Государственная дума может быть распущена президентом
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная дума может быть распущена президентом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Нет ничего важнее мелочей", или Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ
(Дудко И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)В целях совершенствования механизма исполнения постановлений Конституционного Суда можно установить их порядок и сроки исполнения Государственной Думой и Советом Федерации. Вопрос об ответственности Государственной Думы вряд ли будет решен с учетом действия принципа разделения властей. Возможным, но маловероятным и имеющим серьезные конституционные риски вариантом решения может быть установление обязанности Президента распустить Государственную Думу в случае злостного (в течение достаточно длительного времени, например пяти лет) неисполнения постановления Конституционного Суда. Более вероятным является вариант определения в регламентах палат Федерального Собрания комитета, ответственного за исполнение постановлений Конституционного Суда, а также за установление сроков рассмотрения законопроектов, внеочередного порядка их рассмотрения и обязанности рассмотреть альтернативные проекты (в том числе внесенные повторно Правительством РФ и другими субъектами законодательной инициативы), если палата отклоняет уже рассматриваемый проект.
(Дудко И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)В целях совершенствования механизма исполнения постановлений Конституционного Суда можно установить их порядок и сроки исполнения Государственной Думой и Советом Федерации. Вопрос об ответственности Государственной Думы вряд ли будет решен с учетом действия принципа разделения властей. Возможным, но маловероятным и имеющим серьезные конституционные риски вариантом решения может быть установление обязанности Президента распустить Государственную Думу в случае злостного (в течение достаточно длительного времени, например пяти лет) неисполнения постановления Конституционного Суда. Более вероятным является вариант определения в регламентах палат Федерального Собрания комитета, ответственного за исполнение постановлений Конституционного Суда, а также за установление сроков рассмотрения законопроектов, внеочередного порядка их рассмотрения и обязанности рассмотреть альтернативные проекты (в том числе внесенные повторно Правительством РФ и другими субъектами законодательной инициативы), если палата отклоняет уже рассматриваемый проект.
Статья: Полупрезидентская республика: особенности реализации в России (сравнительное конституционное обозрение)
(Павленко М.А., Романов М.Л.)
("Современный юрист", 2022, N 4)В отношении Государственной Думы право Президента распустить ее и назначить досрочные выборы было распространено на ситуацию, при которой она трижды отклонит кандидатуры на замещение должностей заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, если в результате этого останется вакантным более одной трети состава Правительства (ч. 4 ст. 112).
(Павленко М.А., Романов М.Л.)
("Современный юрист", 2022, N 4)В отношении Государственной Думы право Президента распустить ее и назначить досрочные выборы было распространено на ситуацию, при которой она трижды отклонит кандидатуры на замещение должностей заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, если в результате этого останется вакантным более одной трети состава Правительства (ч. 4 ст. 112).
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации <*>.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации <*>.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти""1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации.";
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти""1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации.";
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для Государственной Думы обычное завершение полномочий также обусловлено избранием нового состава депутатского корпуса. Ни Конституция РФ, ни текущее законодательство не предусматривают досрочный самороспуск Государственной Думы, ее вправе распустить Президент Российской Федерации при наличии определенных обстоятельств (отказ трижды утвердить кандидатуру, предложенную им на пост Председателя Правительства РФ, выражение недоверия или отказ в доверии Правительству - ст. 111, 117 Конституции РФ). Естественно, каждый депутат Государственной Думы вправе лично заявить о досрочном прекращении своих полномочий; в предусмотренных законодательством случаях решение о досрочном прекращении полномочий депутата может быть принято Государственной Думой и при отсутствии личного желания депутата - в виде санкции. Процедуры достаточно сложны, в чем надо видеть защиту депутата: в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции от 22 декабря 2020 г.) депутатом является представитель народа (выделено мной. - С.А.), уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и данным Федеральным законом <17>.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для Государственной Думы обычное завершение полномочий также обусловлено избранием нового состава депутатского корпуса. Ни Конституция РФ, ни текущее законодательство не предусматривают досрочный самороспуск Государственной Думы, ее вправе распустить Президент Российской Федерации при наличии определенных обстоятельств (отказ трижды утвердить кандидатуру, предложенную им на пост Председателя Правительства РФ, выражение недоверия или отказ в доверии Правительству - ст. 111, 117 Конституции РФ). Естественно, каждый депутат Государственной Думы вправе лично заявить о досрочном прекращении своих полномочий; в предусмотренных законодательством случаях решение о досрочном прекращении полномочий депутата может быть принято Государственной Думой и при отсутствии личного желания депутата - в виде санкции. Процедуры достаточно сложны, в чем надо видеть защиту депутата: в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции от 22 декабря 2020 г.) депутатом является представитель народа (выделено мной. - С.А.), уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и данным Федеральным законом <17>.
Статья: Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации - современное состояние и перспективы развития
(Новиков В.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Если кратко перечислить изменения в ст. 110 - 117 Конституции РФ, то можно отметить следующие: фактически произошло ужесточение требований к премьеру, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов, занимать должности которых вправе теперь только человек после 30 лет, без иностранного гражданства и вкладов за границей (ч. 4 ст. 110); изменились правила о вступлении в должность Председателя Правительства РФ, которого утверждает ныне Госдума (ранее назначал Президент РФ с согласия Госдумы) (ч. 1 ст. 111); разрешено Президенту РФ не распускать Госдуму, если она три раза отклонит кандидатуру премьера (в рамках старой редакции Президент РФ обязан был распустить Госдуму) (ч. 4 ст. 111); ввели обязанность Госдумы утверждать заместителей премьера и федеральных министров, после чего Президент РФ назначает их на должность, и одновременно разрешили Президенту РФ распустить Госдуму, если она три раза отклонит кандидатуры заместителей премьера и федеральных министров (ст. 112); ввели персональную ответственность премьера перед Президентом РФ (ст. 113); ввели ответственность Правительства РФ за дополнительные определенные сферы (защита семьи и инвалидов, поддержка волонтеров и т.д.) (ч. 1 ст. 114); разрешили членам Правительства РФ продолжить работу после отставки, если так решит Президент РФ (ст. 117).
(Новиков В.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Если кратко перечислить изменения в ст. 110 - 117 Конституции РФ, то можно отметить следующие: фактически произошло ужесточение требований к премьеру, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов, занимать должности которых вправе теперь только человек после 30 лет, без иностранного гражданства и вкладов за границей (ч. 4 ст. 110); изменились правила о вступлении в должность Председателя Правительства РФ, которого утверждает ныне Госдума (ранее назначал Президент РФ с согласия Госдумы) (ч. 1 ст. 111); разрешено Президенту РФ не распускать Госдуму, если она три раза отклонит кандидатуру премьера (в рамках старой редакции Президент РФ обязан был распустить Госдуму) (ч. 4 ст. 111); ввели обязанность Госдумы утверждать заместителей премьера и федеральных министров, после чего Президент РФ назначает их на должность, и одновременно разрешили Президенту РФ распустить Госдуму, если она три раза отклонит кандидатуры заместителей премьера и федеральных министров (ст. 112); ввели персональную ответственность премьера перед Президентом РФ (ст. 113); ввели ответственность Правительства РФ за дополнительные определенные сферы (защита семьи и инвалидов, поддержка волонтеров и т.д.) (ч. 1 ст. 114); разрешили членам Правительства РФ продолжить работу после отставки, если так решит Президент РФ (ст. 117).
Статья: Вотум недоверия Правительству РФ: форма парламентского контроля или политический демарш?
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Другое дело - полномочие Президента РФ распустить Государственную Думу в случае выражения ей недоверия Правительству РФ. Данное действие предусмотрено в качестве права главы государства в том случае, если нижняя палата парламента впервые отказывает в доверии Правительству РФ по запросу его Председателя. Если же Государственная Дума повторно в течение трех месяцев выражает недоверие Правительству РФ либо отказывает в доверии, то у Президента РФ возникает уже конституционная обязанность разрешить парламентско-правительственный кризис путем либо расформирования Правительства РФ, либо роспуска нижней палаты парламента.
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Другое дело - полномочие Президента РФ распустить Государственную Думу в случае выражения ей недоверия Правительству РФ. Данное действие предусмотрено в качестве права главы государства в том случае, если нижняя палата парламента впервые отказывает в доверии Правительству РФ по запросу его Председателя. Если же Государственная Дума повторно в течение трех месяцев выражает недоверие Правительству РФ либо отказывает в доверии, то у Президента РФ возникает уже конституционная обязанность разрешить парламентско-правительственный кризис путем либо расформирования Правительства РФ, либо роспуска нижней палаты парламента.