Государственное регулирование экономики
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственное регулирование экономики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 17 Конституции РФ"Исходя из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 2, 17, 18 и 45 (часть 1), в Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной рыночной экономики, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как ее основных субъектов, и принятия государством специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации государственного регулирования экономических отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2009 г. N 11-П)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственное регулирование теневой экономики: гражданско-правовые аспекты
(Зинковский М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3
(Зинковский М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О промышленной политике в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2025)6) рациональное сочетание форм и методов государственного регулирования и рыночной экономики, мер прямого и косвенного стимулирования деятельности в сфере промышленности;
(ред. от 07.07.2025)
"О промышленной политике в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2025)6) рациональное сочетание форм и методов государственного регулирования и рыночной экономики, мер прямого и косвенного стимулирования деятельности в сфере промышленности;
Статья: О практике антимонопольного регулирования (на примере субъекта Российской Федерации)
(Спирчагов Г.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Спирчагов Геннадий Степанович, заведующий кафедрой антимонопольного регулирования Ульяновского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент.
(Спирчагов Г.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Спирчагов Геннадий Степанович, заведующий кафедрой антимонопольного регулирования Ульяновского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент.
Статья: Повышение роли налоговой политики Российской Федерации в мобилизации финансовых ресурсов
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)Известно, что впервые необходимость широкого вмешательства государства в экономику была обоснована английским экономистом Дж. Кейнсом в работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) [3]. Основываясь на опыте Великой депрессии (1929 - 1933), Кейнс доказал невозможность самоисцеления экономики, выхода ее из глубокого экономического кризиса без вмешательства государства. Тем самым он обосновал необходимость проведения активной государственной политики с использованием многообразных форм государственного регулирования экономики с целью приведения в равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, выведения экономики из кризисного состояния и обеспечения стабильного развития. При этом согласно теории Кейнса налоги действуют в экономической системе как "встроенные механизмы гибкости". Высокие (прогрессивные) налоги, по его мнению, играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость, а налоги как "встроенный стабилизатор" сглаживают этот процесс: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет не только зависят от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения. Колебания происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов налогоплательщиков.
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)Известно, что впервые необходимость широкого вмешательства государства в экономику была обоснована английским экономистом Дж. Кейнсом в работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) [3]. Основываясь на опыте Великой депрессии (1929 - 1933), Кейнс доказал невозможность самоисцеления экономики, выхода ее из глубокого экономического кризиса без вмешательства государства. Тем самым он обосновал необходимость проведения активной государственной политики с использованием многообразных форм государственного регулирования экономики с целью приведения в равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, выведения экономики из кризисного состояния и обеспечения стабильного развития. При этом согласно теории Кейнса налоги действуют в экономической системе как "встроенные механизмы гибкости". Высокие (прогрессивные) налоги, по его мнению, играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость, а налоги как "встроенный стабилизатор" сглаживают этот процесс: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет не только зависят от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения. Колебания происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов налогоплательщиков.
Статья: К вопросу обеспечения исполнения договора. Договорная ответственность
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Шайбакова Людмила Фаритовна, доктор экономических наук, профессор кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования Уральского государственного экономического университета. Почетный работник ВПО РФ. Независимый эксперт Счетной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа.
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Шайбакова Людмила Фаритовна, доктор экономических наук, профессор кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования Уральского государственного экономического университета. Почетный работник ВПО РФ. Независимый эксперт Счетной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Е.П. Губин отмечает, что суть государственного регулирования экономики состоит в деятельности государства, направленной на упорядочение отношений в рыночной экономике, и что рыночная экономика объективно нуждается в государственном регулировании, которое может осуществляться различными средствами, в том числе административными, организационными, экономическими и правовыми <195>. И.В. Ершова выделяет принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности <196>.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Е.П. Губин отмечает, что суть государственного регулирования экономики состоит в деятельности государства, направленной на упорядочение отношений в рыночной экономике, и что рыночная экономика объективно нуждается в государственном регулировании, которое может осуществляться различными средствами, в том числе административными, организационными, экономическими и правовыми <195>. И.В. Ершова выделяет принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности <196>.
Статья: Экспертиза нормативных правовых актов (проектов) как институт российского законодательства: теоретико-правовой аспект исследования
(Колоткина О.А., Ягофарова И.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Колоткина Оксана Анатольевна, доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования Уральского государственного экономического университета, кандидат юридических наук.
(Колоткина О.А., Ягофарова И.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Колоткина Оксана Анатольевна, доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования Уральского государственного экономического университета, кандидат юридических наук.
Статья: Кредитный рынок: основные направления развития в России
(Тархова К.И.)
("Юрист", 2022, N 10)Тархова Ксения Ивановна, доцент кафедры государственного правового регулирования экономики и кадровой политики Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, доцент кафедры трудового права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.
(Тархова К.И.)
("Юрист", 2022, N 10)Тархова Ксения Ивановна, доцент кафедры государственного правового регулирования экономики и кадровой политики Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, доцент кафедры трудового права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.
Статья: Контроль в условиях регулирования отраслевых макроэкономических процессов
(Серебрякова Т.Ю., Фатхуллин Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Возникает необходимость в определении того, насколько эффективны механизмы государственного регулирования, их воздействия на экономику регулируемой деятельности экономических субъектов или на экономику региона или в целом государства, способствуют ли регуляторные меры достижению цели государственного регулирования.
(Серебрякова Т.Ю., Фатхуллин Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Возникает необходимость в определении того, насколько эффективны механизмы государственного регулирования, их воздействия на экономику регулируемой деятельности экономических субъектов или на экономику региона или в целом государства, способствуют ли регуляторные меры достижению цели государственного регулирования.
Статья: Принцип эффективности государственных (муниципальных) закупок: вопросы реализации и направления реформирования
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Лайченкова Наталия Николаевна, доцент кафедры государственного правового регулирования экономики и кадровой политики Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, кандидат юридических наук, доцент.
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Лайченкова Наталия Николаевна, доцент кафедры государственного правового регулирования экономики и кадровой политики Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, кандидат юридических наук, доцент.
Статья: Некоторые финансово-правовые аспекты регулирования ценообразования
(Акопян О.А.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Развитие рыночных отношений в России обусловило потребность институционального обоснования государственного регулирования цен и ценообразования национальной экономики. Однако для обеспечения эффективности этого процесса целесообразно проанализировать, изучить и обобщить особенности государственного регулирования рыночных процессов в промышленно развитых странах и ценообразования в частности. Важно осмыслить и обобщить достижения экономической науки, научных положений и практического опыта ценообразования развитых стран, накопленных в условиях рынка для освобождения от устаревших подходов, провести отбор всего актуального и представляющего научную и практическую ценность для российского опыта.
(Акопян О.А.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Развитие рыночных отношений в России обусловило потребность институционального обоснования государственного регулирования цен и ценообразования национальной экономики. Однако для обеспечения эффективности этого процесса целесообразно проанализировать, изучить и обобщить особенности государственного регулирования рыночных процессов в промышленно развитых странах и ценообразования в частности. Важно осмыслить и обобщить достижения экономической науки, научных положений и практического опыта ценообразования развитых стран, накопленных в условиях рынка для освобождения от устаревших подходов, провести отбор всего актуального и представляющего научную и практическую ценность для российского опыта.