Государственная дума может быть распущена
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная дума может быть распущена (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Роспуск Государственной Думы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Роспуск Государственной Думы
Статья: Типы аргументативных операций в конституционном дискурсе
(Чирнинов А.М.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<28> В качестве примера можно привести дело о толковании ч. 4 ст. 111 Конституции России, в котором решался вопрос о допустимости внесения Президентом России в Государственную Думу одной и той же кандидатуры на должность Председателя Правительства несколько раз в случае его отклонения. Как известно, Конституционный Суд РФ признал за Президентом данное право (Постановление Конституционного Суда России от 11 декабря 1998 г. N 28-П). Однако судья В.И. Олейник обосновывал противоположный тезис, согласно которому Президент России обязан каждый раз представлять новую кандидатуру, опираясь на грамматическое толкование конституционного положения: "В противном случае в части 4 [статьи 111 Конституции России] было бы определено, что Государственная Дума распускается "после трехкратного отклонения представленной кандидатуры или кандидатур". См.: Особое мнение судьи В.И. Олейника по делу, по которому принято Постановление Конституционного Суда России от 11 декабря 1998 г. N 28-П.
(Чирнинов А.М.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<28> В качестве примера можно привести дело о толковании ч. 4 ст. 111 Конституции России, в котором решался вопрос о допустимости внесения Президентом России в Государственную Думу одной и той же кандидатуры на должность Председателя Правительства несколько раз в случае его отклонения. Как известно, Конституционный Суд РФ признал за Президентом данное право (Постановление Конституционного Суда России от 11 декабря 1998 г. N 28-П). Однако судья В.И. Олейник обосновывал противоположный тезис, согласно которому Президент России обязан каждый раз представлять новую кандидатуру, опираясь на грамматическое толкование конституционного положения: "В противном случае в части 4 [статьи 111 Конституции России] было бы определено, что Государственная Дума распускается "после трехкратного отклонения представленной кандидатуры или кандидатур". См.: Особое мнение судьи В.И. Олейника по делу, по которому принято Постановление Конституционного Суда России от 11 декабря 1998 г. N 28-П.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации <*>.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации <*>.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В ч. 3 ст. 117 Конституции РФ предусмотрено, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В ч. 3 ст. 117 Конституции РФ предусмотрено, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.
Статья: Актуальные проблемы развития и совершенствования конституционного законодательства (к 30-летию Конституции Российской Федерации)
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Назрела настоятельная необходимость в наделения двухпалатного Парламента Российской Федерации (Совета Федерации и Государственной Думы) конституционными полномочиями по контролю за деятельностью Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральными министрами, которых он был лишен изначально. В соответствии со ст. 94 Конституции Российской Федерации Парламент страны является выборным, представительным и законодательным органом государственной власти. К сожалению, российский парламент до настоящего времени как не имел, так и не имеет реальных полномочий по осуществлению контроля за деятельностью Президента, Правительства и федеральных министров. Несмотря на принятые в 2008 г. косметические поправки в Конституцию Российской Федерации об ежегодных отчетах Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Российской Федерации, а также Федеральные законы "О парламентском расследовании" (2005 г.) и "О парламентском контроле" (2013 г.), российский Парламент пока не стал серьезным политическим фактором, какие бы решения он не принимал. В целях защиты российского Парламента от давления исполнительной власти, по мнению депутатского корпуса всех фракций Государственной Думы, необходимо специальной конституционно-правовой нормой установить запрет на право Президента Российской Федерации распускать нижнюю палату Парламента, записав: "Президент Российской Федерации не имеет право распускать Государственную Думу Российской Федерации".
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Назрела настоятельная необходимость в наделения двухпалатного Парламента Российской Федерации (Совета Федерации и Государственной Думы) конституционными полномочиями по контролю за деятельностью Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральными министрами, которых он был лишен изначально. В соответствии со ст. 94 Конституции Российской Федерации Парламент страны является выборным, представительным и законодательным органом государственной власти. К сожалению, российский парламент до настоящего времени как не имел, так и не имеет реальных полномочий по осуществлению контроля за деятельностью Президента, Правительства и федеральных министров. Несмотря на принятые в 2008 г. косметические поправки в Конституцию Российской Федерации об ежегодных отчетах Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Российской Федерации, а также Федеральные законы "О парламентском расследовании" (2005 г.) и "О парламентском контроле" (2013 г.), российский Парламент пока не стал серьезным политическим фактором, какие бы решения он не принимал. В целях защиты российского Парламента от давления исполнительной власти, по мнению депутатского корпуса всех фракций Государственной Думы, необходимо специальной конституционно-правовой нормой установить запрет на право Президента Российской Федерации распускать нижнюю палату Парламента, записав: "Президент Российской Федерации не имеет право распускать Государственную Думу Российской Федерации".
Статья: Конституционные основы права граждан на участие в управлении делами государства в Российской Федерации и Австралийском Союзе
(Войтович Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Второй случай, когда высший орган исполнительной власти сформирован и действует: конфликт возникает между Правительством РФ и Государственной Думой. В этом случае противостояние субъектов, представляющих две разные ветви власти, разрешается независимым арбитром - Президентом РФ. В обоих представленных случаях именно глава государства разрешает возникшую проблему, и лишь предупреждение дальнейшего развития конфликта по усмотрению Президента может быть возложено на население. При принятии такого решения главой государства Государственная Дума будет распущена и сформирована заново гражданами РФ. То есть население вовлекается не для прямого разрешения споров между органами власти, а лишь субсидиарно.
(Войтович Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Второй случай, когда высший орган исполнительной власти сформирован и действует: конфликт возникает между Правительством РФ и Государственной Думой. В этом случае противостояние субъектов, представляющих две разные ветви власти, разрешается независимым арбитром - Президентом РФ. В обоих представленных случаях именно глава государства разрешает возникшую проблему, и лишь предупреждение дальнейшего развития конфликта по усмотрению Президента может быть возложено на население. При принятии такого решения главой государства Государственная Дума будет распущена и сформирована заново гражданами РФ. То есть население вовлекается не для прямого разрешения споров между органами власти, а лишь субсидиарно.