Государственный контроль в области охраны труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный контроль в области охраны труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)3. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями работодателя, комитетом (комиссией) по охране труда, выборным органом первичной профсоюзной организации, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии), а также, при необходимости, с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля (п. 11 Рекомендаций).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)3. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями работодателя, комитетом (комиссией) по охране труда, выборным органом первичной профсоюзной организации, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии), а также, при необходимости, с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля (п. 11 Рекомендаций).
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Трудовое законодательство обеспечивает создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у работодателя; подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; государственному, профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); разрешению трудовых споров и т.п.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Трудовое законодательство обеспечивает создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у работодателя; подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; государственному, профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); разрешению трудовых споров и т.п.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Пунктом 1.6 Порядка обучения по охране труда установлено, что работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда, а также работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, государственного надзора и контроля, педагогические работники образовательных учреждений, осуществляющие преподавание дисциплины "охрана труда", имеющие непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу могут не проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Пунктом 1.6 Порядка обучения по охране труда установлено, что работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда, а также работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, государственного надзора и контроля, педагогические работники образовательных учреждений, осуществляющие преподавание дисциплины "охрана труда", имеющие непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу могут не проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(ред. от 29.09.2025)государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Статья: Правовые основы деятельности правовых инспекций труда профсоюзов
(Купреев Я.В.)
("Цивилист", 2024, N 2)Так или иначе, общественные отношения, связанные с деятельностью профессиональных союзов, продолжают оставаться предметом трудового права и трудового законодательства. На это прямо указывает ст. 1 ТК РФ, устанавливающая, что "задачей трудового законодательства... является правовое регулирование отношений... по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях". Далее в этой же норме основной задачей названы государственный контроль (надзор), профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В науке отмечается, что трудовые отношения охватывают три элемента: имущественный, управленческий и охранительный; причем каждый из этих элементов оказывает свое влияние на метод трудового права <11>.
(Купреев Я.В.)
("Цивилист", 2024, N 2)Так или иначе, общественные отношения, связанные с деятельностью профессиональных союзов, продолжают оставаться предметом трудового права и трудового законодательства. На это прямо указывает ст. 1 ТК РФ, устанавливающая, что "задачей трудового законодательства... является правовое регулирование отношений... по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях". Далее в этой же норме основной задачей названы государственный контроль (надзор), профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В науке отмечается, что трудовые отношения охватывают три элемента: имущественный, управленческий и охранительный; причем каждый из этих элементов оказывает свое влияние на метод трудового права <11>.
Готовое решение: В каких случаях трудовая инспекция применяет проверочные листы
(КонсультантПлюс, 2025)Специальных требований к порядку применения проверочных листов в области охраны труда нет. Применяются общие правила, предусмотренные для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В частности, государственные инспекторы труда обязаны использовать проверочные листы при проведении плановых выездных проверок работодателей в том числе в области охраны труда (п. п. 2, 35 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230, пп. "б" п. 10 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 N 1844).
(КонсультантПлюс, 2025)Специальных требований к порядку применения проверочных листов в области охраны труда нет. Применяются общие правила, предусмотренные для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В частности, государственные инспекторы труда обязаны использовать проверочные листы при проведении плановых выездных проверок работодателей в том числе в области охраны труда (п. п. 2, 35 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230, пп. "б" п. 10 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 N 1844).
Статья: Отношения, входящие в предмет трудового права: современное состояние и необходимость изменений
(Васильева Ю.В., Драчук М.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Одной из основных задач формирования трудового законодательства в современном его состоянии является защита государством трудовых прав и охраняемых законом интересов работника в той мере, в которой он, как слабая сторона трудовых отношений, не может сделать этого самостоятельно, но при условии сохранения экономических и управленческих возможностей для работодателя вести свою деятельность, в том числе с собственной прибылью. Такое публично-правовое решение иногда называют балансом интересов работников, работодателей и государства [15, с. 258; 18; 33, с. 541 - 542]. В силу сказанного предмет трудового права включает в себя ряд отношений, нормы о которых законодатель заимствует из иных отраслей. В качестве некоторых следствий указанного решения можно отметить информирование работника о его правовых возможностях и полноту изложения нормативного материала. В таком качестве представлены: 1) отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров в судах, 2) отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами и 3) частично - отношения по государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
(Васильева Ю.В., Драчук М.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Одной из основных задач формирования трудового законодательства в современном его состоянии является защита государством трудовых прав и охраняемых законом интересов работника в той мере, в которой он, как слабая сторона трудовых отношений, не может сделать этого самостоятельно, но при условии сохранения экономических и управленческих возможностей для работодателя вести свою деятельность, в том числе с собственной прибылью. Такое публично-правовое решение иногда называют балансом интересов работников, работодателей и государства [15, с. 258; 18; 33, с. 541 - 542]. В силу сказанного предмет трудового права включает в себя ряд отношений, нормы о которых законодатель заимствует из иных отраслей. В качестве некоторых следствий указанного решения можно отметить информирование работника о его правовых возможностях и полноту изложения нормативного материала. В таком качестве представлены: 1) отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров в судах, 2) отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами и 3) частично - отношения по государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.