ГЭП анализ
Подборка наиболее важных документов по запросу ГЭП анализ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 07.02.2024 N 33а-85/2024 (УИД 38RS0004-01-2023-000562-79)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) О признании незаконными действий по вынесению распоряжения об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов; 2) Об обязании внести изменения в проект освоения лесов.
Обстоятельства: Индивидуальным предпринимателем осуществляется деятельность по строительству и эксплуатации производственной площадки на основании договора аренды лесного участка. Заявитель ссылается на то, что проект освоения лесов не соответствует действующему законодательству РФ.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.Анализ вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу, что наличие положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов не является безусловным основанием для его утверждения государственным органом.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) О признании незаконными действий по вынесению распоряжения об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов; 2) Об обязании внести изменения в проект освоения лесов.
Обстоятельства: Индивидуальным предпринимателем осуществляется деятельность по строительству и эксплуатации производственной площадки на основании договора аренды лесного участка. Заявитель ссылается на то, что проект освоения лесов не соответствует действующему законодательству РФ.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.Анализ вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу, что наличие положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов не является безусловным основанием для его утверждения государственным органом.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2025 N 17АП-8654/2025-ГК по делу N А71-20894/2022
Требование: О взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение работ по разработке и согласованию проектов установления санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Выводы судебной экспертизы о том, что результат части работ может быть использован для целей контрактов с учетом дополнительных отборов проб почвы, подготовки дополнительного протокола лабораторных испытаний, дополнительного анализа проб с предварительным расчетом их количества для каждого скотомогильника, корректировки текстовой части проектной документации, подготовки нового экспертного заключения на результат санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ, получения постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, не свидетельствуют о наличии на стороне Управления обязанности по приемке и оплате указанной части работ, поскольку, как ранее указано, объем мероприятий по корректировке такого результата работ является значительным.
Требование: О взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение работ по разработке и согласованию проектов установления санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Выводы судебной экспертизы о том, что результат части работ может быть использован для целей контрактов с учетом дополнительных отборов проб почвы, подготовки дополнительного протокола лабораторных испытаний, дополнительного анализа проб с предварительным расчетом их количества для каждого скотомогильника, корректировки текстовой части проектной документации, подготовки нового экспертного заключения на результат санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ, получения постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, не свидетельствуют о наличии на стороне Управления обязанности по приемке и оплате указанной части работ, поскольку, как ранее указано, объем мероприятий по корректировке такого результата работ является значительным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Каких изменений в системе управления рисками стоит ожидать в 2025 году
(Савицкая М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)1. В первую очередь, конечно же, провести некий гэп-анализ наличия/использования в банке организационных и технических мер, направленных на достижение рекомендуемых уровней защиты.
(Савицкая М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)1. В первую очередь, конечно же, провести некий гэп-анализ наличия/использования в банке организационных и технических мер, направленных на достижение рекомендуемых уровней защиты.
Статья: Реализация принципов государственной политики в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства в законодательстве субъектов Российской Федерации (на примере г. Москвы и Московской области)
(Ермолов Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)В анализируемом принципе закрепляется участие в формировании и реализации государственной политики, а также экспертизе проектов нормативных правовых актов и правовых актов. Возвращаясь к вопросу конкретизации законодательства, возникает закономерный вопрос: какой механизм участия в формировании и реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства будет использоваться? Каким образом, какие субъекты и в каком порядке будут осуществлять экспертизу проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления? Опять наблюдается формализованный подход к содержанию положений Федерального закона, препятствующий его эффективной реализации и, как следствие, не достигающий целей, обозначенных в законе. Незначительные недоработки закона порождают проблемы правоприменения.
(Ермолов Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)В анализируемом принципе закрепляется участие в формировании и реализации государственной политики, а также экспертизе проектов нормативных правовых актов и правовых актов. Возвращаясь к вопросу конкретизации законодательства, возникает закономерный вопрос: какой механизм участия в формировании и реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства будет использоваться? Каким образом, какие субъекты и в каком порядке будут осуществлять экспертизу проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления? Опять наблюдается формализованный подход к содержанию положений Федерального закона, препятствующий его эффективной реализации и, как следствие, не достигающий целей, обозначенных в законе. Незначительные недоработки закона порождают проблемы правоприменения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
<Информация> Минфина России от 08.12.2017
"Вопросы применения МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" банками и другими кредитными организациями"Первым этапом в рамках плана мероприятий по переходу на МСФО (IFRS) 9 может быть анализ расхождений и(или) несоответствий между текущей практикой ведения учета, сбора и анализа информации и новыми требованиями МСФО (IFRS) 9 ("гэп-анализ") с целью определения потребностей в доработке существующих моделей, методологии, систем, процедур. Вторым этапом может быть разработка моделей, методологии и требований к системам и процедурам, которые обеспечат соответствие требованиям МСФО (IFRS) 9. Третьим этапом может быть внедрение разработанных моделей, методологии, систем и процедур, а также их тестирование. Для успешного перехода на МСФО (IFRS) 9 в течение определенного времени целесообразно вести параллельный учет финансовых инструментов по новым и старым требованиям в рамках последнего этапа перехода на МСФО (IFRS) 9. Такой параллельный учет позволит протестировать новые системы и процедуры до начала их применения.
"Вопросы применения МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" банками и другими кредитными организациями"Первым этапом в рамках плана мероприятий по переходу на МСФО (IFRS) 9 может быть анализ расхождений и(или) несоответствий между текущей практикой ведения учета, сбора и анализа информации и новыми требованиями МСФО (IFRS) 9 ("гэп-анализ") с целью определения потребностей в доработке существующих моделей, методологии, систем, процедур. Вторым этапом может быть разработка моделей, методологии и требований к системам и процедурам, которые обеспечат соответствие требованиям МСФО (IFRS) 9. Третьим этапом может быть внедрение разработанных моделей, методологии, систем и процедур, а также их тестирование. Для успешного перехода на МСФО (IFRS) 9 в течение определенного времени целесообразно вести параллельный учет финансовых инструментов по новым и старым требованиям в рамках последнего этапа перехода на МСФО (IFRS) 9. Такой параллельный учет позволит протестировать новые системы и процедуры до начала их применения.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)7) экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, экспертизу проектов законов субъекта Российской Федерации, приводящих к изменению доходов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также государственных программ (проектов государственных программ);
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)7) экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, экспертизу проектов законов субъекта Российской Федерации, приводящих к изменению доходов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также государственных программ (проектов государственных программ);
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)10. Для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель допускается использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, или проектом рекультивации земель, получившими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)10. Для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель допускается использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, или проектом рекультивации земель, получившими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Статья: О принципах введения обязательных требований и их оценки применения
(Полежаев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В рамках этого принципа в начале 2000-х годов был введен институт юридической экспертизы проектов актов нормативного характера (далее - НПА) и самих актов на предмет их соответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным актам. Институты правовой экспертизы проектов НПА, вводящих обязательные требования, и государственной регистрации таких НПА федеральных органов исполнительной власти <5> (далее - ФОИВ) и уполномоченных организаций также нашли свое отражение в Законе о требованиях <6>.
(Полежаев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В рамках этого принципа в начале 2000-х годов был введен институт юридической экспертизы проектов актов нормативного характера (далее - НПА) и самих актов на предмет их соответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным актам. Институты правовой экспертизы проектов НПА, вводящих обязательные требования, и государственной регистрации таких НПА федеральных органов исполнительной власти <5> (далее - ФОИВ) и уполномоченных организаций также нашли свое отражение в Законе о требованиях <6>.
Статья: Использование латинских максим в судебной практике России
(Должиков А.В., Ревазов М.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 4)Ревазов Михаил Аркадиевич, Санкт-Петербургский государственный университет, администратор проекта Центра экспертиз, преподаватель кафедры конституционного права, г. Санкт-Петербург, Россия.
(Должиков А.В., Ревазов М.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 4)Ревазов Михаил Аркадиевич, Санкт-Петербургский государственный университет, администратор проекта Центра экспертиз, преподаватель кафедры конституционного права, г. Санкт-Петербург, Россия.
Статья: Особенности оборота земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)В контексте данного вопроса с учетом результатов анализа материалов судебной практики можно говорить об отсутствии однозначного толкования правовых норм о начале срока для разработки и представления проекта освоения лесов для государственной экспертизы арендатором лесного участка. Это связано с тем, что особенности оборота земель лесного фонда дополнительно к гражданскому и земельному устанавливаются лесным законодательством, что не всегда учитывалось судами.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)В контексте данного вопроса с учетом результатов анализа материалов судебной практики можно говорить об отсутствии однозначного толкования правовых норм о начале срока для разработки и представления проекта освоения лесов для государственной экспертизы арендатором лесного участка. Это связано с тем, что особенности оборота земель лесного фонда дополнительно к гражданскому и земельному устанавливаются лесным законодательством, что не всегда учитывалось судами.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
Статья: Уголовная политика в области обеспечения энергетической безопасности
(Нудель С.Л., Горенская Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Анализ вышеприведенных и иных определений показал, что в большинстве случаев законодатель использует слова "совокупность мер", реже - "комплекс" и "система", и крайне редко - "приоритеты". Иногда в этих определениях имеется указание на субъекты, реализующие определенный вид государственной политики.
(Нудель С.Л., Горенская Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Анализ вышеприведенных и иных определений показал, что в большинстве случаев законодатель использует слова "совокупность мер", реже - "комплекс" и "система", и крайне редко - "приоритеты". Иногда в этих определениях имеется указание на субъекты, реализующие определенный вид государственной политики.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- экспертизу проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверку и анализ обоснованности их показателей, подготовку и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- экспертизу проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверку и анализ обоснованности их показателей, подготовку и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
Статья: Государство как инвестор: бюджетно-правовой аспект
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Согласно ст. 11 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <6> прямое участие предполагает в том числе разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета; решения по государственным капитальным вложениям, проведение экспертизы инвестиционных проектов, защиту отечественных компаний от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов, выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов, вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности, предоставление концессий. Когда речь идет о вложениях в увеличение стоимости государственного имущества, можно говорить о государстве как об инвесторе, хотя данная роль не является для государства основной, а возникает лишь для выполнения свойственных ему функций.
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Согласно ст. 11 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <6> прямое участие предполагает в том числе разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета; решения по государственным капитальным вложениям, проведение экспертизы инвестиционных проектов, защиту отечественных компаний от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов, выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов, вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности, предоставление концессий. Когда речь идет о вложениях в увеличение стоимости государственного имущества, можно говорить о государстве как об инвесторе, хотя данная роль не является для государства основной, а возникает лишь для выполнения свойственных ему функций.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<2> См.: Приказ Минприроды России от 15 февраля 2018 г. N 57 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда" // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<2> См.: Приказ Минприроды России от 15 февраля 2018 г. N 57 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда" // СПС "КонсультантПлюс".