Гарантии при сокращении госслужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии при сокращении госслужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02.05.2024 N 88-2843/2024 (УИД 27RS0013-01-2022-001082-47)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Сокращая истицу на основании организационно-штатных мероприятий, ей не были предложены вакантные должности на момент проведения этих мероприятий, а именно: должности начальника отдела учета налогоплательщиков и начальника отдела работы с налогоплательщиками. Никаких иных организационно-штатных мероприятий не проводилось.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Суд первой инстанции, признавая незаконным увольнение истца, руководствуясь статьями 4, 31, 33, 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", исходил из того, что на момент проведения процедуры предупреждения о предстоящем увольнении в отношении К.Е.СА. в связи с сокращением ее должности, в иных налоговых инспекциях по Хабаровскому краю имелись вакантные должности, относящиеся к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории "руководители", которые ей не предлагались, пришел к выводу о нарушении порядка увольнения К.Е.СБ., несоблюдении гарантий, связанных с сокращением должности государственного гражданского служащего в части не предоставления всех имеющихся вакантных должностей в государственном органе. При этом суд указал, что ответчиком не представлены доказательства несоответствия К.Е.СА. имеющимся вакантным должностям в инспекциях налоговой службы.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Сокращая истицу на основании организационно-штатных мероприятий, ей не были предложены вакантные должности на момент проведения этих мероприятий, а именно: должности начальника отдела учета налогоплательщиков и начальника отдела работы с налогоплательщиками. Никаких иных организационно-штатных мероприятий не проводилось.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Суд первой инстанции, признавая незаконным увольнение истца, руководствуясь статьями 4, 31, 33, 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", исходил из того, что на момент проведения процедуры предупреждения о предстоящем увольнении в отношении К.Е.СА. в связи с сокращением ее должности, в иных налоговых инспекциях по Хабаровскому краю имелись вакантные должности, относящиеся к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории "руководители", которые ей не предлагались, пришел к выводу о нарушении порядка увольнения К.Е.СБ., несоблюдении гарантий, связанных с сокращением должности государственного гражданского служащего в части не предоставления всех имеющихся вакантных должностей в государственном органе. При этом суд указал, что ответчиком не представлены доказательства несоответствия К.Е.СА. имеющимся вакантным должностям в инспекциях налоговой службы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Теоретико-методологическая разработанность рассматриваемой темы является низкой. Большинство работ, касающихся гарантий при увольнении по инициативе работодателя, касаются трудового права и не учитывают специфики государственно-служебных правоотношений. Ряд исследований, в рамках которых поднимается вопрос о предоставлении указанных гарантий государственным служащим, посвящен исключительно расторжению служебного контракта в связи с сокращением должностей или ликвидацией государственного органа. Комплексный анализ гарантий, предусмотренных государственным и муниципальным служащим в случае увольнения по инициативе представителя нанимателя (руководителя), в юридической литературе не проводился.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Теоретико-методологическая разработанность рассматриваемой темы является низкой. Большинство работ, касающихся гарантий при увольнении по инициативе работодателя, касаются трудового права и не учитывают специфики государственно-служебных правоотношений. Ряд исследований, в рамках которых поднимается вопрос о предоставлении указанных гарантий государственным служащим, посвящен исключительно расторжению служебного контракта в связи с сокращением должностей или ликвидацией государственного органа. Комплексный анализ гарантий, предусмотренных государственным и муниципальным служащим в случае увольнения по инициативе представителя нанимателя (руководителя), в юридической литературе не проводился.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ
(ред. от 14.07.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации"6. Федеральным государственным гражданским служащим аппарата Верховного Суда Российской Федерации и аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", продолжающим осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и не назначенным на должности федеральной государственной гражданской службы в аппарате Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", и Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы или упразднении государственного органа.
(ред. от 14.07.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации"6. Федеральным государственным гражданским служащим аппарата Верховного Суда Российской Федерации и аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", продолжающим осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и не назначенным на должности федеральной государственной гражданской службы в аппарате Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", и Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы или упразднении государственного органа.
Указ Президента РФ от 14.08.1996 N 1177
(ред. от 29.11.2004)
"О структуре федеральных органов исполнительной власти"утвердить предельную численность и фонд оплаты труда работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, исходя из необходимости дальнейшего сокращения численности работников государственного управления, обеспечить высвобождающимся государственным служащим гарантии, установленные законодательством Российской Федерации;
(ред. от 29.11.2004)
"О структуре федеральных органов исполнительной власти"утвердить предельную численность и фонд оплаты труда работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, исходя из необходимости дальнейшего сокращения численности работников государственного управления, обеспечить высвобождающимся государственным служащим гарантии, установленные законодательством Российской Федерации;
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)1. Современные реформы в сфере государственного управления носят противоречивый характер: с одной стороны, они направлены на повышение эффективности, с другой стороны, сопровождаются сокращением кадрового потенциала и ростом нагрузки на государственных служащих в условиях цифровой трансформации.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)1. Современные реформы в сфере государственного управления носят противоречивый характер: с одной стороны, они направлены на повышение эффективности, с другой стороны, сопровождаются сокращением кадрового потенциала и ростом нагрузки на государственных служащих в условиях цифровой трансформации.
Статья: Испытание для госслужащего
(Куревина Л.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 6)- госслужащий назначен на должность в рамках перевода в связи с сокращением его должности или ликвидации госоргана;
(Куревина Л.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 6)- госслужащий назначен на должность в рамках перевода в связи с сокращением его должности или ликвидации госоргана;
Статья: Правовое регулирование финансового обеспечения публичных закупок в России
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)- сокращение количества госслужащих, занятых в администрировании публичных закупок, автоматизированный (цифровой) контроль и привлечение нарушителей к ответственности;
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)- сокращение количества госслужащих, занятых в администрировании публичных закупок, автоматизированный (цифровой) контроль и привлечение нарушителей к ответственности;
Готовое решение: Как установить испытательный срок на федеральной государственной гражданской службе
(КонсультантПлюс, 2025)госслужащему, который назначен на должность согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе в порядке перевода в связи с сокращением должности госслужбы или упразднением госоргана;
(КонсультантПлюс, 2025)госслужащему, который назначен на должность согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе в порядке перевода в связи с сокращением должности госслужбы или упразднением госоргана;
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Комментируемой статьей определен порядок предоставления иной вакантной должности гражданскому служащему в случае сокращения должностей или упразднения государственного органа.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Комментируемой статьей определен порядок предоставления иной вакантной должности гражданскому служащему в случае сокращения должностей или упразднения государственного органа.
Статья: Как получить от государства компенсацию за нарушенные трудовые права
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2021, N 2)Работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку является дополнительной государственной гарантией гражданских служащих. Следовательно, выплаченная государственным служащим г. Москвы сумма за неиспользованную санаторно-курортную путевку непосредственно связана с выполнением ими трудовых обязанностей, представляет собой компенсацию и не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование (Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2012 по делу N А40-89277/11-20-386).
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2021, N 2)Работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку является дополнительной государственной гарантией гражданских служащих. Следовательно, выплаченная государственным служащим г. Москвы сумма за неиспользованную санаторно-курортную путевку непосредственно связана с выполнением ими трудовых обязанностей, представляет собой компенсацию и не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование (Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2012 по делу N А40-89277/11-20-386).
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Трудовой кодекс Российской Федерации содержит ряд гарантий, предоставляемых работающим женщинам, имеющим детей, в частности часть четвертая его статьи 261 обеспечивает одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, защиту от увольнения по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением. Нет препятствий и для предоставления данной гарантии и женщинам, проходящим государственную гражданскую службу. Однако гражданка В.Ю. Боровик не получила такой защиты: будучи одинокой матерью с малолетним ребенком, она была уволена в рамках проводимых мероприятий по сокращению должностей государственной гражданской службы, однако предусмотренное для таких случаев основание увольнения - отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы - формально не было отнесено законодателем к основаниям увольнения по инициативе представителя нанимателя. Это и явилось препятствием для удовлетворения судом ее требования о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Трудовой кодекс Российской Федерации содержит ряд гарантий, предоставляемых работающим женщинам, имеющим детей, в частности часть четвертая его статьи 261 обеспечивает одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, защиту от увольнения по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением. Нет препятствий и для предоставления данной гарантии и женщинам, проходящим государственную гражданскую службу. Однако гражданка В.Ю. Боровик не получила такой защиты: будучи одинокой матерью с малолетним ребенком, она была уволена в рамках проводимых мероприятий по сокращению должностей государственной гражданской службы, однако предусмотренное для таких случаев основание увольнения - отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы - формально не было отнесено законодателем к основаниям увольнения по инициативе представителя нанимателя. Это и явилось препятствием для удовлетворения судом ее требования о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе.
Статья: Институт кадровых комиссий на государственной и муниципальной службе: временная мера или новый вектор развития
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)- при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа (ч. 1 ст. 31);
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)- при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа (ч. 1 ст. 31);
Готовое решение: Какие выплаты полагаются госслужащему при сокращении
(КонсультантПлюс, 2025)Выходное пособие госслужащему при сокращении не выплачивайте.
(КонсультантПлюс, 2025)Выходное пособие госслужащему при сокращении не выплачивайте.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- государственному гражданскому служащему, уволенному в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, признанному безработным, но не трудоустроенному в период после увольнения с гражданской службы, за который ему произведена единовременная выплата - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения) в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в этом случае пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- государственному гражданскому служащему, уволенному в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, признанному безработным, но не трудоустроенному в период после увольнения с гражданской службы, за который ему произведена единовременная выплата - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения) в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в этом случае пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода;