнился 2023 год и что ждать работодателям от 2024 года?
(Свистунова Н., Стародубцев В., Цуркан Н., Шамбер О., Черемисова С., Рейзман Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Предлагаемые законопроекты игнорируют этот накопленный опыт, мотивируя изменения защитой прав работника от возможных злоупотреблений работодателя. Но ведь злоупотребления единичны. С ними вполне справляются судебная система и органы государственного надзора и контроля в сфере трудовых отношений. Законодательное ограничение прав работодателя в части обеспечения трудовой и технологической дисциплины для целей защиты работника - это как если у охраны оборонного объекта отобрать боевое оружие и заменить его макетами, чтобы избежать излишне острой реакции на нарушение.
(Свистунова Н., Стародубцев В., Цуркан Н., Шамбер О., Черемисова С., Рейзман Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Предлагаемые законопроекты игнорируют этот накопленный опыт, мотивируя изменения защитой прав работника от возможных злоупотреблений работодателя. Но ведь злоупотребления единичны. С ними вполне справляются судебная система и органы государственного надзора и контроля в сфере трудовых отношений. Законодательное ограничение прав работодателя в части обеспечения трудовой и технологической дисциплины для целей защиты работника - это как если у охраны оборонного объекта отобрать боевое оружие и заменить его макетами, чтобы избежать излишне острой реакции на нарушение.
Статья: Правовая основа занятости населения и организационные основы противодействия нелегальной занятости
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)В научной литературе [1] выражены предложения о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, которые будут способствовать пресечению или выявлению неформально занятых работников. По мнению А.Д. Полтавского, необходимо дополнить основания для проведения внеплановой проверки в рамках осуществления государственного надзора в сфере труда: выявление фактов неоформления трудовых отношений [7, с. 140].
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)В научной литературе [1] выражены предложения о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, которые будут способствовать пресечению или выявлению неформально занятых работников. По мнению А.Д. Полтавского, необходимо дополнить основания для проведения внеплановой проверки в рамках осуществления государственного надзора в сфере труда: выявление фактов неоформления трудовых отношений [7, с. 140].
Статья: Контрольная (надзорная) деятельность Роструда: современное состояние и перспективы развития
(Сапфирова А.А.)
("Юрист", 2024, N 5)Система таких органов представлена федеральными службами по направлениям деятельности - Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Роскомнадзор и т.д. К таким органам относится и Роструд, объектами контроля (надзора) которого являются работодатели. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в том числе функцию федерального государственного контроля (надзора) в сфере труда <2>.
(Сапфирова А.А.)
("Юрист", 2024, N 5)Система таких органов представлена федеральными службами по направлениям деятельности - Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Роскомнадзор и т.д. К таким органам относится и Роструд, объектами контроля (надзора) которого являются работодатели. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в том числе функцию федерального государственного контроля (надзора) в сфере труда <2>.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан. Данное Министерство имеет территориальные подразделения, взаимодействующие с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам организации и охраны труда.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан. Данное Министерство имеет территориальные подразделения, взаимодействующие с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам организации и охраны труда.
Статья: Юридическая ответственность за уклонение от оформления трудового договора: проблемы правоприменения
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)В докладе по правоприменительной практике федерального государственного надзора в сфере труда в Саратовской области в 2022 году, как и в предыдущие годы, обращено внимание на вопросы легализации трудовых отношений. Из отчета Государственной инспекции труда за 2022 год следует, что в Государственную инспекцию труда в Саратовской области поступило 4 553 обращения граждан о нарушении их трудовых прав, из которых 1 723 обращения касались вопросов оплаты труда, 306 обращений были по вопросам оформления трудовых отношений, и др.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)В докладе по правоприменительной практике федерального государственного надзора в сфере труда в Саратовской области в 2022 году, как и в предыдущие годы, обращено внимание на вопросы легализации трудовых отношений. Из отчета Государственной инспекции труда за 2022 год следует, что в Государственную инспекцию труда в Саратовской области поступило 4 553 обращения граждан о нарушении их трудовых прав, из которых 1 723 обращения касались вопросов оплаты труда, 306 обращений были по вопросам оформления трудовых отношений, и др.
Статья: Защита прав и законных интересов работников как задача трудового законодательства
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Одним из приоритетных направлений в защите трудовых прав и свобод граждан выступает деятельность контролирующих государственных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства <8>. В соответствии с ч. 1 ст. 353 ТК РФ государственный надзор за соблюдением трудового законодательства возлагается на федеральную инспекцию труда и реализуется в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875 <9> федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и ее территориальных органов (государственных инспекций труда). Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ее полномочия закреплены в Положении о Федеральной службе по труду и занятости <10>.
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Одним из приоритетных направлений в защите трудовых прав и свобод граждан выступает деятельность контролирующих государственных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства <8>. В соответствии с ч. 1 ст. 353 ТК РФ государственный надзор за соблюдением трудового законодательства возлагается на федеральную инспекцию труда и реализуется в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875 <9> федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и ее территориальных органов (государственных инспекций труда). Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ее полномочия закреплены в Положении о Федеральной службе по труду и занятости <10>.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.