Государственные и муниципальные преференции
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственные и муниципальные преференции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Договоры, заключенные в нарушение императивных запретов законодательства о конкуренции, ничтожны
Постановление Президиума ВАС РФ от 11.03.2014 N 16034/13 по делу N А53-17625/12
Применимые нормы: ст. 168 ГК РФ, ст. ст. 17.1, 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗПередача администрацией обществу спорного имущества по договору без торгов и без согласия антимонопольного органа является нарушением положений ст. ст. 17.1, 20 и ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Антимонопольный орган наделен правом выдать предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав или о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, с целью устранения обстоятельств, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Между тем вопрос о действительности сделки, заключенной в нарушение указанных норм, исследуется судом самостоятельно. Спорные договоры признаны ничтожными, поскольку в ч. 1 ст. 17.1, ст. ст. 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ содержится адресованный участникам оборота императивный запрет на заключение подобных сделок.
Постановление Президиума ВАС РФ от 11.03.2014 N 16034/13 по делу N А53-17625/12
Применимые нормы: ст. 168 ГК РФ, ст. ст. 17.1, 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗПередача администрацией обществу спорного имущества по договору без торгов и без согласия антимонопольного органа является нарушением положений ст. ст. 17.1, 20 и ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Антимонопольный орган наделен правом выдать предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав или о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, с целью устранения обстоятельств, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Между тем вопрос о действительности сделки, заключенной в нарушение указанных норм, исследуется судом самостоятельно. Спорные договоры признаны ничтожными, поскольку в ч. 1 ст. 17.1, ст. ст. 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ содержится адресованный участникам оборота императивный запрет на заключение подобных сделок.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15 "Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации" Федерального закона "О защите конкуренции""Таким образом, как верно указано судами, предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции, является самостоятельным нарушением, прямо поименованным в части 1 статьи 15 этого Закона."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые последствия неправомерного предоставления государственных и муниципальных преференций
(Бочинин И.П.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)"Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3
(Бочинин И.П.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)"Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 5. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 5. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)Об отнесении процессов государственных и муниципальных закупок к преференциям
(утв. Минэкономразвития России)Об отнесении процессов государственных и муниципальных закупок к преференциям
Вопрос: Какие существуют формы предоставления государственных и муниципальных преференций?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Вопрос: Кто может подать заявление на предоставление государственной или муниципальной преференции?
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
Вопрос: Является ли предоставление налоговых льгот государственной или муниципальной преференцией?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Вопрос: Какие виды договоров возможно заключить на основании предоставления государственной или муниципальной преференции?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Вопрос: Какие объекты гражданских прав могут быть переданы в качестве государственной или муниципальной преференции?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Статья: Государственные и муниципальные преференции: влияние на конкуренцию
(Бочинин И.П.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3)"Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3
(Бочинин И.П.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3)"Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3
Готовое решение: Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
(КонсультантПлюс, 2025)На практике иногда приходят к выводу о том, что торги не нужны, но с этим не согласна ФАС России. Она считает продажу такого имущества без торгов незаконной государственной или муниципальной преференцией (Письма ФАС России от 13.01.2011 N АЦ/422, от 05.08.2013 N АГ/30312/13).
(КонсультантПлюс, 2025)На практике иногда приходят к выводу о том, что торги не нужны, но с этим не согласна ФАС России. Она считает продажу такого имущества без торгов незаконной государственной или муниципальной преференцией (Письма ФАС России от 13.01.2011 N АЦ/422, от 05.08.2013 N АГ/30312/13).
Вопрос: В течение какого срока заявитель вправе истребовать пакет документов, приложенный к заявлению о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций, в связи с принятием антимонопольным органом решения о несоответствии представленных заявления и (или) документов положениям ФЗ N 135-ФЗ?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023