Газоснабжение многоквартирных домов
Подборка наиболее важных документов по запросу Газоснабжение многоквартирных домов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны объектов культурного наследия, водных объектов, земельных участков, недр, животного мира, а также в области управления и пользования жилым фондом: Организация (Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение обеспечения населения коммунальными услугами
(КонсультантПлюс, 2025)организация (ее должностное лицо), ответственная за надлежащее предоставление коммунальных услуг, не обеспечила теплоснабжение (газоснабжение) МКД
(КонсультантПлюс, 2025)организация (ее должностное лицо), ответственная за надлежащее предоставление коммунальных услуг, не обеспечила теплоснабжение (газоснабжение) МКД
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами
(КонсультантПлюс, 2025)"...ООО... является ресурсоснабжающей организацией и предоставляет коммунальную услугу "газоснабжение" потребителям, проживающим... в многоквартирных домах... Дома подключены к газорегуляторной установке...
(КонсультантПлюс, 2025)"...ООО... является ресурсоснабжающей организацией и предоставляет коммунальную услугу "газоснабжение" потребителям, проживающим... в многоквартирных домах... Дома подключены к газорегуляторной установке...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок реализации непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что услуга газоснабжения в МКД предоставляется газоснабжающей организацией только при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования, а также технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования на основании договоров со специализированной организацией, наделенной правом на осуществление соответствующей деятельности.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что услуга газоснабжения в МКД предоставляется газоснабжающей организацией только при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования, а также технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования на основании договоров со специализированной организацией, наделенной правом на осуществление соответствующей деятельности.
Ситуация: Каковы основные условия договора управления многоквартирным домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Коммунальная услуга газоснабжения в многоквартирном доме предоставляется газоснабжающей организацией при соблюдении определенных условий, в частности при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования (ч. 1 ст. 157.3 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Коммунальная услуга газоснабжения в многоквартирном доме предоставляется газоснабжающей организацией при соблюдении определенных условий, в частности при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования (ч. 1 ст. 157.3 ЖК РФ).
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"1. До 1 января 2028 года особенности применения на территории Донецкой Народной Республики положений законодательства Российской Федерации в сферах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроэнергетики, использования атомной энергии (в том числе физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), промышленной безопасности опасных производственных объектов, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, охраны окружающей среды (в части функционирования объектов использования атомной энергии), обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, транспортирования (перевозки) ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращения с радиоактивными отходами, обращения с отходами производства и потребления, железнодорожных перевозок, услуг связи, услуг в транспортных терминалах, морских и речных портах и аэропортах, оборота лекарственных средств, технического осмотра транспортных средств, включая законодательство Российской Федерации о международном сотрудничестве, о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, могут устанавливаться Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"1. До 1 января 2028 года особенности применения на территории Донецкой Народной Республики положений законодательства Российской Федерации в сферах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроэнергетики, использования атомной энергии (в том числе физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), промышленной безопасности опасных производственных объектов, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, охраны окружающей среды (в части функционирования объектов использования атомной энергии), обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, транспортирования (перевозки) ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращения с радиоактивными отходами, обращения с отходами производства и потребления, железнодорожных перевозок, услуг связи, услуг в транспортных терминалах, морских и речных портах и аэропортах, оборота лекарственных средств, технического осмотра транспортных средств, включая законодательство Российской Федерации о международном сотрудничестве, о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, могут устанавливаться Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"1. До 1 января 2028 года особенности применения на территории Херсонской области положений законодательства Российской Федерации в сферах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроэнергетики, использования атомной энергии (в том числе физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), промышленной безопасности опасных производственных объектов, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, охраны окружающей среды (в части функционирования объектов использования атомной энергии), обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, транспортирования (перевозки) ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращения с радиоактивными отходами, обращения с отходами производства и потребления, железнодорожных перевозок, услуг связи, услуг в транспортных терминалах, морских и речных портах и аэропортах, оборота лекарственных средств, технического осмотра транспортных средств, включая законодательство Российской Федерации о международном сотрудничестве, о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, могут устанавливаться Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"1. До 1 января 2028 года особенности применения на территории Херсонской области положений законодательства Российской Федерации в сферах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроэнергетики, использования атомной энергии (в том числе физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), промышленной безопасности опасных производственных объектов, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, охраны окружающей среды (в части функционирования объектов использования атомной энергии), обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, транспортирования (перевозки) ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращения с радиоактивными отходами, обращения с отходами производства и потребления, железнодорожных перевозок, услуг связи, услуг в транспортных терминалах, морских и речных портах и аэропортах, оборота лекарственных средств, технического осмотра транспортных средств, включая законодательство Российской Федерации о международном сотрудничестве, о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, могут устанавливаться Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Правомерен ли отказ заказчика от оплаты работ, имеющих для него потребительскую ценность, в случае признания договора подряда недействительным или незаключенным
(КонсультантПлюс, 2025)"...Из материалов дела следует, что стороны подписали договор подряда от 12.11.2004 N 12-л/4, по условиям которого ООО "Стройматериалы" (исполнитель) обязалось по заданию ООО "Техгарант" (заказчика) выполнить комплекс предпроектных работ по газоснабжению многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями по ул. Революционная в городе Иваново. Платежными поручениями от 25.11.2004 N 76 и от 22.12.2004 N 104 заказчик перечислил подрядчику 455000 рублей в качестве предварительной оплаты в счет упомянутого соглашения. Посчитав, что ответчик не исполнил обязательства, предусмотренные договором, не выполнив предусмотренные в нем работы, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Правомерен ли отказ заказчика от оплаты работ, имеющих для него потребительскую ценность, в случае признания договора подряда недействительным или незаключенным
(КонсультантПлюс, 2025)"...Из материалов дела следует, что стороны подписали договор подряда от 12.11.2004 N 12-л/4, по условиям которого ООО "Стройматериалы" (исполнитель) обязалось по заданию ООО "Техгарант" (заказчика) выполнить комплекс предпроектных работ по газоснабжению многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями по ул. Революционная в городе Иваново. Платежными поручениями от 25.11.2004 N 76 и от 22.12.2004 N 104 заказчик перечислил подрядчику 455000 рублей в качестве предварительной оплаты в счет упомянутого соглашения. Посчитав, что ответчик не исполнил обязательства, предусмотренные договором, не выполнив предусмотренные в нем работы, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1.2. В ч. 1.2 ст. 113 говорится об особенностях предоставления коммунальной услуги газоснабжения в тех случаях, когда деятельность по управлению многоквартирным домом осуществляет жилищный кооператив. В таких случаях в уставе указанного жилищного кооператива должна быть предусмотрена обязанность заключить со специализированной организацией, определенной Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и наделенной исключительным правом на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено). При этом следует учитывать, что жилищные кооперативы обязаны привести свои уставы в соответствие с требованиями комментируемой части до 30 ноября 2023 г. (Федеральный закон от 18 марта 2023 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации").
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1.2. В ч. 1.2 ст. 113 говорится об особенностях предоставления коммунальной услуги газоснабжения в тех случаях, когда деятельность по управлению многоквартирным домом осуществляет жилищный кооператив. В таких случаях в уставе указанного жилищного кооператива должна быть предусмотрена обязанность заключить со специализированной организацией, определенной Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и наделенной исключительным правом на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено). При этом следует учитывать, что жилищные кооперативы обязаны привести свои уставы в соответствие с требованиями комментируемой части до 30 ноября 2023 г. (Федеральный закон от 18 марта 2023 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации").
Статья: Правовая природа, квалификация и юридический состав договора управления многоквартирным домом
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Представляется, что ДУ по своей правовой природе не является публичным договором <10>, и УО не обязана его заключать с каждым "коллективом собственников" помещений в МКД, который к ней обратится, как этого требует п. 1 ст. 426 ГК РФ для публичных договоров. Если бы ДУ был публичным договором и собственники приняли бы решения о выборе УО и утверждении условий ДУ, то, не имея права на отказ, УО была бы обязана заключить такой договор, "не имея права оказывать предпочтение...". Это несовместимо с природой ДУ, при котором УО не обязана осуществлять деятельность по управлению МКД "в отношении каждого, кто к ней обратится" <11>. Ведь по ДУ управление осуществляется в отношении МКД, имеющих различные конструкции и техническое состояние, в которых объекты недвижимости имеют собственники, имеющие отличающиеся финансовые возможности и предъявляющие несхожие требования к качеству результатов управления МКД. Из этого следует, что управление МКД объективно не может осуществляться по одинаковым ставкам платы за услуги и работы "для потребителей соответствующей категории" (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Многие УО имеют собственные специализации (например, только высотные МКД или дома без газоснабжения, МКД бизнес-класса). То есть у ДУ отсутствуют установленные в ст. 426 ГК РФ признаки публичного договора, и УО по характеру своей деятельности не должны осуществлять ее в отношении каждого, кто к ней обратится, вправе отказываться заключать ДУ.
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Представляется, что ДУ по своей правовой природе не является публичным договором <10>, и УО не обязана его заключать с каждым "коллективом собственников" помещений в МКД, который к ней обратится, как этого требует п. 1 ст. 426 ГК РФ для публичных договоров. Если бы ДУ был публичным договором и собственники приняли бы решения о выборе УО и утверждении условий ДУ, то, не имея права на отказ, УО была бы обязана заключить такой договор, "не имея права оказывать предпочтение...". Это несовместимо с природой ДУ, при котором УО не обязана осуществлять деятельность по управлению МКД "в отношении каждого, кто к ней обратится" <11>. Ведь по ДУ управление осуществляется в отношении МКД, имеющих различные конструкции и техническое состояние, в которых объекты недвижимости имеют собственники, имеющие отличающиеся финансовые возможности и предъявляющие несхожие требования к качеству результатов управления МКД. Из этого следует, что управление МКД объективно не может осуществляться по одинаковым ставкам платы за услуги и работы "для потребителей соответствующей категории" (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Многие УО имеют собственные специализации (например, только высотные МКД или дома без газоснабжения, МКД бизнес-класса). То есть у ДУ отсутствуют установленные в ст. 426 ГК РФ признаки публичного договора, и УО по характеру своей деятельности не должны осуществлять ее в отношении каждого, кто к ней обратится, вправе отказываться заключать ДУ.
Ситуация: Как гражданину заключить договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)тип помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки домовладения);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)тип помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки домовладения);
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В рамках дела N А56-102457/2019 конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о передаче в собственность муниципального образования газопровода низкого давления протяженностью 1 235,9 м, предназначенного для газоснабжения многоквартирных домов, в течение 30 дней с момента вынесения определения.
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В рамках дела N А56-102457/2019 конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о передаче в собственность муниципального образования газопровода низкого давления протяженностью 1 235,9 м, предназначенного для газоснабжения многоквартирных домов, в течение 30 дней с момента вынесения определения.