Государственное управление это
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственное управление это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Если помещения в здании, расположенном на неделимом участке, принадлежат на праве собственности одному лицу и на праве оперативного управления госучреждению, эти лица вправе заключить договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора с указанием на наличие у учреждения права безвозмездного ограниченного пользования участком для осуществления прав на занимаемые помещения
Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 N 10288/12 по делу N А11-8533/2010
Применимые нормы: п. п. 1 и 3 ст. 36 ЗК РФЕсли помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, принадлежат на праве собственности одному лицу и на праве оперативного управления государственному учреждению, эти лица вправе заключить договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора с указанием на наличие у учреждения права безвозмездного ограниченного пользования участком для осуществления прав на занимаемые помещения. Учреждение вправе вступить в договор аренды с целью реализации имеющегося у него права пользования участком, что не должно препятствовать арендатору участка соблюдать согласованные условия договора.
Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 N 10288/12 по делу N А11-8533/2010
Применимые нормы: п. п. 1 и 3 ст. 36 ЗК РФЕсли помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, принадлежат на праве собственности одному лицу и на праве оперативного управления государственному учреждению, эти лица вправе заключить договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора с указанием на наличие у учреждения права безвозмездного ограниченного пользования участком для осуществления прав на занимаемые помещения. Учреждение вправе вступить в договор аренды с целью реализации имеющегося у него права пользования участком, что не должно препятствовать арендатору участка соблюдать согласованные условия договора.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.2 "Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков" КоАП РФ"Учитывая изложенное, в данном конкретном случае обязательными условиями для возбуждения в отношении Б.А.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлись факт постановки транспортного средства на государственный учет и управление этим транспортным средством без государственных регистрационных знаков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: Учебник для магистров"
(под ред. С.А. Старостина)
("Проспект", 2017)Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
(под ред. С.А. Старостина)
("Проспект", 2017)Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Готовое решение: Какой порядок (особенности) привлечения к административной ответственности юридических лиц
(КонсультантПлюс, 2025)с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также поведением привлекаемого к ответственности юрлица. Например, Верховный Суд РФ по применению санкции ст. 19.29 КоАП РФ сделал вывод, что при назначении юрлицу наказания ниже низшего предела, установленного санкцией, может быть учтен факт содействия юрлица в раскрытии данного административного правонарушения, а также отсутствие в числе должностных (служебных) обязанностей бывшего государственного (муниципального) служащего отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления этой организацией (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46);
(КонсультантПлюс, 2025)с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также поведением привлекаемого к ответственности юрлица. Например, Верховный Суд РФ по применению санкции ст. 19.29 КоАП РФ сделал вывод, что при назначении юрлицу наказания ниже низшего предела, установленного санкцией, может быть учтен факт содействия юрлица в раскрытии данного административного правонарушения, а также отсутствие в числе должностных (служебных) обязанностей бывшего государственного (муниципального) служащего отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления этой организацией (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46);
Нормативные акты
Приказ Госстроя РФ от 11.04.1997 N 17-5
"Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Размышления о роли смысловой ошибки в толковании законодательства о контроле (надзоре) и о состоянии ведомственного контроля
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Сущность ведомственного контроля достаточно хорошо изучена в советское время, когда была установлена организационная (управленческая) взаимосвязь субъекта контроля и контролируемого объекта в рамках подведомственности. В науке административного права подведомственность рассматривается как предмет ведения, как определенный круг вопросов, решаемых государственным органом, как нормативное закрепление объектов властных полномочий <12>. Вместе с тем при анализе наиболее распространенных точек зрения (Д.Н. Бахрах, Б.М. Лазарев, В.С. Пронина, Ю.А. Тихомиров, Ц.А. Ямпольская и др.) становится очевидным, что подведомственность наряду с полномочиями выступает неотъемлемой частью компетенции органа государственного управления, это мнение не оспаривается никем. Мы солидаризируемся с позицией ученых-административистов, справедливо указывающих на то, что "подведомственность в то же время - это определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Для лидирующих субъектов подведомственность - это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными объектами властного воздействия, обязывает их производить определенные действия, решать дела, составлять документы и т.д. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность означает ее правовую зависимость от того, кто ведает, уполномочен, кому подведомственны дела, вопросы, иные объекты властного воздействия" <13>. В этой связи существование отношений подведомственности предопределяет наличие у органа власти контрольных полномочий.
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Сущность ведомственного контроля достаточно хорошо изучена в советское время, когда была установлена организационная (управленческая) взаимосвязь субъекта контроля и контролируемого объекта в рамках подведомственности. В науке административного права подведомственность рассматривается как предмет ведения, как определенный круг вопросов, решаемых государственным органом, как нормативное закрепление объектов властных полномочий <12>. Вместе с тем при анализе наиболее распространенных точек зрения (Д.Н. Бахрах, Б.М. Лазарев, В.С. Пронина, Ю.А. Тихомиров, Ц.А. Ямпольская и др.) становится очевидным, что подведомственность наряду с полномочиями выступает неотъемлемой частью компетенции органа государственного управления, это мнение не оспаривается никем. Мы солидаризируемся с позицией ученых-административистов, справедливо указывающих на то, что "подведомственность в то же время - это определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Для лидирующих субъектов подведомственность - это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными объектами властного воздействия, обязывает их производить определенные действия, решать дела, составлять документы и т.д. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность означает ее правовую зависимость от того, кто ведает, уполномочен, кому подведомственны дела, вопросы, иные объекты властного воздействия" <13>. В этой связи существование отношений подведомственности предопределяет наличие у органа власти контрольных полномочий.
Статья: Потенциал и риски внедрения Big Data и прогнозной аналитики в систему административной юстиции
(Баррера Т.Р.У., Сидорова Е.В.)
("Современное право", 2025, N 5)В условиях цифровой трансформации особое значение приобретает внедрение современных технологий в административную юстицию. Административные суды сегодня не только разрешают споры, но и играют важную интерпретативную роль в защите прав граждан, контроле за действиями публичной власти, а также в диагностике и предупреждении ошибок в деятельности органов государственного управления. Этот опыт должен служить основой для предложения конкретных улучшений и разработки правовых реформ.
(Баррера Т.Р.У., Сидорова Е.В.)
("Современное право", 2025, N 5)В условиях цифровой трансформации особое значение приобретает внедрение современных технологий в административную юстицию. Административные суды сегодня не только разрешают споры, но и играют важную интерпретативную роль в защите прав граждан, контроле за действиями публичной власти, а также в диагностике и предупреждении ошибок в деятельности органов государственного управления. Этот опыт должен служить основой для предложения конкретных улучшений и разработки правовых реформ.
Статья: К вопросу о видах организаций в сфере обеспечения продовольственной безопасности в России
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Любая классификация представляет собой распределение объектов по группам, которые отличаются друг от друга определенными характеристиками и по-разному реагируют на воздействие тех или иных факторов внешней среды. Применительно к юридическим лицам классификации, образуя многоуровневые структуры, позволяют отнести их к различным группам на основе максимально возможного количества значимых признаков <5>. Они получили широкое применение в различных отраслях научного знания, начиная от общей теории управления и заканчивая юридическими науками, в том числе административного права, что способствует синтезу знаний, формированию пласта научной информации, имеющей междисциплинарное значение. Классификации организаций создают предпосылки для выработки инструментов решения практических управленческих задач с учетом их специфических видовых характеристик. Для субъектов государственного управления это представляет значимость с точки зрения возможности осуществления практико-преобразующей деятельности на основе знания специфики того или иного вида организации при воздействии на нее различных факторов.
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Любая классификация представляет собой распределение объектов по группам, которые отличаются друг от друга определенными характеристиками и по-разному реагируют на воздействие тех или иных факторов внешней среды. Применительно к юридическим лицам классификации, образуя многоуровневые структуры, позволяют отнести их к различным группам на основе максимально возможного количества значимых признаков <5>. Они получили широкое применение в различных отраслях научного знания, начиная от общей теории управления и заканчивая юридическими науками, в том числе административного права, что способствует синтезу знаний, формированию пласта научной информации, имеющей междисциплинарное значение. Классификации организаций создают предпосылки для выработки инструментов решения практических управленческих задач с учетом их специфических видовых характеристик. Для субъектов государственного управления это представляет значимость с точки зрения возможности осуществления практико-преобразующей деятельности на основе знания специфики того или иного вида организации при воздействии на нее различных факторов.
Статья: Формирование культуры прозрачности с помощью ИКТ
(Погодина И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)Открытое правительство - это современная доктрина государственного управления. В настоящее время сделано значительно в данном направлении и заложены основы новой культуры взаимоотношений власти и граждан, которая основана на информационной прозрачности. Работу необходимо продолжать для того, чтобы реализовать потенциал принципиально нового подхода социального партнерства общества и власти. Открытость или прозрачность, в конечном счете, служат тому, чтобы правительство оставалось честным, а граждане ему доверяли. Для реализации принципа открытости необходимо изменить культурные установки в обществе, формировать культуру взаимодействия граждан и государственной администрации, культуру прозрачности. Сегодня это удобно и своевременно можно сделать с помощью современных технологий - ИКТ.
(Погодина И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)Открытое правительство - это современная доктрина государственного управления. В настоящее время сделано значительно в данном направлении и заложены основы новой культуры взаимоотношений власти и граждан, которая основана на информационной прозрачности. Работу необходимо продолжать для того, чтобы реализовать потенциал принципиально нового подхода социального партнерства общества и власти. Открытость или прозрачность, в конечном счете, служат тому, чтобы правительство оставалось честным, а граждане ему доверяли. Для реализации принципа открытости необходимо изменить культурные установки в обществе, формировать культуру взаимодействия граждан и государственной администрации, культуру прозрачности. Сегодня это удобно и своевременно можно сделать с помощью современных технологий - ИКТ.
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Перемена заказчика в ходе исполнения контракта возможна, в этом случае права и обязанности по контракту переходят новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Согласие подрядчика (исполнителя) по контракту для этого не требуется (Письма Минфина России от 21.09.2017 N 24-03-07/61198, N 24-03-07/61148). При этом Закон N 44-ФЗ не регламентирует порядок такой перемены и не определяет случаи, в которых такая перемена возможна. Переход прав заказчика по контракту возможен, например, при реорганизации заказчика (см. Письмо Минфина России от 30.01.2020 N 24-05-07/5494). Кроме того, передать полномочия заказчика можно для реализации бюджетных инвестиций. Это могут сделать госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления путем заключения соглашения о передаче полномочий заказчика (п. п. 4, 4.1 ст. 79 БК РФ, Письма Минфина России от 07.05.2020 N 24-03-08/36960, от 30.04.2020 N 24-03-08/35357).
(КонсультантПлюс, 2025)Перемена заказчика в ходе исполнения контракта возможна, в этом случае права и обязанности по контракту переходят новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Согласие подрядчика (исполнителя) по контракту для этого не требуется (Письма Минфина России от 21.09.2017 N 24-03-07/61198, N 24-03-07/61148). При этом Закон N 44-ФЗ не регламентирует порядок такой перемены и не определяет случаи, в которых такая перемена возможна. Переход прав заказчика по контракту возможен, например, при реорганизации заказчика (см. Письмо Минфина России от 30.01.2020 N 24-05-07/5494). Кроме того, передать полномочия заказчика можно для реализации бюджетных инвестиций. Это могут сделать госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления путем заключения соглашения о передаче полномочий заказчика (п. п. 4, 4.1 ст. 79 БК РФ, Письма Минфина России от 07.05.2020 N 24-03-08/36960, от 30.04.2020 N 24-03-08/35357).
Статья: К вопросу о сущности административно-правовых режимов государственного контроля (надзора)
(Голубева Т.М.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 1)Государственное управление имеет сложное и многоструктурное содержание, что подтверждается наличием разнообразных административно-правовых режимов, присущих различным сферам государственного управления. Согласимся с мнением профессора Ю.А. Тихомирова, что само по себе государственное управление - это и есть систематизированная деятельность по регулированию и контролю в различных сферах [7, с. 102]. По мнению А.В. Петрова и А.Е. Епифанова, контроль является важной функцией и одной из главных стадий процесса управления. Контроль дает возможность выяснить результаты проводимых действий и оценить их на соответствие поставленным задачам [8, с. 39]. Безусловно, без контроля (надзора) государственное управление теряет смысл. Однако на наш взгляд, то, с помощью каких инструментов реализуется контроль (надзор) является решающим в вопросе эффективности и результативности государственного управления в целом и контроля в частности.
(Голубева Т.М.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 1)Государственное управление имеет сложное и многоструктурное содержание, что подтверждается наличием разнообразных административно-правовых режимов, присущих различным сферам государственного управления. Согласимся с мнением профессора Ю.А. Тихомирова, что само по себе государственное управление - это и есть систематизированная деятельность по регулированию и контролю в различных сферах [7, с. 102]. По мнению А.В. Петрова и А.Е. Епифанова, контроль является важной функцией и одной из главных стадий процесса управления. Контроль дает возможность выяснить результаты проводимых действий и оценить их на соответствие поставленным задачам [8, с. 39]. Безусловно, без контроля (надзора) государственное управление теряет смысл. Однако на наш взгляд, то, с помощью каких инструментов реализуется контроль (надзор) является решающим в вопросе эффективности и результативности государственного управления в целом и контроля в частности.
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Сегодня реализуются масштабные национальные проекты, старт которым дан Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". К сожалению, и это масштабное и значимое мероприятие реализуется в рамках существующей суммативной системы государственного бюджетного управления. А это значит, что их реализация зависит прежде всего от отношения к их реализации конкретных исполнителей, риск отклоняющегося поведения которых не минимизирован системой управления.
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Сегодня реализуются масштабные национальные проекты, старт которым дан Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". К сожалению, и это масштабное и значимое мероприятие реализуется в рамках существующей суммативной системы государственного бюджетного управления. А это значит, что их реализация зависит прежде всего от отношения к их реализации конкретных исполнителей, риск отклоняющегося поведения которых не минимизирован системой управления.
Статья: Влияние прусской судебной реформации XVIII века на становление и развитие европейской системы административного права
(Кирюхин В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Напротив, прусская судебная система достаточно безболезненно в ходе строительства авторитарного государства была интегрирована в общую систему государственного управления. Это означает, что, несмотря на их особую роль, к судьям стали относиться, по сути, как к служащим государства, а судебная власть рассматривалась как выполняющая функции по разрешению споров в рамках унитарной официальной системы.
(Кирюхин В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Напротив, прусская судебная система достаточно безболезненно в ходе строительства авторитарного государства была интегрирована в общую систему государственного управления. Это означает, что, несмотря на их особую роль, к судьям стали относиться, по сути, как к служащим государства, а судебная власть рассматривалась как выполняющая функции по разрешению споров в рамках унитарной официальной системы.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Искусственный интеллект проникает в различные сферы жизни современного общества, в том числе в государственное управление. При этом необходимо обеспечить должный уровень защиты общества и юридической ответственности, прежде всего лиц, причастных к разработке систем ИИ, разрешению их использования в практической деятельности государственных органов. По мнению А.А. Косорукова, в перспективе технологии ИИ будут способны обеспечить эффективное решение всего спектра задач в государственном управлении, в первую очередь в процессе выработки и принятия управленческих решений <162>. Речь идет о фундаментальных и прикладных исследованиях проблем внедрения технологий ИИ. Отдельные технологии и системы ИИ уже вполне могут применяться на практике <163>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Искусственный интеллект проникает в различные сферы жизни современного общества, в том числе в государственное управление. При этом необходимо обеспечить должный уровень защиты общества и юридической ответственности, прежде всего лиц, причастных к разработке систем ИИ, разрешению их использования в практической деятельности государственных органов. По мнению А.А. Косорукова, в перспективе технологии ИИ будут способны обеспечить эффективное решение всего спектра задач в государственном управлении, в первую очередь в процессе выработки и принятия управленческих решений <162>. Речь идет о фундаментальных и прикладных исследованиях проблем внедрения технологий ИИ. Отдельные технологии и системы ИИ уже вполне могут применяться на практике <163>.
Статья: Система общих принципов административного права: методологическая "оптика"
(Должиков А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)В итоге на смену критикуемой буржуазной юридической методологии пришел управленческий подход <21>. Он оставался единственным методом в исследовании административной деятельности всю советскую эпоху. Зачастую учебники содержали раздел о принципах не административного права, а государственного управления. Эти принципы даже терминологически не обладали юридическими характеристиками, и их действие не было рассчитано на сферу разрешения административных споров. Этот вывод позволяет рассмотреть систему принципов административного права с точки зрения современной методологии.
(Должиков А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)В итоге на смену критикуемой буржуазной юридической методологии пришел управленческий подход <21>. Он оставался единственным методом в исследовании административной деятельности всю советскую эпоху. Зачастую учебники содержали раздел о принципах не административного права, а государственного управления. Эти принципы даже терминологически не обладали юридическими характеристиками, и их действие не было рассчитано на сферу разрешения административных споров. Этот вывод позволяет рассмотреть систему принципов административного права с точки зрения современной методологии.