Государственная тайна по противодействию терроризму
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная тайна по противодействию терроризму (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем для целей комментирования следует обратить особое внимание на весьма существенные изъятия из сферы применения данного Закона. В соответствии с ч. 2 ст. 1 комментируемый Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований: составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа <1>; устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности <2>; устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части <3>; в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устанавливаемых обязательных требований при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц <4>; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов <5>; устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами <6>; устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации <7>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем для целей комментирования следует обратить особое внимание на весьма существенные изъятия из сферы применения данного Закона. В соответствии с ч. 2 ст. 1 комментируемый Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований: составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа <1>; устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности <2>; устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части <3>; в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устанавливаемых обязательных требований при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц <4>; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов <5>; устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами <6>; устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации <7>.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Не связанные с государственной тайной дела о запрете деятельности созданных за рубежом неправительственных организаций (объединений), а также созданных на территории Российской Федерации объединений граждан, не являющихся юридическими лицами, по основаниям, предусмотренным законодательством о противодействии экстремистской и террористической деятельности, подлежат рассмотрению районным судом (ст. 19 КАС РФ, ч. 2 и 5 ст. 14 Закона об общественных объединениях).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Не связанные с государственной тайной дела о запрете деятельности созданных за рубежом неправительственных организаций (объединений), а также созданных на территории Российской Федерации объединений граждан, не являющихся юридическими лицами, по основаниям, предусмотренным законодательством о противодействии экстремистской и террористической деятельности, подлежат рассмотрению районным судом (ст. 19 КАС РФ, ч. 2 и 5 ст. 14 Закона об общественных объединениях).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16
(ред. от 09.02.2012)
"О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"На специальную охрану тайны указывается, например, в следующих Федеральных законах: "О государственной тайне", "О персональных данных", "О коммерческой тайне", "О противодействии терроризму" (пункт 10 статьи 2), "Об архивном деле в Российской Федерации" (статья 25), в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (статья 61), "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (статья 9), "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 12), "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (статья 8), "О банках и банковской деятельности" (статья 26), в Семейном кодексе Российской Федерации (статья 139), в Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 102).
(ред. от 09.02.2012)
"О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"На специальную охрану тайны указывается, например, в следующих Федеральных законах: "О государственной тайне", "О персональных данных", "О коммерческой тайне", "О противодействии терроризму" (пункт 10 статьи 2), "Об архивном деле в Российской Федерации" (статья 25), в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (статья 61), "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (статья 9), "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 12), "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (статья 8), "О банках и банковской деятельности" (статья 26), в Семейном кодексе Российской Федерации (статья 139), в Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 102).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами"Не связанные с государственной тайной дела о запрете деятельности созданных за рубежом неправительственных организаций (объединений), а также созданных на территории Российской Федерации объединений граждан, не являющихся юридическими лицами, по основаниям, предусмотренным законодательством о противодействии экстремистской и террористической деятельности, подлежат рассмотрению районным судом (статья 19 КАС РФ, части 2 и 5 статьи 14 Закона об общественных объединениях).
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами"Не связанные с государственной тайной дела о запрете деятельности созданных за рубежом неправительственных организаций (объединений), а также созданных на территории Российской Федерации объединений граждан, не являющихся юридическими лицами, по основаниям, предусмотренным законодательством о противодействии экстремистской и террористической деятельности, подлежат рассмотрению районным судом (статья 19 КАС РФ, части 2 и 5 статьи 14 Закона об общественных объединениях).
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне";
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне";
Статья: Состоится ли независимая судебная власть без суда присяжных?
(Пономарев Н.С.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 3)К сожалению, становление и развитие анализируемой формы правосудия происходит крайне противоречиво и непоследовательно, воспроизводя во многих своих чертах недостатки Судебной реформы 1864 г. Реальность оказалась намного сложнее, чем некоторые умозрительные конструкции. С одной стороны, государством декларируется повышение роли суда присяжных в отправлении правосудия, а с другой - сужается его юрисдикция. Если в УПК РФ 2001 г. <17>, с которым связывается "второе рождение" суда присяжных, первоначально к его подсудности относилось 77 составов <18>, то впоследствии его полномочия стали жестко ограничиваться. Начало первому сокращению юрисдикции суда присяжных положил Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму", когда из компетенции суда с участием присяжных заседателей были изъяты дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205 (теракт), ч. 2 - 4 ст. 206 (захват заложника), ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования), ч. 1 ст. 212 (массовые беспорядки), ст. 275 (государственная измена), ст. 276 (шпионаж), ст. 278 (насильственный захват власти), ст. 279 (вооруженный мятеж), ст. 284 (диверсия) УК РФ <19>. Через два года, в 2010 г., произошло наиболее масштабное (на 29 составов) сокращение перечня дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей. В "сухом остатке" оказались лишь дела о наиболее тяжких и особо тяжких преступлениях: преступление против жизни и здоровья (ч. 2 ст. 105); против чести и достоинства (ч. 3 ст. 126); против половой неприкосновенности (ч. 3 и 4 ст. 131 и ч. 3 и 4 ст. 132); против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 205 - 205.2, ч. 2 - 4 ст. 206, ч. 1 ст. 208, ст. 209, 210, 211, ч. 1 ст. 212); против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 227); против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 275, 276, 277, 278, 279, 281); против правосудия (ст. 295); против порядка управления (ст. 317); против мира и безопасности (ст. 353 - 358, ч. 1 и 2 ст. 359 и ст. 360) УК РФ. Правда, суду с участием присяжных заседателей были переданы дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, а также дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну <20>.
(Пономарев Н.С.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 3)К сожалению, становление и развитие анализируемой формы правосудия происходит крайне противоречиво и непоследовательно, воспроизводя во многих своих чертах недостатки Судебной реформы 1864 г. Реальность оказалась намного сложнее, чем некоторые умозрительные конструкции. С одной стороны, государством декларируется повышение роли суда присяжных в отправлении правосудия, а с другой - сужается его юрисдикция. Если в УПК РФ 2001 г. <17>, с которым связывается "второе рождение" суда присяжных, первоначально к его подсудности относилось 77 составов <18>, то впоследствии его полномочия стали жестко ограничиваться. Начало первому сокращению юрисдикции суда присяжных положил Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму", когда из компетенции суда с участием присяжных заседателей были изъяты дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205 (теракт), ч. 2 - 4 ст. 206 (захват заложника), ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования), ч. 1 ст. 212 (массовые беспорядки), ст. 275 (государственная измена), ст. 276 (шпионаж), ст. 278 (насильственный захват власти), ст. 279 (вооруженный мятеж), ст. 284 (диверсия) УК РФ <19>. Через два года, в 2010 г., произошло наиболее масштабное (на 29 составов) сокращение перечня дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей. В "сухом остатке" оказались лишь дела о наиболее тяжких и особо тяжких преступлениях: преступление против жизни и здоровья (ч. 2 ст. 105); против чести и достоинства (ч. 3 ст. 126); против половой неприкосновенности (ч. 3 и 4 ст. 131 и ч. 3 и 4 ст. 132); против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 205 - 205.2, ч. 2 - 4 ст. 206, ч. 1 ст. 208, ст. 209, 210, 211, ч. 1 ст. 212); против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 227); против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 275, 276, 277, 278, 279, 281); против правосудия (ст. 295); против порядка управления (ст. 317); против мира и безопасности (ст. 353 - 358, ч. 1 и 2 ст. 359 и ст. 360) УК РФ. Правда, суду с участием присяжных заседателей были переданы дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, а также дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну <20>.
Статья: Право, социальные сети и борьба с терроризмом в России и за рубежом
(Романовский В.Г., Кильдеев Р.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)1. Манцуров А.Ю. Административно-правовой режим государственной тайны по современному законодательству Китайской Народной Республики / А.Ю. Манцуров // Вестник Международного института экономики и права. 2016. N 2. С. 116 - 121.
(Романовский В.Г., Кильдеев Р.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)1. Манцуров А.Ю. Административно-правовой режим государственной тайны по современному законодательству Китайской Народной Республики / А.Ю. Манцуров // Вестник Международного института экономики и права. 2016. N 2. С. 116 - 121.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)2. Ранее действовавшим Федеральным законом от 25 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом" (Российская газета. 1998. 4 авг.) специально предусматривалось, что в закрытых судебных заседаниях по решению суда могут рассматриваться также уголовные дела о преступлениях террористического характера. Этот Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму" (Российская газета. 2006. 10 марта), в котором аналогичного правила не содержится. Однако необходимость в закрытых судебных заседаниях по таким уголовным делам, думается, сохраняется. Она предопределена экстремальной действительностью наших дней, которая заключается в том, что терроризм пожаром охватил целые континенты, приобрел чудовищные масштабы и формы, угрожая безопасности целых государств, в том числе и сверхдержав. Она диктуется интересами охраны государственной тайны, которую в данном случае составляют специальные приемы и методы разведки, контрразведки и оперативно-розыскной полицейской деятельности, а также так называемой оперативно-боевой работы, т.е. деятельности по вооруженному захвату вооруженных террористов и освобождению заложников. Государственную тайну составляют также сведения о содержании негласных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в целях раскрытия иных преступлений, в частности о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (часть первая статьи 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"). Общий же перечень сведений, отнесенных к содержащим государственную тайну, утвержден Указом Президента РФ от 24 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 5. Ст. 561).
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)2. Ранее действовавшим Федеральным законом от 25 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом" (Российская газета. 1998. 4 авг.) специально предусматривалось, что в закрытых судебных заседаниях по решению суда могут рассматриваться также уголовные дела о преступлениях террористического характера. Этот Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму" (Российская газета. 2006. 10 марта), в котором аналогичного правила не содержится. Однако необходимость в закрытых судебных заседаниях по таким уголовным делам, думается, сохраняется. Она предопределена экстремальной действительностью наших дней, которая заключается в том, что терроризм пожаром охватил целые континенты, приобрел чудовищные масштабы и формы, угрожая безопасности целых государств, в том числе и сверхдержав. Она диктуется интересами охраны государственной тайны, которую в данном случае составляют специальные приемы и методы разведки, контрразведки и оперативно-розыскной полицейской деятельности, а также так называемой оперативно-боевой работы, т.е. деятельности по вооруженному захвату вооруженных террористов и освобождению заложников. Государственную тайну составляют также сведения о содержании негласных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в целях раскрытия иных преступлений, в частности о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (часть первая статьи 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"). Общий же перечень сведений, отнесенных к содержащим государственную тайну, утвержден Указом Президента РФ от 24 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 5. Ст. 561).
Статья: Секретные документы: понятие и правила работы с ними
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203. К ним относятся сведения:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203. К ним относятся сведения:
"Реформа контрольно-надзорной деятельности ("регуляторная гильотина") в сфере промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;