Голосование на референдуме
Подборка наиболее важных документов по запросу Голосование на референдуме (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение и защита активного избирательного права в процедурах электронного голосования
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Как показывает опыт многих конституционных государств, применявших и применяющих электронное голосование на выборах и референдумах разных уровней, устранить системные дефекты данной формы голосования, связанные прежде всего с обеспечением равной свободы выбора, тайны голосования, а также гласности и открытости выборов, очень непросто. Российская Федерация в последние годы активно практикует различные модели электронного голосования как на участках, так и дистанционно через Интернет с использованием не только федеральной, но и региональной государственной информационной системы. Дифференциация порядков электронного голосования в различных субъектах РФ, устанавливаемая ЦИК РФ и региональными избирательными комиссиями в рамках делегированного нормотворчества, обостряет проблему равенства избирательных прав. При этом осуществление избирательными комиссиями несвойственных им законодательных функций по регулированию избирательных прав в цифровой среде не способствует формированию системного и универсального подхода к регулированию этой значимой части гарантий. Критического осмысления заслуживает также московский опыт по переводу электронного голосования из субсидиарных способов волеизъявления в основные, по регулированию требований к цифровым избирателям и избирателям, реализующим право на отказ от электронного голосования. К трудностям обеспечения общественного контроля за электронным голосованием добавляется проблема доступности и открытости данных о результатах электронного голосования в связи с искажением представления этих данных в итоговых протоколах, не адаптированных к новым цифровым формам участия в выборах. Самостоятельной проблемой является обеспечение права на защиту избирательных прав, реализуемых в цифровой среде, поскольку судебные органы достаточно узко трактуют пределы судебной проверки в этих случаях. Недостаточная проработанность гарантий активного избирательного права в процедурах электронного голосования пока не свидетельствует о преодолении хронических и системных дефицитов цифрового участия в выборах, поэтому переход к электронному голосованию как основной форме волеизъявления на данном этапе вряд ли можно признать соответствующим конституционным принципам избирательного права.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Как показывает опыт многих конституционных государств, применявших и применяющих электронное голосование на выборах и референдумах разных уровней, устранить системные дефекты данной формы голосования, связанные прежде всего с обеспечением равной свободы выбора, тайны голосования, а также гласности и открытости выборов, очень непросто. Российская Федерация в последние годы активно практикует различные модели электронного голосования как на участках, так и дистанционно через Интернет с использованием не только федеральной, но и региональной государственной информационной системы. Дифференциация порядков электронного голосования в различных субъектах РФ, устанавливаемая ЦИК РФ и региональными избирательными комиссиями в рамках делегированного нормотворчества, обостряет проблему равенства избирательных прав. При этом осуществление избирательными комиссиями несвойственных им законодательных функций по регулированию избирательных прав в цифровой среде не способствует формированию системного и универсального подхода к регулированию этой значимой части гарантий. Критического осмысления заслуживает также московский опыт по переводу электронного голосования из субсидиарных способов волеизъявления в основные, по регулированию требований к цифровым избирателям и избирателям, реализующим право на отказ от электронного голосования. К трудностям обеспечения общественного контроля за электронным голосованием добавляется проблема доступности и открытости данных о результатах электронного голосования в связи с искажением представления этих данных в итоговых протоколах, не адаптированных к новым цифровым формам участия в выборах. Самостоятельной проблемой является обеспечение права на защиту избирательных прав, реализуемых в цифровой среде, поскольку судебные органы достаточно узко трактуют пределы судебной проверки в этих случаях. Недостаточная проработанность гарантий активного избирательного права в процедурах электронного голосования пока не свидетельствует о преодолении хронических и системных дефицитов цифрового участия в выборах, поэтому переход к электронному голосованию как основной форме волеизъявления на данном этапе вряд ли можно признать соответствующим конституционным принципам избирательного права.
Статья: Конституционные поправки 2008 и 2020 годов: сравнительно-правовой анализ
(Тресков А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Статья посвящена сравнительно-правовому анализу изменений, внесенных в Конституцию РФ 1993 г. Законами Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ. Особое внимание при этом уделено именно поправкам 2020 г. В работе обращено внимание на недостаточность законодательного обоснования применения надстроечных стадий в процедуре внесения изменений в Конституцию РФ в 2020 г., а также на проблему тождества или сходства до степени смешения наименования "общероссийское голосование" с таким наименованием формы волеизъявления народа, как "всенародное голосование" (референдум), что могло повлечь за собой введение в заблуждение граждан относительно той формы голосования, которая в действительности имела место быть.
(Тресков А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Статья посвящена сравнительно-правовому анализу изменений, внесенных в Конституцию РФ 1993 г. Законами Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ. Особое внимание при этом уделено именно поправкам 2020 г. В работе обращено внимание на недостаточность законодательного обоснования применения надстроечных стадий в процедуре внесения изменений в Конституцию РФ в 2020 г., а также на проблему тождества или сходства до степени смешения наименования "общероссийское голосование" с таким наименованием формы волеизъявления народа, как "всенародное голосование" (референдум), что могло повлечь за собой введение в заблуждение граждан относительно той формы голосования, которая в действительности имела место быть.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"Статья 81. Повторное голосование на референдуме
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"Статья 81. Повторное голосование на референдуме
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования
Статья: Конституционное регулирование выборов: сравнительный анализ коэффициента заинтересованности законодателя (на примере Российской Федерации и стран ближнего зарубежья)
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Также из двух пунктов состоит следующая статья "Суверенитет народа". А ст. 3 "Вопросы, решаемые путем всенародного голосования - референдума" имеет еще более сложную структуру: она включает и пункты, и подпункты:
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Также из двух пунктов состоит следующая статья "Суверенитет народа". А ст. 3 "Вопросы, решаемые путем всенародного голосования - референдума" имеет еще более сложную структуру: она включает и пункты, и подпункты:
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия (п. 1 ч. 5 ст. 243 КАС РФ);
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия (п. 1 ч. 5 ст. 243 КАС РФ);
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;
Статья: Теория правотворчества
(Пчелинцев А.В., Шепелев А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Принцип демократизма. Этот принцип определяет демократическую процедуру разработки и принятия нормативных правовых актов. Субъекты правотворчества обязаны учитывать общественное мнение, осуществлять публичное и гласное обсуждение законопроектов, производить общественный анализ действующих нормативных правовых актов и т.п. Правотворчество не является закрытой государственной деятельностью, так как к данной деятельности привлекаются широкие слои общества, происходит обсуждение проектов законодательных актов и доведение до правотворческих органов заключений по ним. Например, важные законопроекты выносятся на всенародное голосование (референдум).
(Пчелинцев А.В., Шепелев А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Принцип демократизма. Этот принцип определяет демократическую процедуру разработки и принятия нормативных правовых актов. Субъекты правотворчества обязаны учитывать общественное мнение, осуществлять публичное и гласное обсуждение законопроектов, производить общественный анализ действующих нормативных правовых актов и т.п. Правотворчество не является закрытой государственной деятельностью, так как к данной деятельности привлекаются широкие слои общества, происходит обсуждение проектов законодательных актов и доведение до правотворческих органов заключений по ним. Например, важные законопроекты выносятся на всенародное голосование (референдум).
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Таким образом, в хозяйственных обществах (акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, которые относятся к коммерческим корпорациям) формируется высший орган управления. Для акционерных обществ - это общее собрание акционеров. Для обществ с ограниченной ответственностью - это собрание участников общества. Если проводить аналогию с государством, то общее собрание участников хозяйственного общества - это общенародный референдум. Только голосование проводится по базовому правилу пропорционально долям участников в уставном капитале. Этот орган управления обязателен для всех хозяйственных обществ.
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Таким образом, в хозяйственных обществах (акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, которые относятся к коммерческим корпорациям) формируется высший орган управления. Для акционерных обществ - это общее собрание акционеров. Для обществ с ограниченной ответственностью - это собрание участников общества. Если проводить аналогию с государством, то общее собрание участников хозяйственного общества - это общенародный референдум. Только голосование проводится по базовому правилу пропорционально долям участников в уставном капитале. Этот орган управления обязателен для всех хозяйственных обществ.