Голосование не по месту регистрации

Подборка наиболее важных документов по запросу Голосование не по месту регистрации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2002 N 59Г02-1
Об оставлении без изменения решения Судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 10 декабря 2001 года, которым отказано в удовлетворении жалобы о признании итогов голосования недействительными и о признании дополнительных выборов депутата ГД ФС РФ третьего созыва по Благовещенскому одномандатному избирательному округу N 58 от 7 октября 2001 года несостоявшимися.
В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ "О выборах..." имеет право избирать депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет и постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего округа, а п. 2 ст. 16 этого Закона, регламентируя порядок включения избирателя в список избирателей, предусматривает, что основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства. Так как избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке, в местах временного пребывания он включается в список избирателей на основании документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации и открепительного удостоверения, свидетельствующего об исключении из списков избирателей по месту жительства.
Определение Верховного Суда РФ от 06.09.2002 N 52-Г02-6
Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства.
Д. обратилась в суд с жалобой о признании выборов недействительными и отмене Постановления избирательной комиссии Республики Алтай от 21.05.2002 "Об общих итогах дополнительных и повторных выборов депутатов Республики Алтай" в части признания состоявшимися выборов в избирательном округе N 9 и утверждения избранным депутатом Республики Алтай А. Основанием для признания выборов недействительными, по мнению Д., является нарушение правил составления списков избирателей, выразившееся во внесении в списки избирателей по факту их регистрации, а не по месту фактического проживания, нарушение правил формирования избирательных округов, а также подкуп избирателей, имевший место со стороны А. как во время предвыборной агитации, так и в день голосования.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Отмена открепительных удостоверений и новый механизм голосования на выборах: законодательные новеллы и практика
(Чуева Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2018, N 3)
Первый механизм, схема "45-5", предусматривает подачу избирателем заявления в период от 45 до 5 дней до дня голосования. Избиратель, который будет находиться в день голосования не по месту своей регистрации, сможет лично при предъявлении паспорта подать заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения в территориальную или участковую избирательную комиссию. Кроме того, для удобства избирателей предусмотрено, что данное заявление может быть подано в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (ЕПГУ), а в случае наличия соглашения между избирательной комиссией соответствующего субъекта РФ и уполномоченным многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг - через МФЦ.
Статья: Амнистия капиталов. Что изменилось с 1 марта 2018 года
(Бондарева С.)
("Финансовая газета", 2018, N 11)
К примеру, по заявлению председателя ЦИК Эллы Памфиловой, за 5 дней до голосования на выборах Президента в 2018 году подано около 5 млн заявлений о голосовании по месту пребывания, что говорит о значительной миграции населения внутри страны, когда гражданин проживает не по месту своей регистрации. Думается, что и в случае амнистии капиталов мы будем иметь тот же эффект и даже ленивый гражданин сможет подать специальную декларацию. Ведь для этого не нужно ехать в налоговую инспекцию по месту своей регистрации.

Нормативные акты

Постановление N 9 Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ
"Об участии международных наблюдателей от Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств в мониторинге выборов Президента Российской Федерации"
(Вместе с <Заключением от 18.03.2018>)
(Принято в г. Санкт-Петербурге 12.04.2018)
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проделала огромную работу по уточнению списков избирателей и устранению "двойного счета" из-за повторяющихся данных или "мертвых душ". Результатом этой работы стало сокращение общего списка избирателей Российской Федерации более чем на два миллиона человек. Около пяти с половиной миллионов избирателей Российской Федерации подали заявления о голосовании на выборах 18 марта 2018 года не по месту регистрации, а по месту фактического пребывания. Данная процедура применялась в Российской Федерации впервые. Заявления можно было подать в предвыборный период через Единую справочную систему центров государственных и муниципальных услуг "Мои документы" и через любую территориальную избирательную комиссию Российской Федерации, а с 25 февраля 2018 года - через участковую избирательную комиссию. Нарушений или системных сбоев при предоставлении этой услуги мониторинг не выявил, при этом возможности принять участие в голосовании для граждан Российской Федерации существенно расширились.