Государственные должности запреты
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственные должности запреты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 47 "Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью" УК РФ"Между тем, назначив осужденной дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в правоохранительных органах Российской Федерации, связанные с осуществлением функций представителя власти, суд, вопреки положениям ст. 47 УК РФ, не указал на запрет занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления, не учел, что понятие "правоохранительные органы" не закреплено законом, соответственно оно не отнесено к государственной службе, что повлекло неопределенность их правового статуса и возможность произвольного исполнения этого наказания.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 47 "Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью" УК РФ"Такого дополнительного наказания как запрет занимать должности "в государственных органах", а также "государственных и муниципальных учреждениях" статьей 47 УК РФ не предусмотрено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Религиозные объединения в единой системе публичной власти
(Дробот С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Религиозные объединения являются институтом гражданского общества, выступают одним из элементов общественной власти и обладают автономией, которая выражается в принципе отделения религиозных объединений от государства. В этой связи определенной конституционно-правовой проблемой выступает согласование положения религиозных объединений в единой системе публичной власти с принципом отделения религиозных объединений от государства. Нормативная конституционализация статуса религиозных объединений нашла отражение в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), который за годы своего существования претерпел изменения в сторону детализации и усиления государственного контроля деятельности религиозных объединений. Так, Федеральным законом от 6 июня 2016 г. N 374-ФЗ <7> в Федеральный закон N 125-ФЗ введена глава "Миссионерская деятельность", существенным образом скорректировавшая процесс распространения религиозной организацией своего вероучения среди лиц, не относящихся к последователям этого вероучения. Федеральным законом от 5 апреля 2021 г. N 68-ФЗ <8> Федеральный закон N 125-ФЗ дополнен положением о праве выхода религиозной организации из состава централизованной религиозной организации, если данное право предусмотрено уставом централизованной организации. Тем самым законодатель расширил государственное регулирование в сфере обеспечения институционального единства религиозной организации. Кроме того, нововведения касаются установления требований к образованию священнослужителей, впервые приступающим к совершению богослужений. Конституционные поправки 2020 г., на наш взгляд, усиливают вектор конституционализации религиозных объединений в сторону ограничения их автономии. Прямо не связанные со статусом религиозных объединений конституционные новации, касающиеся укрепления суверенитета российской государственности (установление дополнительных требований к лицам, замещающим государственные должности, запрет отчуждения территории Российской Федерации), усиливают общие нормы главы 1 Конституции РФ о государственном суверенитете, позволяют по-новому интерпретировать дух Основного Закона РФ в контексте суверенизации общественно-политического и духовно-нравственного пространства России, в том числе "национализации" общественных институтов, посредством усиления государственного контроля.
(Дробот С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Религиозные объединения являются институтом гражданского общества, выступают одним из элементов общественной власти и обладают автономией, которая выражается в принципе отделения религиозных объединений от государства. В этой связи определенной конституционно-правовой проблемой выступает согласование положения религиозных объединений в единой системе публичной власти с принципом отделения религиозных объединений от государства. Нормативная конституционализация статуса религиозных объединений нашла отражение в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), который за годы своего существования претерпел изменения в сторону детализации и усиления государственного контроля деятельности религиозных объединений. Так, Федеральным законом от 6 июня 2016 г. N 374-ФЗ <7> в Федеральный закон N 125-ФЗ введена глава "Миссионерская деятельность", существенным образом скорректировавшая процесс распространения религиозной организацией своего вероучения среди лиц, не относящихся к последователям этого вероучения. Федеральным законом от 5 апреля 2021 г. N 68-ФЗ <8> Федеральный закон N 125-ФЗ дополнен положением о праве выхода религиозной организации из состава централизованной религиозной организации, если данное право предусмотрено уставом централизованной организации. Тем самым законодатель расширил государственное регулирование в сфере обеспечения институционального единства религиозной организации. Кроме того, нововведения касаются установления требований к образованию священнослужителей, впервые приступающим к совершению богослужений. Конституционные поправки 2020 г., на наш взгляд, усиливают вектор конституционализации религиозных объединений в сторону ограничения их автономии. Прямо не связанные со статусом религиозных объединений конституционные новации, касающиеся укрепления суверенитета российской государственности (установление дополнительных требований к лицам, замещающим государственные должности, запрет отчуждения территории Российской Федерации), усиливают общие нормы главы 1 Конституции РФ о государственном суверенитете, позволяют по-новому интерпретировать дух Основного Закона РФ в контексте суверенизации общественно-политического и духовно-нравственного пространства России, в том числе "национализации" общественных институтов, посредством усиления государственного контроля.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Между тем такого дополнительного наказания, указанного в приговоре, как запрет занимать должности в государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в акционерных обществах, статьей 47 УК РФ, с учетом положений Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", не предусмотрено.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Между тем такого дополнительного наказания, указанного в приговоре, как запрет занимать должности в государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в акционерных обществах, статьей 47 УК РФ, с учетом положений Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", не предусмотрено.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Определением СКАД ВС России от 8 апреля 2015 г. N 47-АПГ15-6 <353> признан неверным вывод нижестоящего суда о том, что ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <354> имеет приоритетное значение, поскольку введена в действие Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ <355> после принятия комментируемого Закона. Как отмечено при этом, действительно, в случае коллизии правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах одного уровня, применяется предписание более позднего акта при условии, что правовое регулирование осуществляется в одной и той же сфере общественных отношений; между тем сферой деятельности комментируемого Закона являются отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ним отношения по управлению этим имуществом, а Федеральным законом "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе в ст. 12.1 содержатся ограничения личных прав лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, в виде запрета участвовать в управлении любыми хозяйствующими субъектами, то есть входить в состав органов управления с целью реализации личных интересов. Следует отметить, что позднее в указанную ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" внесены изменения, содержащие соответствующие оговорки, допускающие применение абз. 3 п. 1 комментируемой статьи.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Определением СКАД ВС России от 8 апреля 2015 г. N 47-АПГ15-6 <353> признан неверным вывод нижестоящего суда о том, что ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <354> имеет приоритетное значение, поскольку введена в действие Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ <355> после принятия комментируемого Закона. Как отмечено при этом, действительно, в случае коллизии правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах одного уровня, применяется предписание более позднего акта при условии, что правовое регулирование осуществляется в одной и той же сфере общественных отношений; между тем сферой деятельности комментируемого Закона являются отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ним отношения по управлению этим имуществом, а Федеральным законом "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе в ст. 12.1 содержатся ограничения личных прав лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, в виде запрета участвовать в управлении любыми хозяйствующими субъектами, то есть входить в состав органов управления с целью реализации личных интересов. Следует отметить, что позднее в указанную ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" внесены изменения, содержащие соответствующие оговорки, допускающие применение абз. 3 п. 1 комментируемой статьи.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Запрет занимать должности в государственных и муниципальных учреждениях законом не предусмотрен.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Запрет занимать должности в государственных и муниципальных учреждениях законом не предусмотрен.
Статья: Увольнение осужденного работника
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 2)Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 Уголовного кодекса РФ).
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 2)Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 Уголовного кодекса РФ).
Статья: Принцип независимости Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, содержание, гарантии
(Садовой М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)- ограничение иной деятельности судей. Беспристрастность, непредвзятость и отсутствие предубеждения судей обеспечивается особыми требованиями к их профессиональному статусу: запретом иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, запретом на членство в представительных органах публичной власти и занятие государственных и общественных должностей, запретом на членство в политических партиях и недопустимостью участия в политической деятельности, запретом оказывать покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей любых субъектов и т.д.
(Садовой М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)- ограничение иной деятельности судей. Беспристрастность, непредвзятость и отсутствие предубеждения судей обеспечивается особыми требованиями к их профессиональному статусу: запретом иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, запретом на членство в представительных органах публичной власти и занятие государственных и общественных должностей, запретом на членство в политических партиях и недопустимостью участия в политической деятельности, запретом оказывать покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей любых субъектов и т.д.
Готовое решение: Как оформить временное исполнение обязанностей по вакантной должности
(КонсультантПлюс, 2025)Оформите совместительство в стандартном порядке. В частности, ознакомьте работника с локальными нормативными актами, заключите трудовой договор о работе по совместительству. Укажите в нем в том числе трудовую функцию по вакантной должности, на которую принимаете работника, что это работа по совместительству, режим работы совместителя, если он отличается от общеустановленного в организации. Издайте приказ о приеме на работу (при необходимости), например, по унифицированной форме N Т-1 (абз. 3, 6 ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 67, ч. 1, 3 ст. 68, ч. 4 ст. 282 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Оформите совместительство в стандартном порядке. В частности, ознакомьте работника с локальными нормативными актами, заключите трудовой договор о работе по совместительству. Укажите в нем в том числе трудовую функцию по вакантной должности, на которую принимаете работника, что это работа по совместительству, режим работы совместителя, если он отличается от общеустановленного в организации. Издайте приказ о приеме на работу (при необходимости), например, по унифицированной форме N Т-1 (абз. 3, 6 ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 67, ч. 1, 3 ст. 68, ч. 4 ст. 282 ТК РФ).
Статья: Проблемы назначения сотрудникам правоохранительных органов наказания в виде лишения права занимать определенные должности
(Бурганов Р.С.)
("Уголовное право", 2025, N 7)Так, в одном из актов Первый кассационный суд общей юрисдикции указал, что, "назначив осужденной дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в правоохранительных органах Российской Федерации, связанные с осуществлением функций представителя власти, суд вопреки положениям ст. 47 УК РФ не указал на запрет занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления, не учел, что понятие "правоохранительные органы" не закреплено законом, соответственно оно не отнесено к государственной службе, что повлекло неопределенность их правового статуса и возможность произвольного исполнения этого наказания. При таких обстоятельствах лишение осужденной права занимать должности в правоохранительных органах Российской Федерации, связанные с осуществлением функций представителя власти, не основано на законе. Допущенные судом нарушения уголовного закона являются существенными и влекут исключение из приговора указания на назначение Ф.И.О.1 дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности в правоохранительных органах Российской Федерации, связанные с осуществлением функций представителя власти, сроком на 2 года" <20>.
(Бурганов Р.С.)
("Уголовное право", 2025, N 7)Так, в одном из актов Первый кассационный суд общей юрисдикции указал, что, "назначив осужденной дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в правоохранительных органах Российской Федерации, связанные с осуществлением функций представителя власти, суд вопреки положениям ст. 47 УК РФ не указал на запрет занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления, не учел, что понятие "правоохранительные органы" не закреплено законом, соответственно оно не отнесено к государственной службе, что повлекло неопределенность их правового статуса и возможность произвольного исполнения этого наказания. При таких обстоятельствах лишение осужденной права занимать должности в правоохранительных органах Российской Федерации, связанные с осуществлением функций представителя власти, не основано на законе. Допущенные судом нарушения уголовного закона являются существенными и влекут исключение из приговора указания на назначение Ф.И.О.1 дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности в правоохранительных органах Российской Федерации, связанные с осуществлением функций представителя власти, сроком на 2 года" <20>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- ограничения, запреты и требования, связанные с замещением должности государственной службы, установленные Федеральным законом о виде государственной службы, которая приостанавливается, не применяются;
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- ограничения, запреты и требования, связанные с замещением должности государственной службы, установленные Федеральным законом о виде государственной службы, которая приостанавливается, не применяются;