Голосование заинтересованных лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Голосование заинтересованных лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Общие сведения о сделках ООО с заинтересованностью
(КонсультантПлюс, 2025)"...Судом округа отклоняется довод кассационной жалобы о том, что участвовавшая в голосовании П. являлась лицом заинтересованным.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Судом округа отклоняется довод кассационной жалобы о том, что участвовавшая в голосовании П. являлась лицом заинтересованным.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 81 "Заинтересованность в совершении обществом сделки" Федерального закона "Об акционерных обществах"
(Арбитражный суд Уральского округа)Постановлением апелляционного суда решение отменено, исковые требования удовлетворены. По мнению апелляционного суда, голосование заинтересованных лиц не должно было учитываться при определении кворума.
(Арбитражный суд Уральского округа)Постановлением апелляционного суда решение отменено, исковые требования удовлетворены. По мнению апелляционного суда, голосование заинтересованных лиц не должно было учитываться при определении кворума.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Добросовестность как новый тренд в оспаривании сделок в обществах с ограниченной ответственностью по корпоративным основаниям
(Сидоров Д.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)- судами не дана оценка доводам о нарушении корпоративных процедур одобрения сделки и тем обстоятельствам, что истец на общем собрании участников общества не присутствовал, в связи с чем указанное решение подлежало нотариальному удостоверению либо подписанию протокола всеми участниками общества; истец не указан в качестве получателя почтового извещения о собрании ни в почтовой квитанции, ни на почтовом конверте (имя истца указано с ошибкой); в голосовании принимали участие лица, которые фактически были заинтересованы в продаже имущества и переводе бизнеса на другое общество; кроме того, суды не обратили внимания на доводы о наличии злоупотребления правом;
(Сидоров Д.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)- судами не дана оценка доводам о нарушении корпоративных процедур одобрения сделки и тем обстоятельствам, что истец на общем собрании участников общества не присутствовал, в связи с чем указанное решение подлежало нотариальному удостоверению либо подписанию протокола всеми участниками общества; истец не указан в качестве получателя почтового извещения о собрании ни в почтовой квитанции, ни на почтовом конверте (имя истца указано с ошибкой); в голосовании принимали участие лица, которые фактически были заинтересованы в продаже имущества и переводе бизнеса на другое общество; кроме того, суды не обратили внимания на доводы о наличии злоупотребления правом;
Статья: Правовое обеспечение баланса интересов в корпоративных группах
(Ефимов А.В.)
("Закон", 2022, N 6)Стоит отметить, что многие внутригрупповые сделки действительно могут быть квалифицированы как сделки, в совершении которых есть заинтересованность (прежде всего контролирующего лица корпоративной группы). Согласно ст. 45 Закона об ООО и ст. 83 Закона об АО заинтересованное лицо не участвует в голосовании по вопросу о совершении таких сделок. Данный режим является серьезным механизмом обеспечения интересов подконтрольных юридических лиц и интересов их миноритарных участников. Но не чрезмерно ли в таком случае ограничиваются возможности по реализации внутригрупповой экономической политики?
(Ефимов А.В.)
("Закон", 2022, N 6)Стоит отметить, что многие внутригрупповые сделки действительно могут быть квалифицированы как сделки, в совершении которых есть заинтересованность (прежде всего контролирующего лица корпоративной группы). Согласно ст. 45 Закона об ООО и ст. 83 Закона об АО заинтересованное лицо не участвует в голосовании по вопросу о совершении таких сделок. Данный режим является серьезным механизмом обеспечения интересов подконтрольных юридических лиц и интересов их миноритарных участников. Но не чрезмерно ли в таком случае ограничиваются возможности по реализации внутригрупповой экономической политики?
Нормативные акты
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1
(ред. от 23.07.2025)
"О средствах массовой информации"Если в период избирательной кампании, кампании референдума после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации (далее - организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации), к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, а в случае, если продукция средства массовой информации предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, также избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений. Указанный федеральный орган исполнительной власти в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования немедленно осуществляет с привлечением заинтересованных лиц проверку фактов, изложенных в представлении, и обращается в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений, либо направляет в соответствующую избирательную комиссию мотивированный отказ от обращения в суд с указанным заявлением. Мотивированный отказ от обращения в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации не препятствует применению к организации, осуществляющей выпуск указанного средства массовой информации, иных мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включая предупреждение.
(ред. от 23.07.2025)
"О средствах массовой информации"Если в период избирательной кампании, кампании референдума после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации (далее - организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации), к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, а в случае, если продукция средства массовой информации предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, также избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений. Указанный федеральный орган исполнительной власти в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования немедленно осуществляет с привлечением заинтересованных лиц проверку фактов, изложенных в представлении, и обращается в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений, либо направляет в соответствующую избирательную комиссию мотивированный отказ от обращения в суд с указанным заявлением. Мотивированный отказ от обращения в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации не препятствует применению к организации, осуществляющей выпуск указанного средства массовой информации, иных мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включая предупреждение.
Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитной кооперации"4.2. В случае одобрения правлением кредитного кооператива сделки, стороной которой намеревается быть кредитный кооператив, если более половины членов правления кредитного кооператива являются в такой сделке заинтересованными лицами, сделка должна быть одобрена общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) до ее совершения. По вопросу об одобрении общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, заинтересованное лицо не вправе участвовать в голосовании.
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитной кооперации"4.2. В случае одобрения правлением кредитного кооператива сделки, стороной которой намеревается быть кредитный кооператив, если более половины членов правления кредитного кооператива являются в такой сделке заинтересованными лицами, сделка должна быть одобрена общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) до ее совершения. По вопросу об одобрении общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, заинтересованное лицо не вправе участвовать в голосовании.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Стоит отметить, что многие внутригрупповые сделки действительно могут быть квалифицированы как сделки, в совершении которых есть заинтересованность (прежде всего контролирующего лица корпоративной группы). Согласно ст. 45 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и ст. 83 Закона об акционерных обществах заинтересованное лицо не участвует в голосовании по вопросу о совершении таких сделок. Данный режим является серьезным механизмом обеспечения интересов подконтрольных юридических лиц и интересов их миноритарных участников. Но не чрезмерно ли в таком случае ограничиваются возможности по реализации внутригрупповой экономической политики?
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Стоит отметить, что многие внутригрупповые сделки действительно могут быть квалифицированы как сделки, в совершении которых есть заинтересованность (прежде всего контролирующего лица корпоративной группы). Согласно ст. 45 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и ст. 83 Закона об акционерных обществах заинтересованное лицо не участвует в голосовании по вопросу о совершении таких сделок. Данный режим является серьезным механизмом обеспечения интересов подконтрольных юридических лиц и интересов их миноритарных участников. Но не чрезмерно ли в таком случае ограничиваются возможности по реализации внутригрупповой экономической политики?
Статья: Ответственность за фальсификацию решений органов управления хозяйственных обществ
(Макеева И.В.)
("Право и экономика", 2022, N 4)Как воспрепятствование реализации права при принятии решения в контексте рассматриваемой статьи, следует понимать такие действия, как: ограничение доступа акционеров или участников к процедуре голосования, а также несообщение информации о проведении общего собрания или сообщение заведомо ложной информации о времени и месте его проведения, тем самым заинтересованные лица не допускаются к голосованию.
(Макеева И.В.)
("Право и экономика", 2022, N 4)Как воспрепятствование реализации права при принятии решения в контексте рассматриваемой статьи, следует понимать такие действия, как: ограничение доступа акционеров или участников к процедуре голосования, а также несообщение информации о проведении общего собрания или сообщение заведомо ложной информации о времени и месте его проведения, тем самым заинтересованные лица не допускаются к голосованию.