Госслужащий может заниматься научной деятельностью
Подборка наиболее важных документов по запросу Госслужащий может заниматься научной деятельностью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Закон Республики Таджикистан от 05.03.2007 N 233 "О государственной службе" устанавливает право государственных служащих заниматься научной, творческой и преподавательской деятельностью. Закон Республики Армения от 29.03.2018 N ЗР-205 "О гражданской службе", Закон Республики Армения от 29.11.2017 N ЗР-195 "О военной службе и статусе военнослужащего" и Закон Республики Армения от 01.12.2017 N ЗР-198 "О прокуратуре" запрещают государственным служащим выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой. Такие же ограничения установлены и Законом Туркменистана от 26.03.2016 N 363-V "О государственной службе".
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Закон Республики Таджикистан от 05.03.2007 N 233 "О государственной службе" устанавливает право государственных служащих заниматься научной, творческой и преподавательской деятельностью. Закон Республики Армения от 29.03.2018 N ЗР-205 "О гражданской службе", Закон Республики Армения от 29.11.2017 N ЗР-195 "О военной службе и статусе военнослужащего" и Закон Республики Армения от 01.12.2017 N ЗР-198 "О прокуратуре" запрещают государственным служащим выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой. Такие же ограничения установлены и Законом Туркменистана от 26.03.2016 N 363-V "О государственной службе".
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. Государственный служащий - гражданин, исполняющий обязанности по государственной должности на государственной службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств государственного бюджета. В Российской Федерации государственный служащий обязан исполнять приказы, хранить государственную тайну, представлять сведения о своих доходах и имуществе. Государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной, творческой деятельности, быть депутатом, заниматься предпринимательской деятельностью, получать связанное с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от других лиц, участвовать в забастовках (Энциклопедический словарь. 2009).
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. Государственный служащий - гражданин, исполняющий обязанности по государственной должности на государственной службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств государственного бюджета. В Российской Федерации государственный служащий обязан исполнять приказы, хранить государственную тайну, представлять сведения о своих доходах и имуществе. Государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной, творческой деятельности, быть депутатом, заниматься предпринимательской деятельностью, получать связанное с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от других лиц, участвовать в забастовках (Энциклопедический словарь. 2009).
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>В период рассмотрения в третейском суде спора действовал Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". В соответствии со статьей 11 данного Закона государственный служащий не вправе был заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Согласно параграфу 1 приложения к регламенту третейского суда за рассмотрение дела третейскому судье выплачивается гонорар, то есть осуществление функций третейского судьи является возмездным. Так как деятельность в качестве третейского судьи не относится к педагогической, научной или иной творческой деятельности, она не входила в определенный названным Законом разрешенный вид оплачиваемой деятельности.
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>В период рассмотрения в третейском суде спора действовал Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". В соответствии со статьей 11 данного Закона государственный служащий не вправе был заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Согласно параграфу 1 приложения к регламенту третейского суда за рассмотрение дела третейскому судье выплачивается гонорар, то есть осуществление функций третейского судьи является возмездным. Так как деятельность в качестве третейского судьи не относится к педагогической, научной или иной творческой деятельности, она не входила в определенный названным Законом разрешенный вид оплачиваемой деятельности.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Департамент, указав в качестве членов комиссии лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, обозначил как членов комиссии представителя (представителей) научных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной гражданской службой, представителя (представителей) общественного совета при Департаменте, не являющихся государственными гражданскими служащими.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Департамент, указав в качестве членов комиссии лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, обозначил как членов комиссии представителя (представителей) научных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной гражданской службой, представителя (представителей) общественного совета при Департаменте, не являющихся государственными гражданскими служащими.
Готовое решение: Какие особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Запреты и ограничения для занятия определенной деятельностью могут различаться в зависимости от вида госслужбы. В частности, все государственные гражданские служащие, как правило, не могут участвовать в управлении коммерческой организацией, за исключением ряда случаев. А, например, военнослужащим (военная служба - это вид федеральной госслужбы) разрешены только некоторые виды работы по совместительству, в том числе научная, педагогическая. При этом такая деятельность не должна препятствовать исполнению обязанностей по службе и, как правило, не может финансироваться, в частности, за счет средств иностранных организаций. Аналогичные ограничения предусмотрены, например, для госслужащих федеральной противопожарной службы, органов внутренних дел (ч. 2, 5 ст. 282 ТК РФ, п. п. 1 - 3 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона о системе госслужбы, п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, абз. 1 п. 1 ст. 2, абз. 2 п. 7 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих, абз. 1 п. 1, п. 3 ст. 2 Закона о воинской обязанности и военной службе, п. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 34 Закона о службе в федеральной противопожарной службе, п. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 34 Закона о службе в органах внутренних дел).
(КонсультантПлюс, 2025)Запреты и ограничения для занятия определенной деятельностью могут различаться в зависимости от вида госслужбы. В частности, все государственные гражданские служащие, как правило, не могут участвовать в управлении коммерческой организацией, за исключением ряда случаев. А, например, военнослужащим (военная служба - это вид федеральной госслужбы) разрешены только некоторые виды работы по совместительству, в том числе научная, педагогическая. При этом такая деятельность не должна препятствовать исполнению обязанностей по службе и, как правило, не может финансироваться, в частности, за счет средств иностранных организаций. Аналогичные ограничения предусмотрены, например, для госслужащих федеральной противопожарной службы, органов внутренних дел (ч. 2, 5 ст. 282 ТК РФ, п. п. 1 - 3 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона о системе госслужбы, п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, абз. 1 п. 1 ст. 2, абз. 2 п. 7 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих, абз. 1 п. 1, п. 3 ст. 2 Закона о воинской обязанности и военной службе, п. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 34 Закона о службе в федеральной противопожарной службе, п. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 34 Закона о службе в органах внутренних дел).
Статья: Порядок передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Во многих странах использование доверительного управления нашло свое регулирование в национальных законах. Использование подобного механизма доверительного управления в настоящее время в России нельзя назвать эффективным в силу отсутствия порядка передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов. Разработка данного порядка явилась квинтэссенцией научно-исследовательской работы творческого коллектива Финансового университета.
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Во многих странах использование доверительного управления нашло свое регулирование в национальных законах. Использование подобного механизма доверительного управления в настоящее время в России нельзя назвать эффективным в силу отсутствия порядка передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов. Разработка данного порядка явилась квинтэссенцией научно-исследовательской работы творческого коллектива Финансового университета.
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Вместе с тем новеллой Закона о государственной гражданской службе было то, что он, пожалуй, впервые разрешил государственным служащим работать по совместительству, если это не приводит к конфликту интересов. Однако остальные законы об отдельных видах государственной службы вернулись к полному запрету заниматься любой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Вместе с тем новеллой Закона о государственной гражданской службе было то, что он, пожалуй, впервые разрешил государственным служащим работать по совместительству, если это не приводит к конфликту интересов. Однако остальные законы об отдельных видах государственной службы вернулись к полному запрету заниматься любой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)О вызовах времени. Можно согласиться, что некоторые свершившиеся в ГПК РФ изменения должны быть созвучны вызовам времени. Речь идет о внедрении новейших технологий во многие сферы государственной и общественной деятельности (примерами могут служить работа портала государственных услуг Российской Федерации, центров государственных услуг "Мои документы", онлайн-трансляции научно-практических конференций, симпозиумов, заседаний общественных организаций); о претворении в жизнь идеи "электронной демократии, включающей электронный парламент, электронное законодательство, электронное правосудие, электронное посредничество, электронную инициативу, электронные выборы, электронный референдум, электронное голосование, электронные консультации, электронные ходатайства, электронную агитацию, электронный подсчет голосов и электронные опросы <1>.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)О вызовах времени. Можно согласиться, что некоторые свершившиеся в ГПК РФ изменения должны быть созвучны вызовам времени. Речь идет о внедрении новейших технологий во многие сферы государственной и общественной деятельности (примерами могут служить работа портала государственных услуг Российской Федерации, центров государственных услуг "Мои документы", онлайн-трансляции научно-практических конференций, симпозиумов, заседаний общественных организаций); о претворении в жизнь идеи "электронной демократии, включающей электронный парламент, электронное законодательство, электронное правосудие, электронное посредничество, электронную инициативу, электронные выборы, электронный референдум, электронное голосование, электронные консультации, электронные ходатайства, электронную агитацию, электронный подсчет голосов и электронные опросы <1>.
Статья: Государственная и муниципальная служба на новых территориях Российской Федерации
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Схожие вопросы (применительно к кругу лиц) возникают и по поводу закрепленного п. 9 Положения права государственных и муниципальных служащих с предварительным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Такое право предусмотрено российским служебным законодательством, но лишь для государственных гражданских и муниципальных служащих, а вот военнослужащие и государственные служащие иных видов могут заниматься только педагогической, научной и иной творческой деятельностью. На новых же территориях на переходный период оно распространено на всех государственных служащих, что также выглядит необоснованным.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Схожие вопросы (применительно к кругу лиц) возникают и по поводу закрепленного п. 9 Положения права государственных и муниципальных служащих с предварительным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Такое право предусмотрено российским служебным законодательством, но лишь для государственных гражданских и муниципальных служащих, а вот военнослужащие и государственные служащие иных видов могут заниматься только педагогической, научной и иной творческой деятельностью. На новых же территориях на переходный период оно распространено на всех государственных служащих, что также выглядит необоснованным.
Статья: Административная ответственность за незаконное применение иностранных мессенджеров: проблемы и перспективы развития
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)В правовой литературе высказывались различные предложения в отношении регламентации ответственности за использование иностранных мессенджеров. Данная проблема достаточно давно обсуждалась в научной среде, особенно в контексте использования соответствующих программ и сервисов в деятельности государственных и муниципальных служащих. Так, по мнению С.Д. Ковалева, в связи с потенциальной опасностью распространения информации посредством использования иностранных мессенджеров в служебной переписке необходимо введение дисциплинарной ответственности за соответствующие деяния <9>. Однако указанное предложение не представляется актуальным в связи с закреплением запрета на использование иностранных мессенджеров в отраслевом законодательстве, в том числе административной направленности.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)В правовой литературе высказывались различные предложения в отношении регламентации ответственности за использование иностранных мессенджеров. Данная проблема достаточно давно обсуждалась в научной среде, особенно в контексте использования соответствующих программ и сервисов в деятельности государственных и муниципальных служащих. Так, по мнению С.Д. Ковалева, в связи с потенциальной опасностью распространения информации посредством использования иностранных мессенджеров в служебной переписке необходимо введение дисциплинарной ответственности за соответствующие деяния <9>. Однако указанное предложение не представляется актуальным в связи с закреплением запрета на использование иностранных мессенджеров в отраслевом законодательстве, в том числе административной направленности.
Статья: Административно-правовые гарантии сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации как инструмент управления персоналом
(Григорьева О.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Полагаем, что административно-правовые гарантии можно исследовать сквозь призму методов административно-правового регулирования и классифицировать гарантии на дозволяющие, предписывающие и запрещающие. А если рассматривать административно-правовые гарантии как инструмент управления персоналом, то не обойтись и без административного принуждения (метода государственного управления, основанного на административно-правовых нормах). К слову, Д.А. Гришин обращает внимание на научную дискуссию среди ученых, которые условно делят государственно-служебные отношения на административно-правовые (иллюстрирующие организацию государственной службы) и трудовые (возникающие в процессе трудовой деятельности государственного служащего), следовательно, высказывают и аргументируют различные точки зрения о методах правового регулирования <8>.
(Григорьева О.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Полагаем, что административно-правовые гарантии можно исследовать сквозь призму методов административно-правового регулирования и классифицировать гарантии на дозволяющие, предписывающие и запрещающие. А если рассматривать административно-правовые гарантии как инструмент управления персоналом, то не обойтись и без административного принуждения (метода государственного управления, основанного на административно-правовых нормах). К слову, Д.А. Гришин обращает внимание на научную дискуссию среди ученых, которые условно делят государственно-служебные отношения на административно-правовые (иллюстрирующие организацию государственной службы) и трудовые (возникающие в процессе трудовой деятельности государственного служащего), следовательно, высказывают и аргументируют различные точки зрения о методах правового регулирования <8>.
Статья: Основные подходы к определению понятия "научный работник" в российском законодательстве
(Иванов Я.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Необходимо заметить, что Модельный закон "ставит знак равенства" между научными работниками и научными сотрудниками. Такой подход видится спорным, поскольку эти понятия не являются тождественными. Согласимся с подходом, согласно которому научными сотрудниками предлагается называть тех ученых, которые являются государственными служащими и состоят на государственной службе <8>. Действительно, у данной категории работников существуют свои особенности. Они состоят на службе, менее независимы в своей деятельности, а задача служащих заключается в строгом следовании своим служебным обязанностям, их деятельность более регламентирована.
(Иванов Я.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Необходимо заметить, что Модельный закон "ставит знак равенства" между научными работниками и научными сотрудниками. Такой подход видится спорным, поскольку эти понятия не являются тождественными. Согласимся с подходом, согласно которому научными сотрудниками предлагается называть тех ученых, которые являются государственными служащими и состоят на государственной службе <8>. Действительно, у данной категории работников существуют свои особенности. Они состоят на службе, менее независимы в своей деятельности, а задача служащих заключается в строгом следовании своим служебным обязанностям, их деятельность более регламентирована.
Статья: Современные проблемы и перспективы развития правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в органах судебной власти
(Мартиросян П.Г.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ проблем и перспектив правового регулирования государственной гражданской службы в органах судебной власти, что определяет его научную новизну. В работе обоснована необходимость дифференциации правового статуса сотрудников судебных органов от общей категории государственных гражданских служащих. Действующее законодательство не учитывает особенностей деятельности работников судов, что требует разработки и дополнения Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - ФЗ-79) <1> отдельной главой, посвященной государственной гражданской службе в органах судебной власти. Представлено детализированное обоснование необходимости законодательного закрепления механизмов повышения конкурентоспособности условий труда, включая повышение уровня оплаты, введение дополнительных социальных гарантий и оптимизацию нагрузки между сотрудниками. Доказано, что кадровая нестабильность требует срочного пересмотра системы мотивации и профессионального роста. Проведен всесторонний сравнительно-правовой анализ систем службы в органах судебной власти Великобритании, США и Германии, где помощники судей выполняют более широкие функции, включая вынесение процессуальных решений по отдельным категориям дел. В работе аргументируется целесообразность адаптации этой модели в российской судебной системе, что может способствовать разгрузке судей и повышению оперативности рассмотрения дел. Предложен комплексный механизм законодательного закрепления расширенных функций помощников судей, включая их участие в вынесении отдельных процессуальных решений. Проанализированы риски и возможные препятствия, включая необходимость повышения финансирования и разработки системы контроля за их деятельностью. В рамках исследования сформулированы конкретные предложения по модернизации системы правового регулирования, включая разработку специальных образовательных программ для судебных служащих, внедрение системы карьерного роста и оптимизацию численности помощников судей в зависимости от нагрузки.
(Мартиросян П.Г.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ проблем и перспектив правового регулирования государственной гражданской службы в органах судебной власти, что определяет его научную новизну. В работе обоснована необходимость дифференциации правового статуса сотрудников судебных органов от общей категории государственных гражданских служащих. Действующее законодательство не учитывает особенностей деятельности работников судов, что требует разработки и дополнения Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - ФЗ-79) <1> отдельной главой, посвященной государственной гражданской службе в органах судебной власти. Представлено детализированное обоснование необходимости законодательного закрепления механизмов повышения конкурентоспособности условий труда, включая повышение уровня оплаты, введение дополнительных социальных гарантий и оптимизацию нагрузки между сотрудниками. Доказано, что кадровая нестабильность требует срочного пересмотра системы мотивации и профессионального роста. Проведен всесторонний сравнительно-правовой анализ систем службы в органах судебной власти Великобритании, США и Германии, где помощники судей выполняют более широкие функции, включая вынесение процессуальных решений по отдельным категориям дел. В работе аргументируется целесообразность адаптации этой модели в российской судебной системе, что может способствовать разгрузке судей и повышению оперативности рассмотрения дел. Предложен комплексный механизм законодательного закрепления расширенных функций помощников судей, включая их участие в вынесении отдельных процессуальных решений. Проанализированы риски и возможные препятствия, включая необходимость повышения финансирования и разработки системы контроля за их деятельностью. В рамках исследования сформулированы конкретные предложения по модернизации системы правового регулирования, включая разработку специальных образовательных программ для судебных служащих, внедрение системы карьерного роста и оптимизацию численности помощников судей в зависимости от нагрузки.
Статья: Служебная дисциплина государственного инспектора
(Кузнецов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Одним из основных правовых средств обеспечения правопорядка и законности в исполнении контрольно-надзорной функции выступает служебная дисциплина. Служебная дисциплина государственного служащего - одна из важнейших научных категорий, с помощью которой удается осмыслить и понять роль и значение в общественной жизни социального института государственной службы. Являясь производной категорией от общенаучной категории "дисциплина", "служебная дисциплина" занимает особое место в ряду однородных понятий, отражающих отраслевые, видовые, функциональные аспекты профессиональной деятельности государственных служащих в области государственного управления (государственная дисциплина, воинская дисциплина, трудовая дисциплина, производственная, договорная, финансовая и проч.). Особое значение служебной дисциплины в деятельности должностных лиц, обеспечивающих исполнение государственных функций, отмечается и законодателем, и практически всеми исследователями правоотношений, субъектами которых выступают государственные служащие, статуса государственных служащих и дисциплинарной ответственности.
(Кузнецов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Одним из основных правовых средств обеспечения правопорядка и законности в исполнении контрольно-надзорной функции выступает служебная дисциплина. Служебная дисциплина государственного служащего - одна из важнейших научных категорий, с помощью которой удается осмыслить и понять роль и значение в общественной жизни социального института государственной службы. Являясь производной категорией от общенаучной категории "дисциплина", "служебная дисциплина" занимает особое место в ряду однородных понятий, отражающих отраслевые, видовые, функциональные аспекты профессиональной деятельности государственных служащих в области государственного управления (государственная дисциплина, воинская дисциплина, трудовая дисциплина, производственная, договорная, финансовая и проч.). Особое значение служебной дисциплины в деятельности должностных лиц, обеспечивающих исполнение государственных функций, отмечается и законодателем, и практически всеми исследователями правоотношений, субъектами которых выступают государственные служащие, статуса государственных служащих и дисциплинарной ответственности.